В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
БАНК ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ Назад
БАНК ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ


Парламентская газета, Кучер Наталья, , N23, Стр. 4
Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона "О Банке развития" и связанный с ним законопроект "О внесении изменений в статьи 7 и 13 ФЗ "О банках и банковской деятельности".

Сам факт создания уникального финансового института - государственного Банка развития - станет символическим событием, подтверждающим статус России как страны с растущей экономикой и устойчивой финансовой системой. В более приземленном, практическом плане это означает, что у государства появится практически неисчерпаемый источник финансирования крупных инфраструктурных проектов общенационального значения. Кроме того, с появлением Банка развития инвестиционный процесс в стране начнет приобретать многоуровневый характер, поскольку этот институт займется рефинансированием коммерческих банков, которые наконец-то получат "длинные" деньги для долгосрочного кредитования различных секторов экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Все это в целом послужит диверсификации российской экономики и придаст мощный импульс ее развитию.

По пути планеты всей

Государственные институты развития существуют в большинстве экономически сильных стран. "Вот как, к примеру, многоуровневая система финансирования работает в Германии, в стране с близкой нам правовой системой, - рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. - Там еще в послевоенные годы был создан государственный банк KfW, который занимается не выдачей кредитов фирмам или предприятиям, а исключительно рефинансированием коммерческих банков под те или иные проекты. Это могут быть, в частности, проекты поддержки малого предпринимательства или экспортных программ. Коммерческие банки в свою очередь кредитуют многочисленные микрофинансовые организации - кредитные кооперативы разных уровней, деятельность которых охватывает всю территорию Германии. И уже кооперативы выдают небольшие займы, в которых особенно нуждаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели".

Первой попыткой создать в России государственный институт развития можно назвать появление в 1999 году Российского банка развития (РосБР). Однако скромный уставный фонд и невнятность поставленных задач так и не позволили ему развернуть полноценную "развивающую" деятельность.

В январе прошлого года Президент Владимир Путин дал Правительству четкое поручение: к концу 2006 года в России должен быть создан Банк развития. Но к назначенному времени появился лишь соответствующий законопроект. Министерства и ведомства долго не могли договориться о специфике нового финансового института: если это банк, то он должен работать по лицензии Центробанка и под его контролем, если не банк, а государственный институт, то контроль и надзор за ним - прерогатива Правительства. Много спорили, на какой базе должен формироваться Банк развития, какие виды деятельности будут ему разрешены, какие - запрещены. Наконец проект закона был внесен в Госдуму. В минувший четверг его рассмотрели и рекомендовали к первому чтению сразу оба профильных думских комитета - Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму. Правда, при этом депутаты указали на ряд существенных недоработок документа, которые необходимо устранить ко второму чтению.

Как пояснил заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов, законопроект предполагает формирование государственной корпорации, которая не является коммерческим банком в общепринятом понимании (то есть все-таки не банк, а институт, контроль и надзор за которым осуществляет Правительство). Цель Банка развития - не извлечение прибыли от банковских операций, от кредитования физических и юридических лиц, а финансирование долгосрочных инфраструктурных проектов, которые имеют господдержку - либо на принципах частно-государственного партнерства (ЧПГ) с использованием средств инвестиционного фонда, либо путем софинансирования через федеральные целевые программы и адресные инвестиционные программы. Банк будет координировать деятельность всех уже существующих финансовых институтов развития, таких как Фонд информационных технологий, Российская венчурная компания, особые экономические зоны, инвестиционный фонд. "В законопроекте четко сказано, что Банк развития не должен работать в тех секторах экономики, где проекты развития могут получить финансирование за счет средств коммерческих банков и иных финансовых инструментов", - подчеркивает Кирилл Андросов.

О Внешэкономбанке замолвите слово

Как предусматривает законопроект, Банк развития будет создан в результате преобразования в него крупнейшей государственной финансовой структуры - Внешэкономбанка (ВЭБ). Выбор "родителя" не случаен. С момента своего основания в 1924 году ВЭБ фактически выполнял функции института развития, обеспечивая финансирование крупнейших отечественных и зарубежных проектов, в которых участвовала наша страна. КамАЗ, АвтоВАЗ, БАМ, магистральные нефте- и газопроводы, Асуанская ГЭС в Египте, атомные станции в Индии и Китае - вот далеко не полный перечень объектов, построенных при финансовом содействии ВЭБ. Сегодня банк обслуживает внешний госдолг России, участвует в проектах международного сотрудничества, обеспечивает поддержку экспорта и плюс к тому является государственной компанией по управлению пенсионными накоплениями.

Имущество Банка развития планируется сформировать за счет взносов РФ, имущества, которое образуется в процессе реорганизации самого ВЭБа, а также за счет госпакетов акций РосБР и Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанка). Первоначально предполагалось вообще объединить все три банка в один Банк развития, но из-за процедурных и прочих сложностей Правительство ограничилось самым простым и быстрым вариантом - передачей акций. Уставный капитал новой госкорпорации составит примерно 70 миллиардов рублей, но впоследствии может быть увеличен за счет взносов государства. По словам Кирилла Андросова, окончательного решения о судьбе РосБР и Росэксимбанка у Правительства пока нет, но не исключено, что они останутся самостоятельными горлицами и продолжат свою деятельность в качестве обычных коммерческих банков.

Что касается ВЭБа, то дань его долгой истории и достойной репутации разработчики решили отдать в полном названии госкорпорации - "Банк развития и внешнеэкономической деятельности". Однако в кратком варианте не осталось даже намека на ВЭБ. По мнению ряда депутатов, это недальновидно. "Сохранение старого названия будет чрезвычайно полезно для нового института, оно ничем себя не запятнало", - говорит первый заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению в своем заключении на законопроект тоже указывает: "Следует также сохранить название "Внешэкономбанк" в кратком наименовании создаваемого Банка развития".

Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев согласен с парламентариями: "Это серьезный нематериальный актив. Наши российские и иностранные партнеры очень чувствительно относятся к тому, как этот банк будет называться". Однако, как заметил Кирилл Андросов, новое имя банка для Правительства - вопрос принципиальный: "Мы должны дать зарубежным партнерам четкий сигнал, что же мы пытаемся создать. В большинстве стран мира подобные институты называются "Банками развития".

Судя по всему, дискуссия на тему: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет", еще не завершена.

По "зеленой волне"

По словам председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, комитет и фракция "Единая Россия" считают законопроект приоритетным и планируют рассмотреть его максимально быстро, но в то же время очень внимательно. Иначе говоря, документу дан "зеленый свет". Скорее всего закон будет принят в апреле, и с 1 июля 2007 года Банк развития начет свою судьбоносную для российской экономики деятельность.

В то же время при "внимательном рассмотрении выяснилось", что поправками только в Закон "О банках и банковской деятельности" дело не ограничится. Комитет выявил немало "нестыковок" законопроекта с другими законодательными актами, в частности с законами "О некоммерческих организациях", "О рынке ценных бумаг", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об организации страхового дела в РФ". Вероятнее всего ко второму чтению проект закона "О Банке развития" придет в солидном сопровождении смежных законопроектов.




http://pavelmedvedev.ru/

Док. 359478
Перв. публик.: 14.02.07
Последн. ред.: 25.08.07
Число обращений: 446

  • Медведев Павел Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``