В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГАДЖИ МАХАЧЕВ: `Я ПРОТИВНИК КРАЙНИХ ПОДХОДОВ` Назад
ГАДЖИ МАХАЧЕВ: `Я ПРОТИВНИК КРАЙНИХ ПОДХОДОВ`

-Гаджи Нухиевич, на недавней пресс-конференции Вы выступили с сенсационным сообщением о самороспуске Аварского народного движения, председателем которого Вы являетесь. Бытует мнение, что это общественное объединение, образованное на основе Народного фронта имени имама Шамиля, возникло как организация представителей "горских" народов, переселившихся на равнину с целью защиты своих интересов от нарастающего коллективного давления организаций чеченцев, кумыков, ногайцев и казаков. Согласны ли Вы с этим?

-Во-первых, хочу несколько прояснить ситуацию в связи с тем, что часто путают Народный фронт имени имама Шамиля с Аварским народным движением, в которое он якобы был позже преобразован. Мне много раз приходилось разъяснять, что Народный фронт имени имама Шамиля, образованный в 1988 году в г.Хасавюрте и бывший изначально интернациональным по своему составу - это самостоятельное общественное объединение, и его никогда не преобразовывали в Аварское народное движение.

Во-вторых, я категорически не согласен с тем, что Аварское народное движение возникло как организация представителей "горских" народов, переселившихся на равнину, и было призвано защищать интересы только тех аварцев, которые проживают в каком-то одном регионе. В состав Исполкома Аварского народного движения входили 72 человека, представлявшие аварцев всех районов и городов Дагестана, а также аварских диаспор ближнего и дальнего зарубежья, которые легитимно были избраны на съезде АНД.

Основными целями деятельности движения провозглашались: участие в создании подлинного народовластия и демократического правового общества в Дагестане, возрождение, сохранение и развитие самобытности аварского народа, консолидация дагестанских народов на основе равноправия наций, глубокого взаимопонимания между ними, а также защита политических и социальных прав и свобод граждан.

Надо отметить, что Аварское народное движение было образовано после того, как уже начали активную работу другие мононациональные движения. Поводом же для его создания послужил ряд серьезных факторов. В конце 80-х годов на аварский народ начало осуществляться сильное давление. Шло оно как минимум с четырех сторон: со стороны грузинских и азербайджанских националистов, организаций чеченцев-аккинцев и со стороны одного из кумыкских движений, а точнее - "Тенглика". Противоречивые процессы в социально-экономической сфере, связанные с кризисом власти, еще больше накаляли ситуацию, поэтому, на мой взгляд, тогда возникновение Аварского народного движения было продиктовано самой жизнью.

-По данным опросов, проводимых информационно-аналитическим агентством "Кавказ", большинство представителей того или иного этноса не видят особой роли национальных движений в решении проблем своего народа. Большинство опрошенных убеждено, что национальные движения были созданы не для решения этнокультурных задач, а для достижения их лидерами собственных, узкокорыстных целей. Что Вы думаете по этому поводу?

-Ни для кого не секрет, что можно "заказать" любой социологический опрос. Что же касается роли национальных движений, то принижать ее по-моему не стоит. На определенном этапе развития нашего общества они оказали немалое позитивное влияние на социально-политическую жизнь республики и в определенной степени помогли сохранить мир и стабильность в Дагестане.

В области же решения этнокультурных задач за время своего существования национальными движениями сделано вообще очень много. Деятельность этнических движений совпала с периодом, когда наблюдалось повсеместное недофинансирование государством науки, культуры и образования. В связи с этим решением вопросов в этой сфере зачастую приходилось заниматься нам. В частности, при Аварском народном движении была специально создана комиссия по этнолингвистическим проблемам, культуре и возрождению исторического прошлого. По представлению Комиссии было организовано издание научных трудов, в которых нуждалось наше образование, были опубликованы многие литературные произведения, что составило весомую поддержку для литераторов, особенно для пишущих на национальных языках. Проводились также юбилейные и творческие вечера деятелей искусства, оказывалась большая помощь молодым талантам.

-Вернемся к статистике. Социологические исследования утверждают, что 18 процентов опрошенных дагестанцев до сих пор оценивают межнациональные отношения в республике как нетерпимые, а 70 процентов опрошенных русских и вовсе уверены, что отношение к ним в Дагестане в течение двух последних лет ухудшилось. Русские считают себя ущемленными и в вопросах соблюдения национального равноправия. Так, более 50 процентов убеждены, что находятся в менее выгодном положении по сравнению с представителями других национальностей. Как Вы это прокомментируете?

-Хотелось бы знать, на чьи средства проводятся подобные социологические исследования, ведь часто в области опросов общественного мнения действует принцип: "кто платит, тот и заказывает музыку". Говорю об этом по той простой причине, что не вижу никаких оснований для утверждения, что межнациональные отношения в пределах республики следует характеризовать, как "нетерпимые", тем более в последнее время. Не секрет, что любая коренная и некоренная национальность Дагестана считает, что ее ущемляют на фоне других, что ее представителей мало на руководящих постах, у экономических рычагов, в представительных органах власти.

Что касается "русского вопроса", мне кажется, что если бы какие-либо ущемления были допущены в отношении русских, то и Ваша газета, и иные структуры располагали бы уже соответствующими данными, подтверждающими такие факты. Другое дело, что несколько лет тому назад в республике действительно имели место случаи принуждения лиц русской национальности к продаже домов и квартир по явно заниженным ценам, но это криминальная, а не национальная проблема. С этим явлением боролись и наши правоохранительные органы, и отдельные общественные объединения. Тогда по моей инициативе при Аварском народном движении был создан Комитет по защите прав русскоязычных граждан. Благодаря его деятельности на территории Дагестана были предотвращены многие противоправные действия в отношении русских и представителей других некоренных национальностей. Нужно квалифицировать и профессионально решать накопившиеся в этой обрасти проблемы, но драматизировать и обострять ситуацию недопустимо.

-Недавно Конгресс народов Дагестана предложил поправки к закону "О выборах депутатов Народного собрания РД". КНД считает, что проект продолжает игнорировать права коренных малочисленных народов, за исключением 14 конституционно обозначенных. По мнению КНД, представители этих народов лишены права представительства в высших органах государственной власти. Каково ваше отношение к проблеме национально-территориальных избирательных округов в республике, а также к поправкам, предложенным КНД?

-По всей России идет процесс выравнивания положений местных Конституций и отдельных законов с Конституцией РФ. Я считаю, что мы должны руководствоваться в таких вопросах позицией нашего Президента В.В.Путина, который уже неоднократно заявлял, что Конституции и своды законов субъектов Российской Федерации должны соответствовать Конституции России, особенно в своих главных положениях.

-Сейчас много говорят о том, что в условиях гражданского общества главную роль в организации нашей жизни будут играть не госструктуры, а общности, которые в результате взаимовлияния перейдут на более высокий уровень социальной организации. Надо ли, на Ваш взгляд, в такой многоэтнической республике, как Дагестан, учитывать опыт гражданского решения проблем совместного существования?

-Опыт показывает, что государство, которое правильно организовано, играет позитивную роль в экономическом и социальном развитии общества. Оно борется с преступностью, защищает своих граждан от внешней агрессии, перераспределяет материальные средства, в полной мере используя свой административный ресурс. Поэтому я полагаю, что на нынешнем этапе в Дагестане роль государства и его структур несравнимо важнее названных Вами "общностей".

-Наш земляк Рамазан Абдулатипов в своем послании президенту Ельцину писал: "Сегодня в развитии федерализма и межнациональных отношений проявляется как минимум три тенденции. С одной стороны, это стремление к разэтнизации - "отмене" национальностей, роспуску национальных образований в России и выстраиванию федеральной государственности по чисто территориальному (губернскому) признаку, с другой - стремление использовать события последнего времени для разжигания новой волны национального сепаратизма, дальнейшей этнизации политических институтов власти и процессов на местах. Третье направление объединяет тех, кто ясно отдает себе отчет в опасных последствиях подобных крайних односторонних подходов". К каковым Вы себя относите?

-Я противник крайних по форме односторонних подходов, ибо всегда стараюсь думать о последствиях того или иного шага, особенно в упомянутом Вами аспекте.

-Во время трагических событий прошлого года Вы доказали, что являетесь убежденным сторонником сохранения России, как многонационального, единого и целостного государства. Сегодня Вы стали депутатом Госдумы. Считаете ли Вы, что нахождение Дагестана в составе России предоставляет нам больше возможностей для подлинного, а не формального самоопределения, для сохранения своей этнической самобытности, чем преобразование его в карликовое, имеющее лишь видимость самостоятельного, государство?

-Анализ пути, который прошел за много веков своей истории народ Дагестана, особенно опыт XIX и XX веков, убеждает меня, что и для экономического, и для этнокультурного развития дагестанцев оптимальным вариантом является пребывание в составе демократической, в лучшем смысле этого слова, России. Дагестанцы в 1999 году не на словах, а на деле доказали, что они за Россию и готовы отстаивать ее территориальную целостность и независимость.

-Вы заявляете о необходимости объединения национальных движений для решения общих для Дагестана задач. В этой связи вспоминается Ваше вытсупление после трагических событий осетино-ингушского конфликта, которые Вы видели воочию, находясь в зоне противостояния. Тогда Вы на одном из собраний в Махачкале заявили, что подобное в Дагестане допустить нельзя. Не тогда ли и зародилась у Вас мысль об объединении нацдвижений, которую Вы обнародовали в эти дни?

-Такая мысль была мне близка изначальна, и я не раз говорил об этом. В резолюциях съездов Аварского народного движения (III - в 1994г, IV - в 1996г. и V - в 1997г.) отдельным пунктом было обращение к национальным движениям республики, призывающее их создать единое общедагестанское движение. В 1996г был создан оргкомитет по созданию Ассамблеи народных движений и политических партий Дагестана. Однако в то время дагестанцы не были готовы к такому повороту событий, и лишь в 1999 году после нападения на республику бандитских отрядов весь дагестанский народ независимо от национальности сплотился в единый кулак, что и позволило приступить к роспуску Аварского народного движения. Я призываю и все другие национальные движения последовать нашему примеру и самораспуститься для создания общереспубликанского движения в целях сохранения единства, мира и стабильности в нашем общем доме.


Мурад Ахмедов,
"Дагпресс-инфо",




http://www.makhachev.ru/

Док. 359449
Перв. публик.: 22.12.00
Последн. ред.: 25.08.07
Число обращений: 212

  • Махачев Гаджи Нухиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``