В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Комиссаров: Управлять государством не отходя от компьютера Назад
Валерий Комиссаров: Управлять государством не отходя от компьютера
Возможным становится в электронном виде формирование документов для любых видов сделок.
Информационно-телекоммуникационные технологии сегодня развиваются очень стремительно. Практически у каждого министерства и ведомства, предприятия есть свои сайты в Интернете, системы и средства информатизации, базы данных. Бухгалтерские, финансовые, плановые задачи сегодня зачастую решаются в информационном поле - без прямого контакта между людьми, но все это происходит только "локально" в отдельных структурах и организациях. На государственном же уровне нет автоматизированной системы управления и информационного обмена. Это все утяжеляет систему управления в государстве, делает ее неповоротливой и неоперативной.
Как же должна внедряться автоматизированная система управления (АСУ) во взаимодействие органов власти, общества и бизнеса в рамках региональной политики и федеративных отношений? Эта проблема обсуждалась в Госдуме на "круглом столе".
Заместитель Председателя Государственной Думы Владимир ПЕХТИН отметил, что эта тема очень актуальна для развития внутреннего рынка и внешнеэкономической деятельности России. Но вот пока, к сожалению, доля России в мировом производстве новых технологий, инноваций составляет только 0,3 процента, более того, наблюдается тенденция к уменьшению научно-технической деятельности.
Говоря об инновациях в экономике, мы подразумеваем независимость страны, заметил председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор ГРИШИН. И напомнил, что в программе "Единой России" выстроены три основных приоритета - инновации, борьба с коррупцией и сбережение человеческого потенциала. Конечно же, инновационные технологии постепенно охватывают органы власти. У Государственной Думы есть свой сайт. И все законодательные органы субъектов РФ используют размещенную на нем информацию - о рассмотрении законопроектов, их внесении и так далее. Но это пока еще только первый этап к информатизации процедуры формирования законов. В Государственной Думе сегодня принято около 2000 законопроектов. Субъектами же Федерации их принято около 12-13 тысяч. И в таком море законопроектов возникает ряд противоречий и проблем. "Прокуратура, проведя проверку, обнаружила, что в субъектах принято много законопроектов, противоречащих Конституции. Чтобы не происходило таких вещей, нужен мониторинг по соотношению законодательства. Это стандартные машинные процедуры. Нужно пропустить эти данные через машины и выяснить, какие законопроекты надо исправить, привести в соответствие", - рассказал Виктор Гришин. И добавил, что большой потенциал наших программистов нужно задействовать для увеличения эффективности административного аппарата.
Сегодня в этой сфере уже есть определенные наработки. Например, в процессе создания находится Автоматизированная система формирования и осуществления процедур взаимодействия органов представительной, исполнительной власти, общества и бизнеса - в целях развития внутреннего рынка и внешнеэкономической деятельности (АСВТ РФ). И она, и ФЦП "Электронная Россия" - общегосударственные проекты информатизации, предназначенные для решения задач органов власти, бизнеса и общества в единой технологической цепи в режиме реального времени. Но если "ЭР" предлагает универсальные инструменты информатизации, не зависящие от специфики решаемых задач, например как электронная подпись, то АСВТ - общегосударственная система для решения конкретных задач различного класса. А именно - для согласования, принятия законопроектов, их мониторинга, ввода в действие, контроля за их использованием, сбора информации об эффективности законодательных актов. В системе предусмотрена детальная проработка и стандартизация всех процедур этого процесса, нормирование всей технологии. Предусматривается соответствующее программное обеспечение и законодательное нормирование процесса - для всех ветвей, уровней и структур власти, а также для бизнес-структур и общества в целом.
Возможным становится в электронном виде формирование документов для любых видов сделок, согласование их - без личного контакта, осуществление аналитических исследований, электронных сделок и так далее.
О том, как должно реализовываться построение "электронного государства", поделился и руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин. К настоящему времени, по его словам, функционируют большие отраслевые и территориальные информационные системы, обеспечивающие деятельность ведущих отраслей экономики. Действует государственная автоматизированная система "Выборы", ведется разработка систем "Правосудие", единого экзамена и так далее. Но эти системы созданы по индивидуальным техническим заданиям и выполняют сугубо отраслевые задачи с ограниченным информационным ресурсом. В целом по стране затрачиваются огромные ресурсы на создание отдельных и несовместимых информационных систем с многократным дублированием функций. Это делает проблематичным их интеграцию, повышение эффективности использования информационных ресурсов и технологий в экономике и в управлении.
Этот год оказался плодотворным для законодательства в сфере использования информационных технологий в деятельности государственных органов власти. Принят закон "О персональных данных", новая редакция Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", утверждена Концепция региональной информатизации до 2010 года.
В рамках ФЦП "Электронная Россия" разрабатываются крупные проекты. Например, "Пространство открытых ключей". "Оно необходимо в сфере межведомственного электронного документооборота, проведения госзакупок - на основе электронно-цифровой подписи", - заметил глава Росинформтехнологий. Он напомнил, что наша страна одной из первых приняла такой закон об электронной цифровой подписи. Создано более 300 различных удостоверяющих центров - для регистрирования этих подписей. Но все они практически не взаимодействуют между собой, и это не позволяет сделать единое доверительное и безопасное пространство электронного взаимодействия. Распоряжением Правительства еще от 2004 года предусмотрено создание в стране удостоверяющих центров - основой такой системы должен стать Федеральный удостоверяющий центр (ФУЦ). Но его воплощение в жизнь сдерживают недостатки нормативно-правового регулирования в данной сфере. В действующем Законе "Об электронной цифровой подписи" не прописан ФУЦ, его функции и так далее. Сама же по себе электронная подпись не решает проблему документооборота. "Важная составляющая здесь - электронный документ. В России принятие закона об электронном документообороте неоправданно затянулось. Росинформтехнологии совместно с МЭРТом подготовили проект поправок к закону об электронной цифровой подписи о функционировании ФУЦ. Но шагов по их продвижению нет", - заметил Владимир Матюхин.
По итогам "круглого стола" участники решили поддержать инициативу Фонда развития по созданию общегосударственной Автоматизированной системы формирования и осуществления процедур взаимодействия органов представительной, исполнительной власти, общества и бизнеса в рамках региональной политики и федеративных отношений в целях развития внутреннего рынка и внешнеэкономической деятельности.
А также было рекомендовано Мининформсвязи и МЭРТ совместно с Фондом развития рассмотреть вопрос о привлечении в указанный проект внебюджетных и бюджетных средств и создать рабочую группу для внедрения АС. Кроме того, министерствам рекомендовано учесть предложения Фонда развития России по проекту законодательного акта о регламентации функционирования автоматизированной системы.
________________________________________
ТОЧКА ЗРЕНИЯ:
________________________________________
Валерий КОМИССАРОВ председатель Комитета Госдумы по информационной политике, фракция "Единая Россия":
Нашим комитетом были инициированы законы об электронно-цифровой подписи, о персональных данных и другие, которые продвинули решение этой проблемы. Мы давно бьемся над тем, чтобы были приняты законы, которые помогут в разработке системы, позволяющей вывести Россию на принципиально новый уровень в технологической информационно-коммуникационной сфере.
Государство может сильно повлиять на антикоррупционные процессы только через открытость своих информационных структур. В Послании Президента 2005 года говорилось о том, что необходимо принять закон об информационной открытости власти. Но в этой части законодательство пока только разрабатывается в МЭРТ. Там говорят, что, возможно, в будущем году он будет внесен.
Закон об электронной цифровой подписи тоже очень важен, но он не идеальный. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, а не сканер подписи, как многие думают.
Также непонятна судьба Федерального удостоверяющего центра. Здесь надо помочь с нормативной базой. Закон об электронной торговле пока находится на согласовании в министерствах. Идет работа по внедрению закона об электронном документообороте. Может быть, нужно принимать закон о правилах электронной торговли.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 26 Октября 2006

Док. 359071
Перв. публик.: 26.10.06
Последн. ред.: 24.08.07
Число обращений: 388

  • Комиссаров Валерий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``