В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бунимович: Депутатам, президентам, премьерам, - нужно делать историю, а не вмешиваться в нее Назад
Евгений Бунимович: Депутатам, президентам, премьерам, - нужно делать историю, а не вмешиваться в нее
В эфире СИТИ-FM председатель комитета Мосгордумы по науке и образованию Евгений Бунимович высказал мнение о порядке утверждения учебников истории для образовательных учреждений.

Об исторических событиях необходимо рассказывать в едином ключе. Депутаты-единороссы хотят привести учебники истории к единому стандарту.

Накануне аппарат Госдумы обнародовал проект закона, который утверждает порядок проведения экспертизы учебников.

Сейчас, для того чтобы книги легли на школьную парту, их одобряют Академия наук и Минобрнауки. Но в этих ведомствах учебники проверяют лишь на достоверность фактов и соблюдение баланса различных мнений. В новом законопроекте речь идет об идеологии.

Каким образом истолковывать исторические факты, должны определить эксперты. С этой целью, по замыслу авторов законопроекта, должны проводиться круглые столы. А потом Министерство образования и науки проверит правильность изложения исторических событий в пособиях.

У нас на связи один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по образованию и науке Владимир Семаго.

К нашему разговору присоединяется Председатель комитета Мосгордумы по науке и образованию Евгений Бунимович.

История - достаточно тонкая наука. Есть известное изречение, что истина рождается в спорах. Можно ли историю, как предмет, рассматривать как-то в плане идеологии?

Дело в том, что чтобы полемизировать по историческим вопросам и тематикам, нужно сначала иметь некую базу. Представьте себе, что эта база будет для всех наших учеников разношерстная. Одни будут учить историю с одними акцентами, другие будут рассматривать историю под другим углом. Условно говоря, события 1941 года одни будут рассматривать, как героическую победу, а другие - как климатические условия. Фашисты, де, проиграли, потому что масло и бензин в двигателях стыл. Поэтому моя позиция состоит в том, что нужно сегодня упорядочить и сами технические, и стандарты по производству учебников. А вот когда мы дали определенную базу, пусть даже для кого-то в дальнейшем ошибочную, мы его подталкиваем к тому, чтобы он сам уже самостоятельно сомневался, имея эту базу. Ситуация сегодня, когда мы имеем разношерстное понимание и взгляды, в первую очередь, на нашу современную российскую историю, представляется мне не совсем правильной, именно с точки зрения воспитания людей, которые смогут потом анализировать и подвергать сомнению все то, что они услышали в детстве в школе.

Евгений, вы согласны?

Честно говоря, это абсолютно не профессиональный взгляд и абсолютно не знающий тех реалий, которые есть сегодня в школе, в образовании. Сегодня экспертизу дает любому учебнику, в том числе учебнику истории, Академия образования. Ее подписывает президент Академии образования. Академия наук - это все наши основные ученые-историки, которые сегодня у нас существуют. Других ученых у нас нет. Вряд ли господин Семаго, или кто-то еще, их заменит. Они, как раз, и вырабатывают те стандарты, которые сегодня и представляют наш взгляд на историю. Вместе с обществом, вместе с учителями, с педагогами и так далее. Более того, насколько я помню, господин Семаго некоторое время назад был коммунистом. Может быть, у него были немножко другие воззрения на нашу историю. Мы не можем двигаться вслед на этими воззрениями. Нам нужно профессиональное, спокойное отношение к школе, к тому, что есть. Вот такое внедрение политики, идеологии, постоянный прессинг в школе - чрезвычайно опасное явление. Людям, которые занимают государственные должности -депутатам, президентам, премьерам, - нужно делать историю, а не вмешиваться в нее, как товарищ Сталин, который писал краткий курс ВКБ (б).

Евгений, вы хотите сказать, что историй должно быть больше, хороший и разных?

Нет. Историей должны заниматься историки, которые у нас есть. А вовсе не депутаты со своими различными политическими взглядами. Они только запутают эту ситуацию. У нас есть Академия наук, там есть Институт современной истории, есть еще какой-то институт. Они дают заключение. Они и являются той экспертной и взвешенной серьезной оценкой, которая говорит о том, что учебник - рекомендован, учебник - не рекомендован и так далее.

Владимир, скажите, кто будет сидеть за круглыми столами? Каких экспертов вы хотите привлечь к этому обсуждению?

Наверное, как раз тех самых, о которых Евгений и говорил. Это первое обстоятельство. Второе обстоятельство. Мне сложно, и, с прискорбием, я должен ответить, что я не один сомневаюсь сегодня в правильности нашей выбранной позиции в отношении учебников. Потому что Президент России тоже, в общем, придерживается того же мнения, что и ваш покорный слуга. И третье. Я не собираюсь писать историю, Женя путает, и моя принадлежность к коммунистам не означает какого-то субъективного взгляда на историю. Скорее, наоборот, у нас все вышли из Коммунистической партии, в том числе, и большинство сегодняшних руководителей. И это никак на них не отразилось, обратите внимание. Вот Борис Николаевич Ельцин покойный, Владимир Владимирович Путин - он что, где-то апологет коммунистической идеологии? Совсем нет. Он говорит лишь об одно, что, ребята, нельзя детей учить в разных школах по разным учебникам. А вот выбрать единый критерий, повторяю еще раз, который впоследствии, умными, вдумчивыми молодыми людьми может быть подвергнут сомнениям. Да ради бога. Я только за это.


http://www.city-fm.ru/news/?id=228239

19.06.2007


Док. 359019
Перв. публик.: 19.06.07
Последн. ред.: 24.08.07
Число обращений: 346

  • Бунимович Евгений Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``