В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Лисицын: `По оптимизму мы обошли даже Москву` Назад
Анатолий Лисицын: `По оптимизму мы обошли даже Москву`
Ярославская область - всего в нескольких часах езды от столицы. Но это уже не Москва. Города области - Ярославль, Углич, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Мышкин - часть российской истории. Жители Ярославщины по праву гордятся прошлым своего края и имеют все основания рассчитывать на его благоприятные перспективы. О достижениях и проблемах региона "Росбалту" рассказывает губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын.

- Анатолий Иванович, что значит для вас быть губернатором?

- В нашей стране нет универсального рецепта успеха для губернаторов - все субъекты Федерации слишком разные. Поэтому главное в нашей работе - это выбрать правильный акцент в отношении того, что может стать развивающим началом для экономики региона. Для кого-то таким решением может стать нефть и газ, но для Ярославской области задача стояла в том, чтобы создать такие условия, которые заменили бы чем-то отсутствие ресурсов. Поэтому ставка была сделана на интеллектуальный потенциал и на работу промышленности, которые напрямую связывались с повышением инвестиционной привлекательности области. Второй задачей было создание таких условий в каждом уголке области.
Обе задачи были выполнены, поэтому у нас никогда не было противостояния между ветвями власти, между губернатором и мэром, между областной Думой и губернатором, и, в результате, наше законодательство вот уже несколько лет признается наиболее приемлемым и привлекательным для инвесторов.

- Как вам удалось проделать такую работу?

- Я начал с того, что в 1992 году принял для себя как экономическую модель рынок. Я понял, что для России рынок и создание своей рыночной экономики - это единственное спасение. Здесь тоже стояло две задачи. Во-первых, надо было оперативно наладить хозяйственные связи, которые разорвались с распадом Союза, то есть восстановить те контакты, которые существовали с бывшими республиками. Для нас это было очень важно, потому что наша промышленность не выпускает готовых видов продукции, а выпускает в основном "полуфабрикаты" - детали, комплектующие изделия, - поэтому восстановление рынков сбыта было наиважнейшей задачей. Это мы сделали за два года через систему прямых выходов на премьеров и президентов тех стран, где наши интересы были значимыми. Так, быстро были установлены отношения с Белоруссией, Прибалтикой, государствами Закавказья, Средней Азии.

Второй и более масштабной задачей была подготовка кадров, которые были бы способны работать на международном уровне. Поэтому сразу после ухода из правительства России Егор Гайдар стал на год моим экономическим советником. С ним мы поставили задачу поиска возможности обучения нашего персонала за границей, введения меня в западные экономические и финансовые круги для знакомства с функционированием нормальной рыночной экономики. В результате этих действий нам удалось сформировать хорошие стартовые позиции, которые впоследствии позволили создать инвестиционно-привлекательную модель экономики области.

- В какие отрасли идут инвестиции и каково их происхождение?

- Инвестиции идут в самые различные области, из которых самой перспективной является туризм. Мы прекрасно понимаем, каким историческим ресурсом обладаем, но в тоже время осознаем, что для привлечения массовых туристических потоков у нас нет необходимой инфраструктуры. Решение этой проблемы является на сегодняшний день приоритетной задачей, поэтому большая часть инвестиций идет в строительство: туристический комплекс в Мышкине, гольф-клуб в Угличе, вторая очередь аэропорта в Ярославле, мост через Волгу, гостиницы, аквапарк, городская инфраструктура. Другими отраслями, куда направляются инвестиции, являются нефтепереработка, машиностроение и двигателестроение.
Что касается происхождения капитала, то это и наши областные инвесторы, и столичные, и иностранные, например, из Германии.

- Каков вклад Ярославской области в развитие РФ в целом?

- Экономика России складывается из совместной работы всех субъектов Федерации, и наш вклад вполне достойный - мы входим в число 12-ти регионов-доноров.

- Во главе области вы уже пятнадцать лет. Чем вы, как губернатор, гордитесь больше всего?

- Я горжусь своей командой, которая за эти годы почти не изменилась. Горжусь тем, что мы приучили людей жить не сиюминутными проблемами, а мыслить стратегически. Но не надо полагать, что всё было гладко: приходилось сталкиваться со многими проблемами. Так, общественное мнение полагало, что приход инвесторов со стороны - это захват территории, экономики, и с таким мнением приходилось серьезно бороться. Сегодня, когда есть результаты, стало понятно, что решение привлекать инвесторов из других регионов и стран было правильным.

- Какие проблемы остаются нерешенными?

- Мы не ощущаем помощь федерального Центра. Мы считаем, что формирование среднего класса - это стратегическая задача государства, которая, однако, не реализуется. Сегодня регионы, имеющие разный уровень жизни, обязаны сами заботиться о своих бюджетниках. Из-за этого не всегда есть ощущение, что живешь в единой стране. Но главная проблема - несправедливость межбюджетных отношений, когда все налоги идут в федеральный Центр, а нам достаются крохи, которые к тому же и выдираются из Москвы с трудом.

- Об этом говорится давно и много. На ваш взгляд, есть ли подвижки в этой сфере?

- Подвижки очень маленькие, и показателем этого является то, что в бюджете Инвестиционный фонд составляет всего 70 млн. рублей. То есть, внутренний потенциал не развивается за счет ресурсов, идет расчет на вложения со стороны, но здесь не стоит ожидать, что мы превзойдем Китай и привлечем больше средств. Поэтому ответственность капитала перед своей страной - это сейчас достаточно проблематичная тема.

- Как известно, в вашем регионе осуществлялись социальные проекты, которые позднее были приняты на федеральном уровне...

- Действительно, по ряду направлений мы сумели стать первыми в России. Приведу два примера: программа "Школьный автобус" и детское здравоохранение. В первом случае нам стало ясно, что содержание малокомплектных школ в деревнях и селах стало слишком затратным и давало низкие результаты, потому что, как правило, в таких школах два-три учителя преподавали все предметы. Мы пошли по пути сокращения малокомплектных школ и реализации программы "Школьный автобус", которая предусматривала, что учеников закрытых школ будут доставлять в новую школу и из школы на специальном автобусе. Таким образом, мы закрыли 47 школ, причем часть из них - по просьбе родителей, и ввели в эксплуатацию 150 автобусов. Эту программу отметил министр Фурсенко, когда был у нас с визитом.

Что касается здравоохранения, то здесь мы поняли, что наиболее важным направлением является диагностика в начальной стадии, что надо брать под защиту детство. Так было принято решение построить детский диагностический центр, в котором ребятишки проходят ежегодное обследование, и в результате мы знаем, кто и чем болеет. Вторая часть программы заключалась в строительстве Центра матери и ребенка. Когда три года назад мы с этой идеей вышли в Правительство, нас не воспринимали всерьез. Но, в конце концов, нам удалось убедить Москву, и сегодня мы - единственные в России, кто строит перинатальный центр по европейским стандартам.

Это сейчас данные проекты вписались и в Послание президента, и в национальную программу. Но мы тогда понимали, что просто получить деньги - ничего не значит. Если их не вложить в систему, которая подразумевает эффективное использование, то результата не будет. К сожалению, именно так и происходит во многих регионах.

- В стране отмечается обострение межнациональных отношений, совершаются преступления на этнической почве. Есть ли такие проблемы в Ярославской области, и, если есть, то, как вы их решаете?

- К счастью, таких проблем у нас нет, и надеюсь, не будет. У нас живут украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, белорусы, таджики, чеченцы, езиды, лезгины, евреи. А уверенность моя основывается на том, что изначально в 90-е годы прошлого века мы не стали, как многие другие субъекты Федерации, ограничивать передвижение лиц других национальностей по своей территории. Наоборот, постоянно сотрудничали с представителями этнических групп, проживавших в России, и в трудные 90-е разрешили чеченской диаспоре, которой отказали многие города, провести свой съезд у нас в Ярославле. Мы согласились вопреки Москве, потому что понимали, что, принимая их, мы огораживаем свою территорию от всякого рода провокаций экстремистского и террористического характера.

- Каков политический спектр в Ярославской области?

- Наша область приняла рынок еще в самом начале 90-х, в связи с чем влияние Коммунистической партии у нас достаточно слабое. Могу процитировать вам последние данные Росстата, которые говорят о том, что Ярославль среди городов Центральной России имеет наивысшие показатели по уровню жизни и возможности его улучшения, что связано с развитием региональной экономики. То есть, по настроениям жителей, по их вере в перспективу и оптимизму мы обошли даже Москву.

- Это закономерно, ведь у вас впереди такой значимый юбилей - 1000-летие Ярославля...

- Да, готовиться к дате, отмечать которую будем в 2010 году, мы начали за 7 лет. К этому времени планируется завершить расселение ветхого жилья, восстановить разрушенный в 1937 году Успенский собор, реставрировать ряд памятников, и возможно, снять кинофильм. Готовится постановление Правительства по поводу празднования 1000-летия Ярославля, в рамках которого запланировано более 300 мероприятий.




Беседовала Юлия Нетесова, ИА "Росбалт". Москва - Ярославль
Росбалт
23.05.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=76&okrug=0&razdel=smi&statja=10479

Док. 358812
Перв. публик.: 23.05.06
Последн. ред.: 23.08.07
Число обращений: 729

  • Лисицын Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``