В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иосиф Кобзон: Мне приходилось работать за два мешка картошки Назад
Иосиф Кобзон: Мне приходилось работать за два мешка картошки
Народный артист России Иосиф Кобзон, являясь главой комитета по культуре в Государственной думе, примерно поровну делит свое время между сценой и политикой. Правда, как поведал Иосиф Дадыдович в эксклюзивном интервью корреспонденту "ЕР", сам он себя политиком в привычном значении этого слова не считает.

- Вот говорят: "Пошел в политику..." Это не про меня. Не занимаюсь я никакой политикой! У каждого человека, как я считаю, есть свои принципы, и не важно, где он их выражает - в Государственной думе или в творчестве. Когда я пел песни на стихи Роберта Рождественского или на музыку композитора Пономаренко, этим я проявлял свою гражданскую позицию. И сейчас, работая в Государственной думе, я делаю то же, что и раньше считал необходимым. Я и прежде постоянно кому-то помогал, кого-то защищал, отстаивал, устраивал в больницы, выбивал пенсии для артистов, уходящих со сцены. Чиновники меня принимали, выслушивали и часто шли навстречу. И потом, став депутатом, я продолжал заниматься этим.

- Андрей Макаревич вспоминал, что однажды вы даже спасли его от тюрьмы: в советские времена "Машина времени" не имела права выступать, не числясь ни в одной филармонии. Артистам грозил срок "за незаконную концертную деятельность". Но вы заступились тогда за них перед худсоветом Госконцерта и заявили, что "группа-то хорошая"... И - обошлось. Макаревич очень это ценит.

- Да? А вот мне он об этом никогда не говорил. Хотя видимся мы часто и на концертах, и на официальных мероприятиях. Но всегда только сухо раскланиваемся. И не более того. Недавно у "Машины" был большой концерт в "России", но меня не пригласили. Хотя я постарался бы найти время и пришел бы... И на "Смаке" у Макаревича уже кто только не перебывал, только не я! Даже хотел спросить у Саши Розенбаума, который дружит с Андреем и ездит с ним в экспедиции, за что же тот на меня так сердит.

Есть два человека, Андрей Макаревич и Александр Масляков (когда "КВН" на телевидении хотели закрывать, Кобзон защищал и его. - Прим. авт.), с которыми контакта не получается. Никаких обид по этому поводу у меня, конечно, нет. Просто немного странно...

- А у вас у самого в жизни бывали трудные дни?

- Когда-то я был студентом Гнесинского института и жил в общаге на Трифоновской. Стипендии хватало примерно на пару недель скромных обедов, даже без компота.

Летом ездил работать в колхоз. Причем меня сразу же назначали бригадиром. Вкалывать приходилось много. Зато к началу учебного года привозил с собой в институт два мешка картошки. Клал их под кровать.

Мама всегда присылала с Украины сало.

Вот этим и питался, и друзей угощал.

- Летом 1997 года, накануне 60-летия, вы официально простились с концертной деятельностью, а в сентябре вас избрали в Государственную думу. Но, похоже, душа не выдержала, и вы вскоре возобновили выступления, а сейчас еще и записываете новые песни...

- Да, тогда я провел прощальный тур.

Сказал, что больше не буду выступать с сольными концертами. В то время, расставаясь со зрителем, я полагал, что делаю правильно, уступая дорогу молодым. А сейчас вижу, какое количество бездарей ломится на сцену, желая "срубить деньжат по-быстрому". И понимаю: нельзя этим людям отдавать эстраду на откуп...

- Теперь в ваших силах закрыть бездарностям дорогу на сцену. Принятие каких законов в первую очередь волнует главу комитета по культуре?

- Меня избрали в Госдуму уже на третий срок. Раньше комитетом руководили Николай Губенко и Станислав Говорухин, а я был вторым лицом. Причем никогда не желал становиться главой этого комитета, хотя и не сомневался, что буду им...

Хочу продолжить дела, которые вел вместе с моими предшественниками. С коллегами-депутатами будем работать по продвижению разработанного еще предыдущим составом комитета закона "Об ограничении сексуальной продукции на теле видении и в СМИ". А вообще в наследство нам досталось 15 пока не прошедших об суждение законопроектов. Я даже попросил спикера Бориса Грызлова установить рейтинг их прохождения в Госдуме - тех, которые надо поскорее принять. России нужны законы о меценатстве, театре, гастрольно-концертной деятельности, о защите прав потребителя, проще говоря, о запрете петь под фонограмму. Все эти законопроекты уже разработаны.

- Что касается фонограммы, тут у вас будет масса противников, особенно из числа продюсеров всяких "фабрик звезд". Как раз в эти дни их очередные воспитанники вовсю "распевают" перед телезрителями под "фанеру"...

- Наш закон как раз и призван регламентировать подобные вопросы. "Фанера" и халтура бьют по имиджу шоу-бизнеса в целом! Сейчас уже исполнители зашевелились, значит, их эта тема трогает. Я за всю свою концертную деятельность никогда не пел под фонограмму. Принципы не позволяют. А еще я не выхожу на сцену, пока не распоюсь, не сажусь на стул в концертных брюках... Тем, кто подался на эстраду лишь с целью побольше заработать, такие принципы, уверен, не по нутру. Я хочу научить артистов уважать зрителя. Потому что именно он их кормит.

Необходим и закон о меценатстве. Положение отечественной культуры плачевное! Разваливаются театры, гибнут памятники, по-настоящему талантливые, не "фанерные" артисты не могут найти свою дорогу к зрителю.

- Как убедить меценатов и спонсоров не скупиться на развитие культуры и искусства?

- Нужен закон, который убедил бы их в том, что помогать - это выгодно и престижно. Недавно мы хотели провести кон курс молодых и действительно талантливых артистов, тех, которые выходят на эст раду не по блату, многие просто из глухой провинции. Обо всем договорились: сцены, гостиницы, сроки... Но сейчас ведь без поддержки телевидения никакой конкурс не раскрутится. Предложили права на показ конкурса нескольким ведущим телеканалам. Но все ответили, что это им невыгод но. Хотя мы предлагали права на трансляцию бесплатно!

Телевидение сегодня берется, к сожалению, только за коммерческие проекты. Не уверен, что это правильно...

Другой пример: пришла ко мне Елена Образцова с идеей провести конкурс молодых исполнителей классической музыки.

Нужное это дело, даже очень. Но необходимы средства: на то, чтобы приехали исполнители, на оплату работы опытного жюри.

Обычный гонорар для его участников - 100 - 200 тысяч долларов. Но наши судьи готовы были работать и бесплатно, как говорится, за идею! Тем не менее надо же было людям оплатить дорогу, гостиницу, организовать какую-то культурную программу... Звоню своим друзьям, они очень богатые люди, живут в Лондоне. Объясняю, что нужно помочь провести в Москве замечательный и важный конкурс. Но стоило лишь заикнуться, что это конкурс оперного искусства, как сразу интерес у собеседников стал гаснуть. Мне начали говорить, как хорошо они ко мне относятся, уважают, но... конкурс им не очень интересен. Пусть даже и столь нужный и не требующий много денег. Им выгодней спонсировать кон курсы стриптиза или красоты. Здесь желающие всегда находятся...

- Но их можно понять - они ведь хотят еще и заработать...

- Правильно! В Европе это давно поняли и поэтому приняли мудрые законы.

Например, заработал человек за год пять миллионов. И говорит налоговой службе: один миллион я отдам на строительство школы, два - на стадион, а еще у меня останется два - и это будет моя прибыль. С нее я и заплачу налоги, поскольку остальная сумма достанется не мне, а пойдет на благие дела. У нас же по-другому. В России спонсировать или меценатствовать можно только с суммы, с которой уже уплачены налоги... Если нам удастся разработать более гибкий и взаимовыгодный для спонсорства закон, богатым людям станет выгодно давать деньги на развитие культуры и спорта. А пока налаженной системы меценатства в России еще нет...

Вот Юрию Лужкову удается находить деньги на культуру. Он собирает богатых людей и объясняет: "Надо помочь". Например, говорит, что спортсмены готовятся к Олимпиаде, а денег им не хватает. И спонсоры находятся, поскольку знают, что по том они сами придут к Лужкову за помощью... В Москве существует мудрая и про думанная система спонсорства: те, кто помогает культуре и спорту, получают поддержку мэрии в своих начинаниях. Напри мер, получают лучшие места под строительство новых объектов, еще какие-то льготы.

Зато мэрии заранее известно, что деньги, полученные за счет этого, пойдут на благо горожан. Потому Лужков и строит новые концертные залы, стадионы...

- Иосиф Давыдович, как вы все успеваете? Может, спортом занимаетесь, соблюдаете жесткий режим дня?

- Спортом я не занимаюсь. И никакого специального режима не придерживаюсь - просто некогда. Взять хотя бы сегодняшний день: с утра в Думе, потом интервью на телевидении в программе "Детали", а еще депутатские дела, встречи. В мастерскую к Церетели заехал... Вот это и помогает - насыщенность жизни. Я с детства привык быть активным. Меня в школе выбирали председателем совета отряда, в стройотрядах - бригадиром. И так - всю жизнь.

- Вам не обидно, что сын Андрей и дочь Наташа не пошли по вашим стопам?

- А я никогда от них этого и не требовал. Андрей учился в обычной средней школе. Правда, Владимир Спиваков, который открыл не одно молодое дарование, настоял на том, чтобы отдать его учиться музыке...

- Из Андрея, кстати, вышел первоклассный барабанщик. Группа, в которой он играл, была очень популярна урок фанатов. А ее альбом "Семь песен" слушают до сих пор. Вроде бы Андрей даже ездил продолжать карьеру в США...

- Да это я его отправлял! На год учиться музыке в Голливуде. О том, чтобы он там остался, даже речи не возникало. Я никогда ни в чем не мешал Андрею, советовал самому искать свою дорогу в жизни. Единственное, что строго требовал, чтобы он не курил всякую дрянь. И он не курит. Сын, кстати, вернулся из США даже раньше времени: очень соскучился по друзьям, группе...

Сейчас он занимается бизнесом - у него свой ресторан, скоро открывается второй.

Дочь Наташа тоже не пошла в артисты - она помогает мужу в его строи тельном бизнесе...

- Вы часто видите своих детей?

- У меня была такая мечта: чтобы все мы жили рядом. И поэтому построил семь ям сына и дочери два дома в подмосковной Баковке, рядом с тем, в котором живем мы с женой Неллей Михайловной. Поэтому видимся регулярно - с детьми и пятью внучками. Недавно старшей из них, Полине, исполнилось пять лет...

- Если не секрет, что вы ей подарили?

- Ну у нее, думаю, и без меня хватает подарков - от бабушки, от родителей. Что подарил я? Раньше никому не нужно было объяснять, что такое сберкнижки - на них откладывали суммы на свадьбы, рождения детей, похороны, копили на важные покупки. И вот я тоже... добавляю внучкам в день рождения денег на их сберкнижки. Девчонки не знают, что это такое, но когда вырастут и деда рядом не будет, у них останутся какие-то деньги на их будущие праздники...



Единая Россия, Город: Москва
Дата: 08 ноября 2004


Док. 358777
Перв. публик.: 08.11.04
Последн. ред.: 23.08.07
Число обращений: 307

  • Кобзон Иосиф Давыдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``