В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Куликов: Мы отстаем от преступников. Назад
Анатолий Куликов: Мы отстаем от преступников.
Необходимо принять международные законы, предотвращающие использование террористами высоких технологий, считает Анатолий Куликов

Анатолий Куликов - в прошлом министр внутренних дел, а ныне заместитель председателя думского комитета по безопасности, один из создателей Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. О проблемах, которыми занимается эта общественная организация, Анатолий Куликов рассказал обозревателю "Еженедельного Журнала" Александру Гольцу.

- Анатолий Сергеевич, в последнее время широко обсуждается опасность использования международными террористами высоких технологий. Но ведь кто-то может сказать: при всем обилии возможностей террористы пока не использовали их. Может быть, эта опасность преувеличена?

- Терроризм - начало третьей мировой войны. В том виде, в каком мы ее ждали и представляли себе раньше, в эпоху противостояния с США, ее, скорее всего, не будет. Она обрела новые формы, мы оказались не готовы к ней и беззащитны. Особенность сегодняшнего терроризма - большая вероятность использования высоких технологий и для управления, и для связи, и для информационного обеспечения. По крайней мере, компьютерные технологии уже максимально используются. Несколько преступлений было совершено в Америке. Преступник входил в компьютерную сеть госпиталя, где на лечении находился, например, важный свидетель. Вносил изменения в назначения врача. Медсестра выдавала эти лекарства больному - к вечеру он умирал. Вот вам убийство с использованием высоких технологий.

- Можно ли сегодня предложить какие-то конкретные действия, которые предотвратили бы "высокотехнологичный террор"?

- На мой взгляд, первым шагом должна стать разработка модельных унифицированных законов против новых видов угроз (кроме терроризма, это еще и наркопреступность, торговля оружием, торговля людьми). В этом направлении ведется работа на межпарламентском уровне, в частности в рамках контактов между Госдумой и конгрессом США. Дело пока идет медленно. Еще в 1930 году Лига Наций поставила задачу найти определение терроризму, но она так и не выполнена. Пока мы обсуждаем и анализируем, международная преступность нас опережает. Бороться с ней становится трудно даже по линии Интерпола. Пример нашего запаздывания - отсутствие изменений в методах работы этой международной организации. Международная полицейская организация не занимается оперативно-розыскной деятельностью, в ней нет сил быстрого реагирования. Нужно создать подразделения по борьбе с преступностью, работающие на основе новых технологий. У нас в стране и в ФСБ, и в МВД такие подразделения есть. На основе национальных центров следует создать международную сеть. Тогда и банк данных быстрее был бы сформирован, и был бы налажен обмен информацией о методах, используемых преступниками разных стран. Я встречался с генеральным секретарем Интерпола, и он согласился со мной в этом вопросе. Я не случайно говорю о привлечении полицейских к борьбе с "технологическим терроризмом". Сегодня без противоречий взаимодействуют только правоохранительные органы, а спецслужбы, на которые во многих странах возложена борьба с терроризмом, как ни печально, этим похвастаться не могут.

- В нашей стране, увы, слишком многие знают, как производить оружие, и доступ к нему есть у многих. Когда-то существовала система контроля - теперь ее нет. Как решать эту проблему?

- Ответ очень простой: платить достойную зарплату. Тогда и ученые уезжать никуда не будут, и военные не будут пытаться торговать оружием.Нужна продуманная комплексная государственная программа, которая предусматривала бы и кардинальное повышение социального статуса "секретоносителей", и меры государства по предотвращению утечки опасных технологий. Необходим мониторинг особо опасных направлений науки и техники.

- Сегодня само знание превращается в оружие террористов. Ограждая от них науку, не придем ли мы к тому, что, как в советские времена, в определенные вузы нельзя будет поступить без предварительной проверки?

- Сложно определить, где граница между соблюдением принципов демократии и безопасностью. Иногда во имя безопасности нужно поступиться свободой. Мудрость власти состоит в том, чтобы найти золотую середину и под видом обеспечения безопасности не скатиться к тоталитаризму. Но все, что делается сегодня, я считаю в основном оправданным. Хотя, безусловно, есть перекосы, и усиление законности при проведении контртеррористических операций необходимо.

- Развитые страны следят друг за другом, за продажей опасных технологий нестабильным странам. Как вы думаете, какой-то общий документ на этот счет нужен?

- Принятие такой международной конвенции на уровне ООН более чем целесообразно. Как и введение жестких экономических санкций, кстати. Российская сторона выступает инициатором разработки такого документа. Есть уже конвенция о противодействии коррупции - но в России пока нет соответствующего закона. Это недостатки нашего законодательного процесса. Мы в комитете по безопасности работаем по обеим проблемам и будем настаивать на том, чтобы осенью Дума рассмотрела эти вопросы.

Терроризм все чаще называют началом третьей мировой войны. И такие меры безопасности, как снятие отпечатков пальцев в аэропорту, уже становятся привычными



Журнал, Город: Москва

Дата: 19 июля 2004

Док. 358732
Перв. публик.: 19.07.04
Последн. ред.: 23.08.07
Число обращений: 302

  • Куликов Анатолий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``