В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Куликов: В бой - без оглядки Назад
Анатолий Куликов: В бой - без оглядки
В Москве в здании Дипломатической академии МИД РФ под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности и Антитеррористического центра СНГ проходит трехдневный международный "Семинар для государств - участников СНГ по правовой имплементации универсальных инструментов против терроризма и региональному опыту в продвижении международного сотрудничества против терроризма" (имплементация - это выполнение международных обязательств на внутригосударственном уровне, когда в национальные законы и подзаконные акты вносятся изменения, соответствующие принятым международно-правовым нормам). Среди выступавших на форуме был и заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности, бывший министр внутренних дел России Анатолий Куликов . Он рассказал о проекте закона РФ "О противодействии терроризму", который принят в первом чтении. При этом Куликов подчеркнул, что проектом закона - впервые в законодательной практике РФ - предусмотрено участие Вооруженных Сил России в противодействии терроризму. В перерыве семинара журналисты попросили депутата рассказать об этом подробнее. И вот что он сообщил.

- Вообще-то в России и до предложения этого законопроекта были нормативно-правовые акты, призванные обезопасить страну от терроризма. Однако время, к сожалению, показало, что это законодательство нужно менять, потому что мы, как и весь мир, оказались застигнутыми врасплох новой угрозой, какой является терроризм. Мы ведь готовились к новой мировой войне - ядерной, под эту войну готовили личный состав Вооруженных Сил, оснащали его соответствующей техникой, но Третья мировая началась совершенно иным способом. И те первые террористические акты, которые проявились, если можно так сказать, системно, начали подталкивать к изменению законодательства.

В законе "О противодействии терроризму" целая глава посвящена участию Вооруженных Сил в пресечении террористических акций. Они могут применяться, например, с целью пресечения полетов в пределах воздушного пространства России воздушных судов, нарушивших ограничения и запреты на полеты, установленные в порядке, определяемом уполномоченным органом в области обороны, осуществляющим полное государственное регулирование использования воздушного пространства, если для этого есть основания полагать, что нарушение таких ограничений и запретов создает опасность для нападения на объекты России, а также для пресечения полета воздушных судов, захваченных террористами. Также Вооруженные Силы могут применяться для пресечения террористических акций во внутренних морских водах и территориальном море России и для пресечения террористических акций, направленных на объекты морской производственной деятельности, расположенные на континентальном шельфе России, оказания содействия в обеспечении безопасности национального морского судоходства и пресечения терроризма в подводной сфере. Кроме того, Вооруженные Силы могут использоваться для защиты объектов, составляющих основу жизнеобеспечения, обороноспособности и безопасности страны, перечень которых определяется президентом. Ну и, наконец, Вооруженные Силы могут быть использованы непосредственно при проведении контртеррористической операции в порядке, который предусмотрен данным законом.

В бой - БЕЗ ОГЛЯДКИ

При этом силы и средства ВС РФ, привлекаемые к контртеррористическим операциям, будут определяться заранее. Они получат задачу быть готовыми к антитеррористическим действиям, будут проводить соответствующие тренировки, и при необходимости войсковой командир будет их представлять руководителю контртеррористической операции или докладывать ему о готовности принять в ней участие, если она, не дай бог, начнется.

- Анатолий Сергеевич , предусмотрено ли в рамках этого закона создание каких-то специальных контртеррористических подразделений внутри Вооруженных Сил?

- Нет. Я могу лишь в качестве предположения высказать следующее. Допустим, в Министерстве обороны посчитают, что на территории каждого военного округа должно быть подготовлено на базе какого-то соединения или части специальное антитеррористическое подразделение (предположим, на базе ВДВ или соединений спецназа, или разведбатов мотострелковых соединений). Это будет зависеть от задачи и условий мест дислокации, которые, например, в Новосибирске и на Северном Кавказе, далеко не одинаковы. Все это законом невозможно предусмотреть. Закон обеспечит главное - правовую базу участия Вооруженных Сил в противодействии терроризму.

Кстати говоря, этот закон предусматривает и порядок применения специальных средств, оружия и техники в контртеррористических операциях.

- Кто будет принимать решение об участии Вооруженных Сил в конкретной антитеррористической операции или деятельности?

- Мы предусматриваем применение Вооруженных Сил в борьбе с террористами и за пределами нашей страны. В данном случае решение принимает Президент РФ в соответствии с законом. На применение Вооруженных Сил РФ против террористов внутри страны дополнительного решения Президента РФ не потребуется - все будет заранее регламентировано этим же законом.

- Не будет ли в ходе участия сил и средств Министерства обороны в антитеррористических операциях нарушен принцип единоначалия, который в армии является основополагающим? Кому будут подчиняться части и подразделения, привлеченные к участию в контртеррористической операции?

- Они будут подчиняться только руководителю контртеррористической операции в пределах тех задач, которые на них возложены. Однако это не значит, что, к примеру, мотострелковой ротой, которая выделена для участия в операции, будет командовать сотрудник милиции или ФСБ. Ротой будет управлять командир роты, выполняя ту задачу, к которой готовился и которую ему уточнят в час "Х". Он же будет нести ответственность за действия своего подразделения.

- Кому будет позволено сбивать самолеты, если террористы направят их на какой-то жизненно важный объект?

- В первом варианте нашего закона мы предусмотрели все, включая действия дежурного генерала Генштаба, дежурного по ЦКП видов Вооруженных Сил и родов войск. Теперь все это будет определено постановлениями Правительства РФ и отрегулировано ведомственными приказами - какой именно командующий с получением сигнала самостоятельно или с докладом (при ограниченном времени, конечно, самостоятельно) принимает соответствующее решение.

- В течение какого срока закон будет принят окончательно?

- Закон уже подготовлен ко второму чтению, но поскольку он базовый, значимый для других законодательных актов (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и др.), его прохождение в Думе дало повод для полемики. Но президент буквально две недели назад ознакомился еще раз с концепцией и одобрил принятие этого закона. Я не исключаю, что закон может претерпеть некоторые изменения, но концептуально он останется в нынешнем виде и, думаю, будет принят в ближайшие два-три месяца.



Сми: Красная Звезда, Город: Москва
Дата: 30 Ноября 2005



Док. 358725
Перв. публик.: 30.11.05
Последн. ред.: 23.08.07
Число обращений: 298

  • Куликов Анатолий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``