В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Кулик: Дели пирог, да пекарю дай кусок Назад
Геннадий Кулик: Дели пирог, да пекарю дай кусок
Работа над федеральным бюджетом 2005 года вступила в стадию парламентских дискуссий. Представленный правительством проект главного финансового плана страны проходит обкатку в думских комитетах, в ближайшие дни его будут обсуждать на пленарном заседании нижней палаты Федерального Собрания. Свою оценку аграрной части документа, его ущербности для будущего российской деревни "Сельская жизнь" уже не раз высказывала. А что думают о проекте бюджета-2005 те, кого мы в конце прошлого года выбрали представлять интересы деревни? Сегодня своим мнением делится в беседе с корреспондентом нашей газеты председатель думского Комитета по аграрным вопросам, член фракции "Единая Россия" Геннадий Васильевич КУЛИК.

СЕГОДНЯ ситуация в стране такова, что обойти ее молчанием нельзя. Только что весь мир потрясли чудовищные теракты на территории нашей страны, в результате которых погибло огромное количество людей.

И эти события не могли не сказаться на формировании государственного следующего финансового года. В бюджете 2005 года значительно увеличиваются ассигнования на обеспечение максимальной защищенности наших граждан.

Ассигнования на национальную оборону вырастут почти на 28 процентов - то есть на 120 миллиардов рублей - это самый большой прирост. Расходная часть бюджета по сравнению с 2004 годом увеличивается на 15 процентов. Если в прошлом году средства на национальную оборону составляли 15,5 процента от общего бюджета, то нынче предлагается поднять их до 17,5 процента. Расходы на правоохранительные органы возрастут по сравнению с 2004 годом почти на 82 миллиарда рублей, или на 26 процентов.

- Милиционерам, стало быть, поднимут зарплату за счет перекроя бюджетных средств?- Нет, не совсем так. Деньги идут не только на увеличение зарплаты военнослужащих и работников правоохранительной системы, но и на существенное техническое перевооружение. Кто хоть сколько-нибудь знаком с деревенской жизнью, знает, что тамошний "участковый Анискин" столь же безлошадный и безденежный служивый, как и другие его односельчане. А ведь он зачастую в единственном числе стоит на страже покоя тысяч людей, при этом не имея при себе даже мобильного телефона. Трагедия в Беслане еще раз убедила нас, насколько важна техническая оснащенность силовиков, особенно в глубинке. Думаю, что депутаты поддержат этот принцип формирования бюджета, верю, что и сельские жители с пониманием отнесутся к таким решениям.

Для человека важно повышение уровня его доходов. При этом -чтобы цены не скакали впереди этих доходов. В бюджете следующего года на это сделан серьезный упор. Инфляция, рост потребительских цен в расчетах заложен в размере 8,5-9 процентов, это почти на 4 пункта ниже уровня, на котором базировались расчеты предыдущего бюджета. И здесь есть заметное опережение роста душевых доходов. Это важный момент. Я имею основание верить в то, что население будет в выигрыше.

- Вступил в силу Закон о разграничении полномочий между федеральными, региональными и муниципальными образованиями. Значительная часть функций, связанных с обслуживанием человека, созданием условий для воспитания детей, трудоустройства, развитием здравоохранения, образования и так далее передается местным органам власти. Не открещивается ли тем самым федеральный центр от финансирования самых важных федеральных программ?

- Да, забота о людях теперь перекладывается на региональные органы власти. Но это - нормальное явление. Пирамида власти обретает свою устойчивость, и реальные ее функции должны работать у основания, то есть на конкретной территории. В рыночном пространстве именно так и должно быть. Кто лучше знает нужды того или иного хозяйства, подворья и кто способен скорейшим образом реагировать на обращения и жалобы сельских людей? Конечно, местная власть.

Полномочия и ответственность властей приводятся во взаимозависимое положение. Сверху сделано центром многое.

На селе создана многоукладная экономика, осуществляются земельные преобразования. Больше половины продукции сельского хозяйства сегодня производится личными подсобными, фермерскими хозяйствами, небольшими сельхозпредприятиями. Картошка и овощи вообще почти целиком возделываются в ЛПХ. Многие работают устойчиво, рентабельно. Все больше перерабатывающих предприятий начинают вкладывать средства в развитие сельскохозяйственного производства. Но в то же время серьезно беспокоит продолжающееся сокращение производственного потенциала деревни. В 2003 году по сравнению с 2000 годом количество зерноуборочных комбайнов сократилось на 30 (тракторов на 25-27) процентов, а по сравнению с 90-м годом уменьшилось ровно вполовину. Более 80 процентов техники давно выработало свой срок эксплуатации. Только с 25 августа по 10 сентября цены на дизельное топливо возросли от 1,5 до 2 тысяч рублей за тонну и сегодня составляют 12-13 тысяч рублей за тонну. Это сразу поставило в экономически невыгодные условия производство даже таких относительно высокорентабельных культур, как зерно, сахарная свекла, подсолнечник. Просроченные долги по-прежнему составляют более 150 миллиардов рублей. Медленно идут процессы оздоровления, процветает преднамеренное банкротство, причем банкротятся не самые худшие хозяйства. В последние два года темпы роста промышленности в 5 раз выше роста сельского хозяйства. Продолжается сокращение поголовья скота.

К сожалению, предлагаемое правительством финансирование сельского хозяйства в 2005 году не соответствует той ситуации, которая сложилась на селе. В сельское хозяйство и в рыболовство предполагается направить 24,1 миллиарда рублей, в том числе непосредственно на сельское хозяйство - 20,5 миллиарда рублей. По существу, финансирование сельского хозяйства сокращается на 14-15 миллиардов рублей.

- Раздаются подчас раздраженные голоса в адрес аграрников. Их часто обвиняют в непонимании рыночных законов, рыночных инструментов, мол, они все время требуют денег на поддержание сельского хозяйства, используют их нерационально. И что деньги эти уходят в черную дыру...

- Спасибо главе государства Путину - он так не считает. И многие грамотные, компетентные государственные работники, взвешенные политики - тоже. Так не считают и те, кто хотя бы сквозь призму семейного бюджета, призму насущных продуктов питания на своем собственном домашнем столе пытается вникнуть в суть вещей. Но есть такие чиновники, скажу я вам, которые не знают, что картошка плодится клубнями в земле, а крыжовник - на кусту. Занимая подчас ключевые посты, они не хотят вникать в проблемы сельского хозяйства. Мы очень хорошо поняли: рассчитывать только на бюджет не приходится. Понимаем: на все потребности, села бюджетных денег не хватит.

- Народом метко подмечено: "Ешь - не труси, съел - не проси!" В чем же состоит ваша позиция?

- Государство определяет правила игры, создает экономические условия, в которых должны работать сельхозпроизводители. Эти условия должны быть закреплены законом, чтобы каждый, кто желает вложить свои средства в село, кто желает работать в АПК, знал, в каких случаях он может рассчитывать на поддержку государства и что он должен делать своим собственным горбом. К сожалению, наши попытки принять специальный закон о государственной поддержке развития сельского хозяйства, законом утвердить политику государства в области сельского хозяйства пока поддержки не нашли.

Недопустимо долго ждет правительственного слова серьезнейшим образом подготовленный законопроект о развитии сельского хозяйства. Это именно тот законопроект, без которого нам не вытащить из бедноты и нищеты 40-миллионное сельское население и не сделать экономику АПК эффективной. Над этим законом работала специально созданная комиссия в составе депутатов ГД, представителей Совета Федерации, министерств, ведомств и правительства. Но закон до сих пор не принят. Более того, правительство повторно отправило его на экспертизу. Будем надеяться, что полтора месяца, которые прошли с момента направления документа на экспертизу, - срок, достаточный для прочтения и оценки, и, я надеюсь, в сентябре - начале октября мы сможем рассмотреть этот важнейший законопроект в первом чтении в Государственной Думе.

- Может быть, документ затрагивает интересы чиновников, привыкших перераспределять бюджет на свой лад?

- Мы ведь не просим увеличения бюджетных средств на субсидии и поддержки. Мы настойчиво требуем поддержать нас в решении главных проблем, которые мучают сельское хозяйство, висят на нем тяжелыми гирями.

- Что это за проблемы? Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Всего их четыре. Первая -техническое перевооружение. Ничего нового ни мы, ни кто другой здесь предложить не можем. Мир опробовал эту схему - лизинговая продажа сельскохозяйственной техники по лизинговому кредиту. Вот мы и просим правительство - давайте увеличим уставной капитал лизинговой компании, которая успешно работает, признана и все большую популярность получает в аграрном комплексе, и если нужно -создадим для конкуренции другие компании. Давайте в конце концов возродим и наделим лизинговыми полномочиями агроснаб. Цель тут одна - увеличить объемы кредитования сельского хозяйства по лизингу. Наша минимальная потребность на эти цели в 2005 году - 26 миллиардов рублей. Правительство предусмотрело - ноль. А ведь что такое 26 миллиардов рублей? Я бы очень просил вас более подробно раскрыть эту цифру. Пусть все знают - что мы здесь -горлохваты? И, пользуясь трудностями, хотим выбить деньгу из правительства? Нет, у нас - элементарные требования. В расчет этой суммы вошли только три типа техники на продажу: зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны и тракторы. Так вот, если ежегодно заменять не 10-12 процентов от наличия техники, как того требуют нормативы, а всего 4, - вот для такой минимальной замены и нужны эти самые 26 миллиардов. На эти деньги по нынешним ценам мы смогли бы по лизингу продать всего-то 6 тысяч комбайнов, 11 тысяч тракторов и 1000 штук кормоуборочных комбайнов. Такова цена вопроса. Решает она всю проблему? Нет. Но важно создать прецедент, показать намерения государства начать техническое перевооружение АПК

Вторая проблема - компенсация кредитной ставки. Сегодня за финансовый кредит нужно платить 12-13-15 процентов. Что непосильно сельскому хозяйству. По нашему предложению правительство пошло на то, чтобы компенсировать за счет бюджета около 8-9 процентов. Но этим правом воспользуются только 12-15 тысяч сельхозпредприятий, меньше половины всех хозяйств. Всего у нас их 28 тысяч! И всем необходимы минеральные удобрения, запасные части, средства защиты, ГСМ, не говоря уже об оплате труда. Знаете ли вы, какую зарплату имеет работник сельского хозяйства? Около 2000 рублей! Такого низкого жалованья нет ни в одной другой отрасли! Но мы уже не просим кредита на зарплату, мы говорим только о производстве. Минимум 90 миллиардов рублей кредитных средств ждут на селе как воздух, значит, средства на компенсацию кредитной ставки надо увеличивать. Правительство закладывает на будущий год на эти цели 4,7 миллиарда рублей, а нужно - не меньше 8,5 миллиарда. Американский или французский фермер получает кредит под 1,5-2 процента, при том, что они имеют необходимую инфраструктуру и прямое финансирование из бюджета.

Третье. Россельхозбанк. Он призван кредитовать сельхозпроизводителей. Необходимо пополнить его уставной капитал, поднять его долю на кредитном рынке до 30 процентов. В свое время были ячейки и филиалы этого банка в каждом регионе, сегодня - только в 67 регионах.

Четвертое. Социальное обустройство деревни. Люди должны почувствовать, что есть такая программа "Социальное развитие села". Денег на его реализацию выделяется крайне мало - всего 2 миллиарда рублей. У нас Министерство экономического развития на свое собственное строительство выделяет в 2,5 раза больше, чем на эту программу.

- А сколько денег необходимо? И на что их предстоит потратить?

- Сумма должна быть увеличена до 4-5 миллиардов рублей. Вода, газ, электрификация, отопление - вот самые больные темы глубинки. У нас больше 50 процентов территорий, где люди не пьют чистой воды. Я депутат от Калмыкии, когда я там бываю в районных центрах, мне стыдно смотреть людям в глаза. Они пьют привозную воду из чанов, не могут заготовить дров и угля. Что такое заготовить на зиму 5-7 тонн угля? Это огромные деньги, которых у людей нет. Нынешний уровень обустройства жизни села таков, что средства, которые мы запрашиваем - это только обозначение того, что государство намерено подтягивать уровень развития села до городского уровня.

- Президент требует от правительства амбициозных, новаторских решений. Это ведь в первую очередь касается экономического потенциала России? Неужели кому-то надо доказывать, что самый мощный потенциал для таких решений -это сельское хозяйство?

- Амбициозной прежде всего должна быть именно линия государства. Вот только один пример на тему экспорта продовольствия. В прошлом году мы поставили за рубеж 13 миллионов тонн зерна. Это был первый наступательный шаг, пробный шар в деле захвата внешнего рынка, чего мы не делали с царских времен. И он ярко показал, что к нашим национальным брендам за границей интерес велик. Как велик он ко многим другим видам агропромышленной продукции: меду, льну, сливочному маслу, сырам, водке. Но наше государство еще не выработало гибкую и эффективную политику стимулирования экспортеров сельского хозяйства. Надо устанавливать высокие пошлины на готовый импорт и более щадящие на импортное сырье - с тем, чтобы перерабатывать и фасовать его у нас.Нельзя ставить в равные условия отечественных и иностранных сельхозпроизводителей. Борьба за мировой рынок продовольствия - это только одно из перспективных направлений аграрной экономики. Но на босу ногу чужих рынков не одолеть. Прежде нам надо обуть-одеть самих себя. И я рад, что в этих подходах комитет находит взаимопонимание с депутатами, особенно независимыми, одномандатниками, фракциями, руководителями влиятельных министерств и ведомств.

А сегодня к депутатам Госдумы обратились с письмом поддержки члены Межфракционного депутатского объединения. Авторы от имени своих избирателей из 75 субъектов Российской Федерации выступают за скорейшее принятие закона о сельском хозяйстве и безотлагательную государственную поддержку АПК.



Сельская жизнь, Город: Москва

Дата: 23 сентября 2004


Док. 358681
Перв. публик.: 23.09.04
Последн. ред.: 23.08.07
Число обращений: 288

  • Кулик Геннадий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``