В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Кулик: Самотек движения земли - заказан Назад
Геннадий Кулик: Самотек движения земли - заказан
3 декабря Государственная Дума намерена в третьем чтении рассмотреть законопроект О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Почти год правительство готовило в него свои поправки. Почему так долго исполнительная власть рассматривала этот документ? Насколько он нужен нашему обществу? С этих вопросов и началась беседа нашего корреспондента с председателем Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Геннадием КУЛИКОМ.
- Согласен, судьба этого закона действительно многострадальная. Когда был принят Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения и открыт земельный рынок, мы договорились с Правительством РФ, чтобы немедленно был разработан документ, определяющий порядок перевода земель из одной категории в другую. Жизнь есть жизнь, необходимо строить дороги и промышленные объекты, газопроводы, для этого необходима земля. Но пускать дело на самотек нельзя, и этот рынок требует обязательного вмешательства государства.
Цена вопроса велика. Посудите сами. По сравнению с уровнем 1990 года общая площадь пашни в России, хочу подчеркнуть, именно пашни, находящейся в обработке (у аграрников считается это посев плюс пар), сократилась на 35, 8 миллиона гектаров. Эти земли перешли в другие категории: заросли кустарником, лесом, превратились в пастбища и сенокосы. Я думаю, что даже непросвещенный читатель понимает, какова на рынке цена пашни и других угодий. Не случайно находится много желающих перевести ее, к примеру, в сенокосы и тем самым понизить ее стоимость. При этом снижается не фактическая ее стоимость, а именно номинальная. Появляется большой соблазн по договору с юридическим или физическим лицом продать землю по низкой цене, а разницу (с рыночной стоимостью) просто прикарманить. К сожалению, это становится массовым явлением. Поэтому необходимо было как можно быстрее принимать данный закон, который бы регламентировал этот порядок
С другой стороны, надо учитывать ту реальность, которая сложилась. У нас сегодня собственников земельных участков только среди граждан насчитывается 42 миллиона семей. Они имеют необходимость - и совершенно обоснованную - перевести земли из одной категории в другую. Многие желают купить новые. Хотят, чтобы правильно была определена ценность этих земель. И этот момент тоже чрезвычайно важный.
- Не думаю, что только корыстью можно объяснить волокиту с доработкой закона. Видимо, существовали и существуют другие "подводные камни"?
- Спасибо за вопрос. Да, существуют. Определенная группа экономистов считает, что этой проблемы вообще не существует. Они утверждают: есть собственник земли и он сам должен определять, как использовать ему свой участок, для каких целей. И тем самым проблема снимается и упрощается. Но это не так. Очень опасно, повторяю, совсем не контролировать этот процесс.
О чем речь? Например, фермер, у которого 50-100 гектаров пашни, причем часть ее он получил бесплатно, вдруг захотел несколько гектаров засадить лесом или передать под строительство турбазы. От него, дескать, не надо требовать никаких экологических экспертиз, никаких согласований, ничего. По-моему, эти предложения абсурдные. Подобное отношение к земле как к объекту недвижимости, на мой взгляд, очень опасно. Весь мир рассматривает почву, землю как природные ресурсы. И если государство думает о будущем, оно должно заботиться о том, чтобы наиболее рационально распорядиться этим богатством, регулирует порядок использования земли. Не случайно во всех странах мира есть специальные законы, которые строго определяют, кто, на основании каких документов, требований имеет право изменить целевое назначение существующего земельного участка.
Думаю, силы, не понимающие или не желающие понять эту истину, активно поработали, чтобы не принимать этот закон. Таким образом, мы почти 40 миллионов пашни разбазарили, перевели ее в другие категории, и все шито-крыто. Слава Богу, что победила разумная точка зрения.
- А почему же тогда коммунисты не голосовали за этот закон? Как фракция КПРФ объяснила свою позицию?
- Прямо могу сказать, официальных возражений при обсуждении этого закона во втором чтении с поправками правительства я с их стороны не услышал. Попытался выяснить, в чем же все-таки дело? Получил примерно такой ответ: надо разобраться с теми, кто без всяких законов перевел пашню в другие категории, а затем уж принимать какие-то законы. Пусть читатели судят о такой позиции фракции КПРФ. Я считаю, она не продуктивна, не конструктивна.
- Геннадий Васильевич, на что необходимо обратить внимание наших читателей, собственников земли, после вступления в силу данного документа. И самое главное - как он защищает пашню?
- Первое, что хочу сказать, - это закон прямого действия. Он четко определяет, что гражданин должен делать для того, чтобы изменить целевое направление участка, который находится в его собственности, повторяю, только в собственности. Если вы имеете землю в аренде, то вы можете поставить этот вопрос, если в вашем договоре собственник земли дает вам на это право. Прописываются условия, документы, какие необходимо приложить, устанавливаются сроки их рассмотрения. Это очень важный для человека момент. Мы очень часто сталкиваемся как раз с технической стороной дела при реализации закона.
В каких случаях от собственника при переводе земель в другую категорию не требуется никаких документов? При консервации земли, при создании особо охраняемых природных территорий, при установлении или изменении границ поселений. Хочу сразу обратить внимание читателей: если в границу поселения или города попадают земли, например, садоводческого хозяйства, то назначение и использование этой земли не меняется. Это необходимо для того, чтобы не устраивать никаких переделов собственности. Особо охраняемые территории - это земли, которые отводятся для лесополос, укрепления оврагов.
- Но не секрет, что очень много сельхозземель попадает под строительство дорог, газопроводов, водоотводов и так далее...
- Правильное замечание. Понимая, что нам никуда от этого не уйти, мы предусмотрели такое ограничение. Если кадастровая оценка сельскохозяйственной земли, какую испрашивают для этих целей, на 30 и более процентов меньше среднерайонной кадастровой оценки, то такие земли могут отводиться под строительство этих линейных объектов. Во всем мире так делают, чтобы использовать малоценные, более бедные земли. Условие одно: эти объекты должны размещаться по границам полей севооборотов. Земли, которые имеют особую ценность для района, - его "золотой фонд" , черноземья, к примеру, не подлежат переводу в другие категории. Другой вопрос. Газовики, проводя магистральные газопроводы, пока трубы не уложены, временно занимают землю. Эти земли в другую категорию переводятся временно - на год или два. Мы решили эту норму не вносить в данный закон, а поправить закон об обороте сельхозземель. Ведь газовики должны платить за урожай, который не будет собран с этого поля.
- Много было споров по поводу перевода земель лесного фонда в другие категории. Как решился этот вопрос?
- Естественно, этот вопрос обойти нельзя, и эти земли будут переводиться в другие категории. Но только в тех случаях, когда они пойдут под строительство объектов здравоохранения, культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, других линейных объектов.
- Многие граждане уже имеют подтверждающие документы по целевому назначению земли. Не придется ли их с вступлением закона в силу снова переоформлять, как это случилось после принятия Земельного кодекса? Сегодня за подобную операцию приходится выкладывать значительную сумму денег.
- Нет. Мы законом установили, что все выданные ранее документы сохраняют силу и не нуждаются в переоформлении. А перевод земель из одной категории в другую должен осуществляться бесплатно.
- Геннадий Васильевич, пользуясь случаем, не могу не спросить вас о другом законе. Как известно, с 1 января 2005 года перестает действовать закон о государственном регулировании АПК. Другой закон - о развитии сельского хозяйства и агропродовольственных рынков - так и не принят. Получается, что аграрный комплекс сегодня не имеет правовой базы для разработки бюджета на 2006 год. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Судьба закона, о котором говорите, такова. На встрече фракции "Единая Россия" с Президентом я выступил и сказал, что этот документ оказался непростым для правительства. Надо что-то делать. Мы попросили Президента - и такое письмо уже направил ему Грызлов (Борис Грызлов, глава думской фракции "Единая Россия" , лидер одноименной партии. - Р. Г. ), - с предложением, чтобы этот закон был доработан депутатами вместе с правительством до конца этого года, и его авторами должны стать правительство и Государственная Дума. Я себя тешу такой надеждой, что мы в первом квартале будущего года его примем. Я от них не отстану. Дело далеко уже зашло.



Сельская Жизнь, Город: Москва
Дата: 02 Декабря 2004


Док. 358680
Перв. публик.: 02.12.04
Последн. ред.: 23.08.07
Число обращений: 326

  • Кулик Геннадий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``