На руку крестьянина, гласит известная мудрость, опирается весь мир. Сам же он должной опоры у нашего государства пока не находит. Отсюда экономическая и социальная деградация деревни, засилье импортного продовольствия в наших магазинах.
Предложенный президентом национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", полагает председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Геннадий КУЛИК , может коренным образом улучшить жизнь крестьянства. Но для этого нужно осуществить ряд серьезных мер. О них известный политик и государственный деятель рассказывает в беседе с нашим корреспондентом.
- Геннадий Васильевич , национальный проект ставит весьма серьезные задачи, а чем располагаем для их решения? Какова, так сказать, исходная база, что показали итоги года минувшего и что обещает селу год наступивший?
- К сожалению, наблюдалась прежняя тенденция. Очень слабые темпы роста производства. За два предшествующих года они были чуть выше одного процента, а в 2005-м и того скромнее. Особенно тревожит животноводство. Правда, несколько увеличилось производство мяса птицы, стабилизировалось поголовье овец. Зато примерно на восемь процентов стало меньше коров, на пять-шесть процентов - свиней.
Теперь посмотрим, что за сухими цифрами, к чему приводят упадок, стагнация. В социальном плане: село потеряло около трехсот тысяч рабочих мест. Для многих это поистине семейная драма. Люди лишаются хоть и небольшого, но все же устойчивого дохода. Следовательно, исчезает и перспектива жить и трудиться дома, в деревне.
Но есть и добрые приметы. Первое и, пожалуй, главное: руководители, специалисты предприятий, фермеры осваивают рыночные механизмы, получают хорошие результаты.
Взять, к примеру, Ставропольский и Краснодарский края, Липецкую область. Здесь целые районы стабильно собирают с каждого гектарапо45-50центнеровпше-ницы. Удвоили против прежних лет урожаи сахарной свеклы, подсолнечника. Так что потенциал аграрного сектора, его кадров очень высок.
- Без серьезной финансовой поддержки - и это особо подчеркивал президент - селу не обойтись. Но достаточны ли суммы, запланированные в бюджете 2006 года?
- Напомню: в процессе так называемого нулевого чтения бюджета Государственная Дума создала рабочую группу. В нее вошли представители всех фракций. Общими усилиями удалось увеличить расходную часть на 380 с лишним миллиардов рублей.
Значительная доля этих средств пойдет на реализацию национальных проектов, предложенных президентом. В частности, аграрному сектору дополнительно досталось 16,2 миллиарда рублей. Кроме того, в бюджете 2006 года впервые - и это очень важно подчеркнуть - специально выделены средства, которые должны компенсировать селу часть затрат, связанных с ростом цен топлива.
Проблема крайне острая. Очень беспокоит, экономически напрягает она крестьян. Мы неоднократно говорили о ней на пленарных заседаниях Государственной Думы, направляли запросы, обращения к правительству. Кое-чего, как видите, добились. Теперь на покрытие таких затрат в бюджете предусмотрено пять миллиардов рублей. Обязательно появятся и дополнительные средства. Часть их тоже получит аграрный сектор. В общей сложности сюда должно поступить свыше тридцати шести миллиардов рублей. Рост - более 65 процентов по сравнению с объемом бюджетной поддержки 2005 года.
- Сумма, конечно, солидная, но, помнится, вы говорили: нужно хотя бы восемьдесят миллиардов рублей.
- Все познается в сравнении. К тому же это, будем надеяться, лишь начало.
- Цели, задачи национального проекта "Развитие АПК" хорошо известны из средств массовой информации. И все же, как они станут практически осуществляться, с помощью каких экономических, финансовых инструментов?
- Первое, чего ждет абсолютное большинство крестьян, - поддержка кредитами. В связи с этим - укрепление Россельхозбанка. Бюджетом предусмотрено увеличить его уставный капитал на 3,7 миллиарда рублей. Ему также выделяются средства на компенсацию процентных ставок по кредитам, что особенно важно. Ведь займы со льготой за счет казны - пока главный и единственный источник инвестиций для предприятий, кооперативов, фермеров. И если в 2002 году мы сумели привлечь для этого около 42 миллиардов рублей, то в минувшем - уже более ста миллиардов. А нынче будет 140-150 миллиардов рублей.
Как видите, сдвиги весьма ощутимые. И обнадеживающие. Значит, от падения переходим не просто к стабилизации экономики. Создаем базу для ее укрепления, развития. В первую очередь - непосредственно сельского хозяйства, сердцевины национального проекта. Будет продлен срок возврата займа для нужд, связанных с животноводством. Причем существенно, до восьми лет. Прежде максимальный срок возврата составлял пять лет.
- Но ведь большинству сельхозпредприятий путь в банки закрыт, потому что работают с убытками. Значит, надо совершенствовать и систему кредитования. Мировая практика знает похожие примеры?
- Сколько угодно. Нет ни одной страны, где нет хозяйств финансово неустойчивых либо с очень низким уровнем рентабельности. Есть и балансирующие на грани: прибыль - убыток. И как поступает в таких случаях банк? Требует конкретных проектов, с помощью которых заемщик думает улучшить свое финансовое положение, рассчитаться с кредитором.
Поэтому бизнес-планам на Западе уделяют самое серьезное внимание. Под них даже убыточное хозяйство может получить заем. Особенно если руководитель имеет хорошую репутацию. У нас такой практики немного, хотя кое-где уже есть. Кредиты на восемь лет будут способствовать ее утверждению. Средства станут выдавать под инвестиционные проекты. Оценивать их качество будет конкурсная комиссия при Минсельхозе. На основе ее заключения банк решает: надежен заемщик или нет, стоит ли ему доверять. А чтобы застраховаться от возможного риска, имущество кооператива, фермера передается в залог. Пока не будет выплачен долг.
Такая форма кредитования очень широко применяется на Западе. В декабре группа депутатов, членов нашего Комитета, специально изучала ее в Германии. Система работает очень надежно, когда ею занимаются местные, региональные органы власти. Они стараются поддержать таких заемщиков, защитить их интересы. И не на словах, а на деле. Берут на себя ответственность, если фермер, кооператив не в состоянии возвратить долг. Делится она так. Восемьдесят процентов недоимки покрывают из регионального бюджета. Остальные двадцать процентов - потери банков. Это резко снижает степень их риска. Но прежде участники процесса используют все способы, рычаги, чтобы помочь заемщику справиться с финансовыми трудностями, вернуть долг. И только в крайнем случае включают вышеназванный механизм.
Так что и нам не обойтись без серьезных преобразований кредитной системы. Для этого надо преодолеть рутину, косность, взаимное недоверие банка и заемщика. Особенно сложно тут положение малых предприятий, которые все настойчивее заявляют о себе.
г. Москва
***
Подробнее о фермерах, крестьянском подворье, земельном праве и техническом обеспечении национального проекта - в следующем номере, во второй части беседы.
***
О нашем собеседнике
Родился в 1935 году в деревне Желомское Псковской области. Окончил Ленинградский госуниверситет, экономист. Заслуженный экономист РСФСР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР. Депутат Государственной Думы четырех созывов. Занимал должности министра сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, председателя Госагропрома РСФСР, первого заместителя председателя Совмина РСФСР - министра сельского хозяйства РСФСР, заместителя председателя Межгосударственного экономического комитета, первого заместителя председателя Правительства Российской федерации. Член фракции "Единая Россия".
Крестьянин, Город: Ростов-На-Дону
Дата: 18 Января 2006