В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Кулик, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам: У села есть весомые опасения Назад
Геннадий Кулик, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам: У села есть весомые опасения
Российское сельское хозяйство может больше всех прочих отраслей пострадать от вступления в ВТО. По оценке аграрных экономистов, потери агропромышленного комплекса в первый год присоединения России к ВТО составят порядка 4 млрд. евро. Объем производства продукции снизится на 3%, экспорт - на 6%, численность рабочей силы на селе уменьшится на 3%, а импорт продовольствия увеличится на 11%.

Россия и страны - члены ВТО находятся в неравных экономических условиях. У нас другая рыночная среда по сравнению с большинством государств, которые сформировали эту международную организацию. В чем это заключается?

Во-первых, наша сегодняшняя аграрная политика - самая либеральная из всех стран, которые входят в ВТО. У нас, по существу, нет государственной поддержки экспорта продовольствия, которую имеют абсолютное большинство стран. В то же время завоз импортного продовольствия в Россию уже сегодня достиг критического уровня (45%), и при вхождении России в ВТО он предположительно вырастет до 55-60% и практически поставит нашу страну в полную зависимость от импорта.

Во-вторых, наши экономические условия хозяйствования тоже отличаются не в нашу пользу. Например, в большинстве стран, входящих в ВТО, стоимость кредитных ресурсов составляет от 3 до 4% в год. У нас же сегодня стоимость кредита на рынке финансовых услуг - 15-16 %. Если даже нам компенсируют часть средств за счет бюджета, то все равно дешевле 8-9% кредит до крестьянина не доходит. Да и получить его могут лишь около 70% сельскохозяйственных предприятий. Других же источников финансирования нет. Без приближения размера кредитной ставки в России к кредитной ставке в Евросоюзе равенства конкуренции на аграрном рынке ожидать не приходится.

В-третьих, на Западе существует большой рынок "длинных" кредитов, когда сельхозтоваропроизводитель может взять кредит на 15 лет, предлагая в залог землю. У нас земля не капитализирована. Специального закона об Особенностях залога сельхозземель нет. Поэтому нам заложить под длинные кредиты в банк нечего. И мы столкнулись с трудностями, когда Президент выступил с предложением увеличить продолжительность кредита до восьми лет на развитие животноводства. Оказалось, что и денег на рынке мало, и оформить невозможно, поскольку нет залогового актива.

В-четвертых, требование ВТО по выравниванию цен на энергоносители до уровня мировых цен приведет к дальнейшему росту неконкурентоспособности значительного числа отраслей экономики России, включая сельское хозяйство.

И самое главное. Абсолютное большинство стран, кроме Чили и Новой Зеландии, интенсивно поддерживают доходность сельхозпроизводителей за счет средств федеральных бюджетов. Делают это они для того, чтобы фермер не уходил с рынка, тем самым стимулируя развитие отечественного производства машин, удобрений, оборудования - всего того, что фермер покупает на рынке. Причем доля этой поддержки составляет от 30 до 60% в доходах фермера! Мы такой поддержки не имеем. У нас поддержка со всех бюджетов - региональных и федерального - не превышает 10%. Наглядная цифра выглядит так: на один гектар пашни Евросоюз выделяет фермерам 326 евро, в частности в Германии в среднем выплачивается 110 евро на одну корову, 3 цента на один литр молока, 274 евро на один га сельскохозяйственных земель, 70 евро на один га пастбищ.

Нас смущает также резкое снижение таможенных пошлин на импорт продовольствия, которое является обязательным условием так называемого "свободного" развития мирового рынка. Насколько быстро будет требоваться перейти к нулевой таможенной ставке? Пока из документов, из всякого рода информации представление об этом сложить невозможно. Кто-то, допустим, говорит, что будет дан какой-то срок, три-четыре года, для постепенного снижения пошлины на импорт продовольствия. Но это отдельная информация из уст отдельных лиц, которые не несут ответственности за ее разглашение. Никто не располагает конкретным материалом о том, как будут выглядеть для России требования ВТО по годам, по видам продукции и т. д.

Какой выход из ситуации? Многие страны, понимая пагубность последствий вступления в ВТО для отдельных отраслей, заранее готовились, совершенствовали свою законодательную базу. Поскольку по закону ВТО, если вы приняли какой-то законодательный акт до вступления в эту организацию, вы не обязаны согласовывать его с ВТО. Вам может быть поставлено условие его отменить, но в течение какого-то срока, или отменить лишь часть этого закона, или уточнить параметры. Но у вас есть законодательная база, которая оберегает и защищает своего сельхозтоваропроизводителя.

Поэтому мы считаем, что главным условием для того, чтобы нам сохранить отечественное сельскохозяйственное производство, должно быть обязательное принятие не позднее первого полугодия текущего года закона "О развитии сельского хозяйства". И не того рамочного закона, который внесло на рассмотрение в Госдуму Правительство, а закона, который предусматривал бы инструменты, объемы, поддержки доходности, инструменты регулирования рынка, порядок кредитования сельскохозяйственных предприятий, страхования их от неблагоприятных погодных условий, вопросы социального развития села с таким расчетом, чтобы каждый сельхозпроизводитель, получив сегодня этот закон, мог увидеть, на что он может рассчитывать со стороны государства и что он должен сделать сам, чтобы устоять в рыночных условиях. Принятие этого закона позволит не только создать минимальный уровень конкуренции на аграрном рынке России при вступлении в ВТО, но и законодательно обеспечить выполнение приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".

Если раньше у кого-то было сомнение, что мы настаиваем на каких-то государственных регуляторах, которые приведут к возврату к плановой системе, централизованным закупкам, регулированию цен, то сегодня мы говорим о тех инструментах, которые даже ВТО признает как инструменты, которые могут использоваться той или иной страной. ВТО признает возможность господдержки для отдельных отраслей.

Все меры поддержки классифицируются на основе главного критерия: их "искажающего" влияния на торговлю и производство. Основные направления государственной поддержки, именуемые "желтой корзиной", включают: дотации на продукцию животноводства и растениеводства; компенсацию затрат на приобретение минеральных удобрений, ГСМ, техники, запчастей и т. д.; субсидирование капиталовложений производственного назначения (кроме расходов на мелиорацию), льготное кредитование (включая списание задолженности), ценовую поддержку товаропроизводителей и т. д. В отношении этих мер господдержки соглашение предусматривает установление максимально допустимого уровня в форме агрегированного показателя поддержки (АПП) и его поэтапного 20%-ного сокращения равными долями в течение 6 лет с момента присоединения. При этом присоединяющаяся страна вправе не сокращать господдержку в рамках "желтой корзины", если примет обязательство ограничить ее уровень 5% от валовой стоимости сельскохозяйственного производства, что категорически не устраивает отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как ставит их в заведомо неравные условия по отношению к иностранным фермерам.

Соответственно в так называемую "зеленую корзину" включены программы, в минимальной степени искажающие торговлю или производство. Указанные меры финансируются из госбюджета и не имеют следствием поддержание цен производителя. Это такие направления, как научные исследования, подготовка кадров, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, развитие инфраструктуры, страхование, экологические программы и т. д. На таких формах господдержки настаиваем и мы.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 17 Мая 2006



Док. 358654
Перв. публик.: 17.05.06
Последн. ред.: 23.08.07
Число обращений: 273

  • Кулик Геннадий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``