Иван Андриевский: Мы сможем давить на Европу, назначать свою цену, а, скорее всего, постоянно желать ее увеличиватьНазад
Иван Андриевский: Мы сможем давить на Европу, назначать свою цену, а, скорее всего, постоянно желать ее увеличивать
Управляющий партнер компании "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский рассказал в эфире радиостанции СИТИ-FM о том, как долго могут спорить Россия и Евросоюз по проблемам энергетики.
Россия и Евросоюз должны выстроить взаимоотношения так, чтобы исключить саму возможность возникновения каких-либо конфликтов. Об этом сегодня заявил глава Минпромэнерго Виктор Христенко, открывая международную конференцию "Московский энергетический диалог". Для этого, по его мнению, Россия и страны Евросоюза должны скоординировать свои энергетические стратегии. Виктор Христенко назвал Россию "надежным поставщиком энергоресурсов" и уделил особое внимание вопросам энергетической безопасности.
Для того чтобы обеспечить безопасность всех игроков рынка, Виктор Христенко предложил проанализировать потенциальные проблемы и обсудить возможности предотвращения рисков.
В ходе неформального саммита глав 25 стран Евросоюза в Финляндии, об этом говорил и президент России Владимир Путин. Он отметил, что главная проблема энергетического сотрудничества России и Евросоюза - это сбалансированность отношений. И с точки зрения энергетической безопасности необходимо учитывать интересы всех сторон.
Управляющий партнер компании 2К Аудит - Деловые консультации Иван Андриевский прокомментировал ситуацию.
А как долго могут спорить Россия и ЕС по проблемам энергетики. Не приведет ли все это к тупику?
- Я думаю, что в результате длительных переговоров консенсус будет все-таки найден, но переговоры будут весьма длительными, и на сегодня взаимоотношения между Россией и странами Единой Европы пока не выяснены. Это связано с тем, что Россия становится главнейшим поставщиком газа в Европу, а также претендует на приобретение транспортных магистралей, по которым газ поставляется конечным потребителям по Европе. И эти претензии России на статус главного поставщика голубого топлива и владельца транспортных магистралей является для Европы определенным риском и определенной опасностью, но также и определенной выгодой.
Раз это является выгодой, почему тогда ЕС не готов пойти на определенный компромисс, или хотя бы заморозить ситуацию в свете энергетики, оставить все так, как есть, и двигаться по остальным направлениям дальше?
- Прежде всего, это касается вопросов установления цены на голубое топливо. Если мы станем основным поставщиком газа в Европу, а также будем и владельцами сетей, которые распределяют газ от накопительной поставки к газовой горелке в каждом доме, то тогда вопрос установления стоимости будет иметь приоритет больше в нашу пользу. Т.е мы сможем давить на Европу, назначать свою цену, а, скорее всего, постоянно желать ее увеличивать, что вполне естественно. Европе же при таком раскладе будет крайне сложно с нами бороться и при этом она практически не сможет заменить такого поставщика газа на другого, потому что это вопрос очень больших денег, времени и сложный в техническом плане вопрос. Если же мы еще станем и владельцами транспортных магистралей по Европе, то фактически можно говорить о том, что железная рука Москвы возьмет за глотку Европу в газовом смысле.
Но у ЕС тоже есть рычаги давления на Россию, отличные от газа, но весьма серьезные?
- Есть, но энергетический вопрос настолько серьезный, что он перевешивает многие возможности европейские.
Каков может быть компромисс?
- Я думаю, что компромисс заключается в вопросе комбинации долей собственности в транспортных магистралях, возможно, не только Россия будет владельцем, она, возможно, будет основным владельцем, а какие-то европейские концерны станут совладельцами этой собственности. Возможно, Европа потребует, чтобы ее пустили на какую-то долю собственности в российские газовые активы. Но на сегодня российские политики жестко отодвигают иностранцев от участия в российской энергетике, это видно по проектам "Сахалин-1,2". Это весьма правильное поведение, Россия становится сильной, экономически агрессивной, и в этом нет ничего плохого. Ведь мы не плачем оттого, что огромное количество белой техники, не производимой в России, продается на наших прилавках, и потребительский рынок они держат за глотку своими возможностями.