В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Размышления по поводу Послания Президента республики Муху Алиева Народному Собранию РД Назад
Размышления по поводу Послания Президента республики Муху Алиева Народному Собранию РД
В своем Послании парламенту президент М.Алиев сказал обществу: так дальше жить нельзя и не будем. Если судить по реакции общества, можно сказать, что наш президент оказался в роли Юлия Цезаря, который был верен принципу: пришел, увидел, победил. По всему, однако, видно, что президент от всеобщего одобрения в восторг не пришел. Это следует из его выступлений и оценок, которые он дает различным структурам и должностным лицам на совещаниях, встречах, в интервью. Он оценивает ситуацию все жестче.

Реакция на Послание у меня лично вызвала двоякое чувство. Если мы столь дружно готовы не жить так, как жили, то как случилось, что президенту пришлось столь жестко сказать: "Все в Дагестане знают: от самого рождения до погребения надо взятки давать. Почти все должности покупаются".

Подобная реакция, на мой взгляд, скорее шок, чем покаяние. Общество и люди не могут спонтанно избавиться от въевшихся в кожу, в их естество привычек.
И хорошо, что Муху Гимбатович на этот счет не заблуждается. На одном из совещаний президент сказал: "Каждый из докладчиков назвал немало виновных в сложившейся ситуации, но никто не назвал себя".

Еще пример. На днях состоялся Совет судей Российской Федерации, на котором обсуждался вопрос о судебной реформе. В новой федеральной программе обозначена такая проблема, как борьба с коррумпированностью в судебной системе. Но этот тезис сильно возмутил участников заседания. Проблема, говорили многие выступающие, сильно раздута, подавляющее большинство судей - люди честные. Из президиума осторожно отвечали, что если в обществе об этом говорят, значит, что-то такое кое-где у нас порой происходит. В конце концов в создании образа продажного судьи дружно обвинили адвокатов, которые-де внушают своим клиентам, что "не подмажешь - не поедешь", а средства "на подкуп" присваивают себе. Это известный, психологический феномен самозащиты: в чужом глазу видеть песчинку, а в своем ...

Общество не монолит

Мы часто говорим об обществе в целом. Социум же состоит по меньшей мере из трех сегментов: власти, бизнес-элиты и гражданского общества. Между ними много противоречий, в том числе и трудно преодолимых. У них разные способы существования, разные задачи, разные формы взаимодействия. Их позиции сформировались под влиянием того, как была провозглашена суть реформ: побыстрее построить капитализм в России, а сделать побыстрее можно было единственным путем - отнять у одних (большинства) и отдать другим (меньшинству), то есть было организовано колоссальное ограбление народа. Заправилы реформ оправдывали это как восстановление исторической справедливости, поскольку когда-то "отнимали, чтобы поделить". Хотя, надо признать, что поделить отнятое благороднее, чем "отнять и присвоить".

Вопрос стоит традиционно: кто виноват и что делать, имея в виду роль каждого из сегментов в сложнейшей ситуации. И что мешает им в создании общественного консенсуса по главным вопросам развития Дагестана.

Кто виноват?

Из Послания вытекает, что по-своему вина падает на каждый из сегментов: власть всех уровней коррумпирована, содержит сверх штата много должностей и единиц транспорта за счет бюджета, а то и заработной платы, бизнес ушел в тень и не платит налоги, гражданское общество "потеряло веру в то, что можно решить какой-то вопрос без взятки, оно как бы приняло "правила" такой жизни. Дело дошло уже до того, что многие люди настолько привыкли к подобному положению, что фактически взяточников не осуждают.
Виноваты все, но степень вины разная.

Основным источником социального противостояния стала власть. Все началось с того, что растаскивание собственности было номенклатурным. Вслед за этим, под видом лишения почвы для коррупции, чиновничество постоянно повышало себе зарплату. За последние 5 лет зарплата этой категории выросла в 9 раз, а у остальных бюджетников только в два раза. Может быть, политика в области зарплаты предусматривает сближение уровней зарплаты и пенсий? Напротив, власть идет на резкое увеличение разрыва. На 2006 год намечено госаппарату увеличить зарплату на 40%, а остальным бюджетникам на 20%. Разница роста вроде только в 2 раза. Но от 60 тысяч рублей зарплаты министра, судьи, депутата 40% составляет 24 тысячи рублей, а 20% от 3-4 тысяч рублей большинства бюджетников составляет всего 600-800 рублей, то есть фактическая разница более чем в 30 раз. К тому же установлена такая структура зарплаты чиновников: 20% - оклад, 80% - надбавки, с включением надбавок в базу для установления размера пенсий. Зачем так сделано? Чтобы публика не комплексовала.

Но шила в мешке не утаишь. Что касается перспективы, то предусмотрено зарплату госаппарата довести до уровня зарплаты элиты коммерческих структур. А там она сейчас в 3-4 раза выше. На коррупцию до сих пор эта политика влияла только ростом ставок "откатов".

Что касается бизнес-элиты, она в буквальном смысле приватизировала различные ОАО и установила себе заоблачные оклады. Председатель ОАО "Газпром" Миллер, например, получает в год 2,5 миллиона евро, то есть около 7 миллионов рублей в месяц. Положение в других ОАО федеральных и региональных аналогичное. Все это делается в подражание Западу и под видом соблюдения требований рынка. На самом деле это означает потерю нравственности и злоупотребление властью, результатом чего станет дальнейшее углубление социального расслоения и забвение интересов гражданского общества, особенно пенсионеров, многим из которых денег хватает только на хлеб, воду и оплату услуг ЖКХ.

Хотя чиновничество паразитирует на бизнесе, который расплачивается взятками, в противостоянии гражданскому обществу они выступают в единстве и именуются элитой общества, то есть высшим правящим слоем. Элита зациклена на потребительстве и расточительстве.

Федеральное и вслед за ним региональное законодательство ориентировано у нас на интересы элиты, потому что власть и бизнес срослись между собой, точнее власть принадлежит крупному бизнесу. По парламенту Дагестана нет данных, в Госдуме РФ 80% депутатов являются крупными бизнесменами, на заседания ходят мало, занимаются своими делами. А по социологическим опросам, доверие Госдуме составляет только 2%.
Наша элита финансирует рост производства не родного Отечества, а заграницы. По данным Госстатистики, за последние 15 лет за границей оставлено 850 миллиардов российских долларов.

Как же повело себя в обстановке реформы-растаскивания гражданское общество. Оно тоже стало растаскивать, но не заводы, фабрики, рудники и заповедный лес, а лом цветных металлов, электрические провода, за сотню рублей продавало избирательные права. Своим безответственным поведением помогало нечестным и криминальным элементам обходить законы, ведь прозвучало же на одном из совещаний: такое впечатление, что наше общество состоит из одних инвалидов и льготников. На это явление среагировал и фольклор: говорят, невесты отказывают женихам, если они не являются инвалидами и не имеют постоянного дохода.

Вывод: такая элита, какая есть у нас, могла сложиться при таком гражданском обществе, какое есть у нас.

Беда еще в том, что социально-экономические процессы у нас имеют тенденцию закрепить и углубить дифференциацию в обществе в сферах, где закладываются основы - в образовании, медицине, науке. Приведу пример по образованию. Вот что говорил на этот счет директор Центра социологии образования Института социологии РАН Д.Константиновский: мы сколько угодно можем говорить о том, что шансы быть успешными изначально есть у всех, но исследования показывают, что это далеко не так.

Положение семьи, место жительства, уровень образования родителей определяют, в какую группу общества после окончания школы попадает ребенок, какое образование он получает и как трудоустроится. Как прежде, содержать школы бюджет не хочет, а большинство родителей не в состоянии оплачивать обучение детей из своего кармана. Отсеиваются дети из нижних слоев общества.

Происходит селекция, неравенство в обществе начинается и углубляется именно на уровне школьного образования, а сегодня и на уровне дошкольного. Выходит, министр обороны С.Иванов был прав, заявляя, что дедовщина у нас закладывается еще в детских садах.

Особую сложность вводимый порядок финансирования школ по количеству учащихся представляет для наших горских школ. Многие из них будут, видимо, закрыты. Хорошо, если сумеют обеспечить подвоз в ближайшие школы и финансировать интернаты. Скорее всего, все закончится валом очередного стихийного схода с гор.
Не лучше дела в вузах. Стремительная коммерциализация при низких зарплатах преподавателей привела к снижению уровня требований к студентам и долларам в зачетке.

Однозначно применимо к нашей ситуации сказанное известным историком А.Тойнби: "Оказавшись неспособной решить очередную социально-историческую проблему, элита превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом, отчужденная же масса населения становится "внутренним пролетариатом",

Из сказанного вытекает:

1. Одна из главных проблем сводится к тому, чтобы выправить ситуацию с республиканской элитой. Как указывает президент РД, она коррумпирована, расточительна, непрофессиональна, злоупотребляет властью, не пользуясь доверием народа. Но она не способна, как Тарас Бульба, "убить" то, что сама же породила. У казацкого атамана совесть и патриотизм были едины. Он убил изменившего родине сына, сказав: "Я тебя породил, я тебя и убью". Задача состоит в том, чтобы склонить нашу элиту и гражданское общество к такому же единству совести и патриотизма.

2. В республике общество социально дифференцировано на богатых и бедных, мировоззренчески часть ориентирована на исламские ценности, часть - на западные, часть - на советское прошлое. Указанные расколы затрудняют задачу создания солидарного общества.

В основе всех расколов находится кризис экономики и безработица и, как следствие, социальное неравенство, отсутствие взаимопонимания и сотрудничества между богатыми и бедными, между гражданским обществом и властными структурами.

3. Во взаимоотношениях сегментов социума сложился явный дисбаланс. Элита сознает в первую очередь собственные эгоистические интересы, допускает отступление от духовно-нравственных норм, а гражданское общество фактически не сформировалось, не сознает собственных интересов, не обладает волей организованно защищать их. Отсюда вытекает, что одна из важнейших задач - уравновесить элиту и гражданское общество.

4. Социальный кризис и явные тенденции дальнейшего социального расслоения стали причиной накопления социального недовольства, появления почвы для ваххабизма и экстремизма, и привели к тому, что Дагестан стал одним из самых социально неблагоприятных регионов Российской Федерации.

Что делать?

Первое. Исходя из перекосов в нашем социуме, особое внимание необходимо уделить формированию зрелого гражданского общества. Как бы ни был задействован потенциал известных методов (работа с кадрами, совершенствование законодательства, подключение контрольных органов), если гражданское общество не осознало свои коренные интересы, и оно, как говорил теоретик гражданского общества Джон Локк, не обрело волю бороться и не станет "ошейником" на шее государства, дагестанское общество не избавится от разъедающих нас пороков. Одной из главных мер на этом пути я вижу создание Общественной палаты. Но не как аналог федеральной ОП. В центре она создана как независимая общественная структура, главная задача которой - экспертиза законопроектов. Укомплектована главным образом людьми, которые будут лоббировать собственные интересы. Алла Пугачева против шоу-бизнеса выступать не будет, как пчелы не выступают против меда.

И начала свою деятельность палата с пиара. Приписала себе оправдание судом осужденного ранее той же алтайской Фемидой водителя Щербинского, на автомобиль которого наскочил автомобиль алтайского губернатора Евдокимова. Его оправдание было следствием многочисленных протестных акций автомобилистов по всей стране, а не адвокатство Общественной палаты.

На мой взгляд, Общественную палату у нас следует создать при президенте. Это несколько уравновесит перекосы во взаимоотношениях между сегментами нашего социума, о чем сказано выше. На палату следует возложить непосредственную работу с гражданами, джамаатами, трудовыми коллективами. В числе задач должно быть: правовое просвещение народа, активизация структур по защите прав различных групп населения, пробуждение в народе чувства собственного достоинства (было время, когда дагестанец постоянно держал руку на рукоятке кинжала, готовый драться за честь), вовлечение рядовых тружеников в поле зрения СМИ, проведение мониторингов, подготовка конференций, круглых столов.

Вся работа палаты должна носить профилактический характер и быть нацеленной помочь президенту ковать элиту, у которой на уровне будут совесть, патриотизм и профессионализм.

Заслуживает всемерной поддержки предложение инициативной группы ученых о созыве в ближайшее время гражданского форума Дагестана.

Второе. Республика наша находится в определенном смысле в заколдованном круге. Экономика остро нуждается в инвестициях. Но инвесторы держатся от нас подальше, поскольку теракты стали в республике хроническим явлением. Было принято объяснять терроризм воздействием внешних факторов. В Послании президент РД сделал акцент на внутренние причины, указал на наличие социальной почвы терроризма: "Это низкий уровень жизни значительной части населения, высокая безработица, чрезмерное имущественное расслоение граждан, получившие широкий размах взяточничество и коррупция. Поэтому в первую очередь мы должны создать благоприятные условия для обеспечения занятости для того, чтобы честным трудом, имея возможность приобрести или построить жилье, получить качественное образование и медицинское обслуживание, другие социальные услуги, гарантированные государством".

Сказано верно. Но достаточных возможностей сегодня, чтобы предоставить гражданам названные социальные блага, у нас нет и в ближайшем будущем не будет. Потому круг и замыкается.

А какие могут быть последствия, если данная ситуация продлится долго, нетрудно представить. Не исключено, что терроризм оседлает какая-нибудь политическая сила. Тогда потребуется контртеррористическая операция, аналогичная чеченской. Отчего, кстати, видные политологи Л.Ивашов и другие предостерегают и предупреждают, что в случае осложнений ситуация в Дагестане будет покруче, чем в Чечне, и вмешательство извне будет гораздо более мощным, чем у соседей. Не забудем и то, что Каспий объявлен регионом национальных интересов США.

Другое следствие экономической стагнации и образования замкнутого круга - уход в диаспору наиболее талантливой и активной части нашего населения.

Наиболее эффективный выход из создавшегося положения видится в выдвижении программы ускоренной модернизации экономики республики, которая объединила бы интеллектуальные и трудовые ресурсы Дагестана и финансовое обеспечение федерального центра. Для такой постановки вопроса у нас есть политические и моральные основания.

Здесь уместно обратиться к истории. После гражданской войны в начале 20-х годов положение Дагестана было несравненно хуже, чем сегодня. Советская власть признала Дагестан особым регионом по национальному составу населения, разнообразию и сложности природно-климатических условий, своеобразию исторического прошлого, роли на Северном Кавказе, отношению к нам мусульманского мира.

Соответственно были приняты особые меры. В политическом плане, когда для каждого из северо-кавказских народов в самом начале были созданы автономные области, только в одном Дагестане была объявлена автономная республика, то есть тогда еще было признано историческое единство дагестанских народов. В экономическом плане сразу с образованием ДАССР территория была расширена почти вдвое - с 29 тысяч до 50,3 тысячи кв.км. Это было сделано, чтобы дать возможность развивать отгонное животноводство и организовать переселение с гор на равнину.

Когда в 50-60 годах произошел резкий демографический рост и возросла трудоизбыточность, в республике было развернуто строительство оборонных предприятий. Сейчас кое-кто, не вникая в суть, негативно высказывается на этот счет. А сделано это было вполне сознательно по просьбе республиканского руководства с учетом того, что строительство оборонных предприятий финансировалось приоритетно, и что, не менее важно, параллельно к ним строили жилье, школы, детские учреждения (какое это было благо, нетрудно представить). Благодаря этому в Дагестане вырос рабочий класс, и республика стала донором союзного бюджета. Когда эти предприятия свергнули производство (в силу того, что "у нас нет врагов"), экономика республики прочно села на мель.

Чтобы развязать извечную проблему Дагестана - трудоизбыточность, очередным союзным мероприятием было объявление Дагестана "виноградным цехом России" и специализация многих колхозов и совхозов на производстве винограда. Было развернуто строительство винзаводов, поселков для переселенцев с гор. За короткое время республика довела производство винограда до полумиллиона тонн.

В период действия антиалкогольного указа горбачевской перестройки все это было разрушено. И тогда у нас начались межнациональные конфликты по поводу переселения. Лишившись дополнительно созданных рабочих мест, переселенцы стали конкурентами местных жителей.

Параллельно, чтобы закрепить людей в горах, в советские времена было начато строительство в горных аулах малых предприятий как филиалов крупных республиканских и нереспубликанских предприятий, что гарантировало их стабильность. Многое уже было сделано перестройкой и реформами, и эта программа была сорвана.
В повестке дня было освоение дагестанского берега Каспия и гор как курортно-туристического комплекса. Привлекались к участию в проекте крупнейшие предприятия Союза, здесь создавали базы отдыха и лечения для своих коллективов. Сумятица перестройки скомкала и это великое для нас дело.

Выше я подчеркивал, что союзная власть оказывала внимание Дагестану как особому региону. Думаю, федеральной власти, тем более, следует признать Дагестан особенным регионом, так как к прежним прибавились новые особенности, еще более отличающие Дагестан: он стал пограничной зоной и регионом, куда проникли щупальца международного терроризма.

Модернизация экономики, если она состоится, исключит всякие внешние угрозы и обойдется гораздо дешевле, чем контртеррористическая операция, если, не дай Бог, ее придется проводить.

Третье. Как видим, для элиты деньги у нас есть, а для систем выживания, для школ, медицины, науки и пенсионеров их не хватает.

Здесь нам следует перенять опыт Запада. Там контролируется так называемый децильный коэффициент - соотношение зарплат 10% самой высокооплачиваемой и 10% самой низкооплачиваемой частей населения. В Швеции, например, это соотношение выдерживается в пределах 5:1. То есть в среднем высокая зарплата может быть выше средней низкой только в 5 раз. У нас совершенно другой подход. Подгоняют высокие зарплаты к заграничным, а низкие оставляют на уровне выживания.
Второй момент из опыта Запада. Принимается закон, например, в Германии о социальной ответственности бизнеса, назначение которого обязать бизнесменов вкладывать средства в производство. Побывавшие в Берлине говорят, что там меньше мерседесов, чем в Махачкале.

Не знаю, возможно ли на региональном уровне предпринять что-либо по децильному коэффициенту. По второму пункту наш парламент мог бы принять закон о социальной ответственности бизнеса.

Четвертое. О духовном воспитании. Президент РД на этом вопросе особо остановился. Подчеркну только один аспект. В духовном, патриотическом воспитании громадна роль музыкального, песенного творчества. Репертуар многочисленных ансамблей (что их много - очень хорошо) замкнулся на эротике, содержание песен не выходит за рамки "я тебя.., ты меня...". Недостаток содержания восполняется бессмысленным повторением так называемых забойных слов. Перестали петь песни даже Расула Гамзатова. О воспитательном значении многочисленных концертов в театрах и на телевидении не приходится говорить, все сводится к времяпрепровождению.

Общественная палата вместе с Министерством культуры могла бы заняться этой проблемой. Следует регулярно проводить конкурсы на исполнение песен Расула Гамзатова и других поэтов. И поэтам нашим пора вновь вдохновиться и писать лирические, патриотические и сатирические песни.

О негативных явлениях стали настойчиво говорить и на федеральном уровне. Больше того - стали действовать. Одна чистка таможни чего стоит. Видимо, России предстоит переродиться. Как говорится, с Богом.




Тагир Муслимов, кандидат исторических наук
РИА "Дагестан"
29.05.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=5&okrug=0&razdel=smi&statja=10702


Док. 358381
Перв. публик.: 29.05.06
Последн. ред.: 23.08.07
Число обращений: 246

  • Алиев Муху Гимбатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``