В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Данилин: История, это наука, которая имеет грандиозное значение для воспитания патриота, воспитания гражданина страны Назад
Павел Данилин: История, это наука, которая имеет грандиозное значение для воспитания патриота, воспитания гражданина страны
В эфире СИТИ-FM сотрудник Фонда эффективной политики, шеф-редактор портала "Кремль.Орг" Павел Данилин высказал мнение о том, по какому принципу должны формироваться учебники по истории для общеобразовательной школы.

К первому сентября в российских школах останутся только качественные учебники по истории. Так заверила начальник отдела федеральных перечней учебной литературы Минобрнауки Светлана Тетерина.

По ее словам, все учебники с ошибками изъяты и в новом учебном году преподавать историю будут только по тем учебникам, которые прошли экспертизу и были рекомендованы Министерством. Отмечу, что экспертиза проходила по новым правилам, при участии российского ученого сообщества.
Директор департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Исаак Калина считает, что отождествлять историю и содержание школьного учебника нельзя.

Исаак Калина сказал: "Я очень хочу, чтобы историю моей страны мои внуки изучали по учебнику, который написан не в логике участкового милиционера - это оставим науке, а в логике бабушки или прабабушки, которая старается сформировать у моих детей и внуков позитивное отношение к моей семье, даже если в ней были какие-то трудные моменты. Это мнение директора департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки.

Вообще проблема качества школьных учебников попала в сферу внимания властей только три года назад. Тогда группа ветеранов публично пожаловалась Владимиру Путину на трактовку событий второй мировой и Великой Отечественной войны в одном из учебников по истории. Президент велел Министерству образования "разобраться". В ведомстве признали, что ситуация с учебниками - хуже некуда, но рассудили, что ответственность за их качество должны нести не чиновники, а ""езависимые эксперты" - академики Российской академии наук и Российской академии образования.
И спустя полгода была запущена новая процедура экспертизы школьных учебников и создан главный контролирующий орган - специальный Совет по учебникам.
Также не исключено, что вскоре российские учебники по истории будут вновь проходить государственную цензуру. Сейчас парламентарии готовят соответствующий законопроект.

В прямом эфире СИТИ-FM приветствуем сотрудника Фонда эффективной политики, шеф-редактора портала "Кремль.Орг" Павла Данилина.
Как вам цитата, которая сегодня, о чем рассказал господин Исаак Калина?

Я полностью согласен с ней и поддерживаю такой подход к преподаванию истории.

Вообще, спор о том, как должна преподноситься история, идут действительно, давно. Ситуация со школьными учебниками в стране и в самом деле, близка к критической но, между тем, в последнее время все это стало похоже на какую-то скрытую цензуру - это так?

Нет, абсолютно, это не так. Если мы посмотрим на техническую сторону вопроса, то мы должны признать, что после развала советской систему образования и советской системы издания учебников, мы имеем досадную разницу за 15 лет, которая привела к тому, что в учебники попало громадное количество ошибок и большое количество недочетов. Часто авторы выражают собственную авторскую позицию, не взирая на исторические объективные исторические факты. Часто эти факты игнорируются. для того, чтобы привести преподавание истории к нормальному, естественному подходу, когда преподаются в первую очередь факты, а не взгляд того, или иного автора, безусловно, нужна была новая система. это новая система, так называемый, второй стандарт, сейчас как раз и разрабатывается. Ни о какой цензуре речи быть не может.

Напомню, что Исаак Калина считает, что история должна быть изложена именно логики бабушки, то есть получается, что в роли бабушки должно выступать министерство образование. С подачи кого - понятно, Кремля. Быть может, разумнее, чтобы все это преподносилось и обсуждалось на общественной экспертизе, и там решался вопрос, как преподносить исторические факты. Как вы считаете?

А именно так и будет решаться вопрос. В Кремле учебников не пишу, учебники пишут специалисты, поэтому, я не думаю, что Кремль будет диктовать содержание учебника. Учебники пишут историки. Поэтому государственное внимание к историческим учебникам, необходимо. Оно выражается в том самом бабушкином подходе, о котором говорил господин Калина. Нужно понимать, что история, это наука, которая имеет грандиозное значение для воспитания патриота, воспитания гражданина страны.

Но ведь важно как подать исторические факты. Можно же подойти и слева и справа.

Здесь действия зависят от того, приводите ли вы исторические факты для того, чтобы очернить историю своей страны, или вы приводите те исторические факты для того, чтобы на этих примерах учиться и не повторять ошибок.

Рассказывали мы, что к 1 сентября в российских школах останутся только качественные учебники по истории. Слово "качественные" здесь, я думаю, употребилось не просто так. Как вы считаете, те учебники, которые остались, через призму каких политических сил они поданы?

Те учебники, которые остались, они поданы с позиции государства российского в первую очередь. Я могу сказать, что учебник Чеборяна - прекрасный учебник. К сожалению, он не отмечает период последних 15 лет. Там несколько параграфов буквально отведено этому, но это устранимое препятствие. То, что ученики не будут учиться, например, по учебнику Далуцкого, это я считаю грандиозным достижением.

22 Августа 2007 года
http://city-fm.ru/news/?id=241699

Док. 358341
Опублик.: 23.08.07
Число обращений: 581

  • Данилин Павел Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``