В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Кулик: `Я верю в потенциал новгородского села` Назад
Геннадий Кулик: `Я верю в потенциал новгородского села`
Как мы уже сообщали, в Новгородской области находился председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Геннадий КУЛИК . Геннадий Васильевич дал эксклюзивное интервью корреспонденту "Новгородских ведомостей".
- Вы побывали в ряде хозяйств нашей области, приняли участие в работе совещания аграриев. Какое у вас осталось впечатление о нашей области?
- Самое прекрасное. У вас хорошо работает департамент сельского хозяйства, много внимания агропромышленному комплексу уделяет губернатор. Я встречался с трудовыми коллективами ряда хозяйств, их руководителями, специалистами, фермерами. Что бросилось в глаза? Сельчане полны желания работать, хотя все мы знаем, в каких нелегких погодно-климатических условиях приходится им это делать. Есть и результаты, и довольно неплохие. В этом я, в частности, убедился в сельхозкооперативе "Озерки" Крестецкого района, в фермерских хозяйствах деревни Лесная Новгородского района. Об этом говорилось и на областном совещании аграриев.
Я часто бываю в регионах на таких мероприятиях. В Великом Новгороде, как я убедился, оно проходит интересно, и что самое главное - с пользой. Нет самоотчетов, а поднимаются проблемы. В присутствии руководителей областных служб по ним тут же принимаются решения.
- Не могли бы вы сказать, что ждет аграрный сектор в текущем году?
- Сводки о ходе уборки урожая свидетельствуют, что мы не сможем обеспечить прошлогодний уровень валового сбора зерна. По данным на начало сентября, намолочено почти на 8 миллионов тонн зерна меньше, чем за этот же период прошлого года. Уборка хлебов проходит в очень сложных погодных условиях. Количество осадков, выпавших в последний месяц лета, во многих регионах в полтора-два раза превышает обычную норму. Конечно же, будут потери, да и нагрузка на комбайн оставляет желать лучшего. Крайне беспокоит состояние посадок картофеля. Многое еще предстоит сделать по заготовке кормов, и самое главное, обеспечить их сохранность.
- Но при всем этом ожидается прирост сельскохозяйственной продукции?
- Для села год выдался непростой. По оценке Минэкономразвития, прирост производства сельскохозяйственной продукции в текущем году составит всего 1,5 процента. К сожалению, по темпам развития сельское хозяйство значительно отстает от других отраслей экономики. В 2002 году прирост производства здесь составил всего 1,9 процента, в 2003-м - 0,96 процента, в 2004-м - 1,1 процента, в прошлом году - 2 процента. Можно говорить не о просто тенденции, а о явлении, которое стало характерным для развития отрасли. Понятно, что российская экономика не может держаться на хромой аграрной ноге.
- Эта довольно сложная ситуация, которая наблюдается в аграрном секторе, должна подтолкнуть разработчиков главного финансового документа к решительным мерам - чтобы изменить эту ситуацию, дать толчок для быстрого развития агропромышленного комплекса.
- Но этого, к сожалению, нет. Судя по подготовленному Минэкономразвития прогнозу социально-экономического развития России на ближайшие годы, производство отечественного продовольствия планируется в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличить на 4,4 процента, а в 2009-м - на 15,7 процента, а импорт продовольствия на 42 процента. Вот какие расчеты закладываются министерством в балансе использования ресурсов продовольствия в стране.
- Это что, неверие в возможности нашего села, прогноз того, что мы не собираемся развивать отечественное сельхозпроизводство?
- Я в корне не согласен с такой постановкой вопроса в отношении нашего АПК. Не согласен потому, что уже сегодня реализация национального проекта "Развитие АПК" дает пусть небольшие, но уверенные положительные сдвиги в увеличении выпуска сельскохозяйственной продукции. За первое полугодие увеличилось производство свинины, мяса птицы, начали расти надои. Но это только начало.
Еще на одну важную деталь хочу обратить внимание. Мы видим, что село встрепенулось. Оно надеется и ждет, что государство изменит свою политику, основную ставку в обеспечении страны продовольствием сделает на своих крестьян, а не на завоз из-за рубежа.
Понятно, что неплохой старт проекта должен и обязан был отразиться на формировании сельского бюджета нового года. И когда порой в этом плане "все шишки валят" на Минфин - да я и сам не раз критиковал и буду критиковать его работу, - думаю, что здесь мы допускаем несправедливость. Как известно, на параде тон задают барабанщики, основные, ударные направления, конечно же, разрабатывает главный экономический штаб страны.
- Уверен, что сельчан больше всего интересует та часть бюджета 2007 года, которая касается агропромышленного комплекса...
- Первым делом хочу отметить, что в бюджете-2007 сохраняется серьезная поддержка всех направлений, которые обозначил в своем послании Федеральному Собранию глава государства. Непосредственно на поддержку сельского хозяйства будет выделено 39,9 миллиарда рублей - почти на 7,2 миллиарда рублей больше, чем в 2006 году. Рост составляет 22 процента. Продолжится финансирование национального проекта "Развитие АПК". На эту программу выделяется 24,3 миллиарда рублей, или почти 45 процентов общих объемов, которые получит село.
- Вы сказали, что проект всколыхнул село. А не могли бы вы подтвердить цифрами, фактами?
- На конец августа владельцам личных подсобных хозяйств выдано более 63 тысяч кредитов на общую сумму около 9 миллиардов рублей. Фермеры получили почти 4 тысячи кредитов на сумму 5,4 миллиарда рублей. Профинансировано 727 проектов строительства современных животноводческих комплексов на сумму в 14,3 миллиарда рублей. Сегодня в очереди на получение кредитов стоит более 220 тысяч граждан, большое число фермерских хозяйств. Мы должны профинансировать строительство более полутора тысяч животноводческих объектов.
Понятно, что этот процесс нельзя приостановить. И совершенно правильно, что в новом бюджете каждое направление проекта "Развитие АПК" обеспечивается должным финансированием. Это является доминирующим фактором формирования сельского бюджета на следующий год, и наш комитет сделает все возможное, чтобы данный проект имел хорошее финансовое обеспечение.
Мы внесли в условия кредитования некоторые дополнения. Предложили владельцам личных подсобных хозяйств выдавать льготные кредиты и для газификации своих домов, и на покупку необходимого для этого оборудования. Спрос здесь очень большой.
- Слушая вас, создается впечатление, что все хорошо. Все прекрасно. Согласитесь, это не так.
- На первый взгляд действительно вроде бы все в законопроекте должно настроить крестьян на положительный лад. Но если оценивать документ объективно, он не учитывает ряд проблем, которые тяжким грузом лежат на пути развития сельхозпроизводства. И на первое место я поставил бы больную и хорошо известную проблему диспаритета цен. На протяжении последних десяти лет постоянно поднимается эта тема, называются цифры ущерба селу от подобной ценовой политики. В то же время реальных мер борьбы с этим явлением исполнительная власть так и не принимает.
С данной проблемой столкнулись и другие развитые страны, она имела место и в нашей прошлой истории. Плановая экономика решала ее одним способом, за рубежом применяются другие инструменты по сдерживанию диспаритета цен. У нас же "воз и ныне там".
В 2005 году цены на реализованную сельхозпродукцию по сравнению с 1998 годом выросли в 4,9 раза. А вот ГСМ подорожали более чем в 6 раз, электроэнергия - в 5,5 раза. Чтобы приобрести одну тонну дизельного топлива, в 2001 году крестьянам надо было продать более 3 тонн зерна, а в 2005 году уже почти 6 тонн, молока - соответственно 1,64 и 2,2 тонны, говядины - 290 килограммов и 360 килограммов.
Нетрудно себе представить положение сельчан. Природа к ним благосклоннее не стала. Оснащение техникой не только не улучшилось, а наоборот, ухудшилось, не увеличилось и применение удобрений. А как им покрыть свои дополнительные расходы? Сократить их в другом месте. И прежде всего не повышать оплату труда, которая и так очень низкая. Уменьшить внесение в почву удобрений, не обновлять семена, не приобретать высокопродуктивный племенной скот...
- Из-за этого у крестьян опускаются руки.
- При такой дороговизне ГСМ они вынуждены сокращать посевные площади. Не случайно пахотное поле за последние годы уменьшилось на 3 миллиона гектаров. О том, что проблему диспаритета цен надо срочно решать, "бьют во все колокола". Однако в бюджете и следующего года о ней как бы вновь забыли.
- А ваш комитет, ваша фракция почему бездействует?
- В прошлом году под давлением депутатов нашей фракции - "Единая Россия" из государственной казны впервые было выделено 5 миллиардов рублей на компенсацию сельхозтоваропроизводителям удорожания топлива. Сумма небольшая, всего 5 процентов от того, сколько потратили на топливо крестьяне. Правительство обещало решить этот вопрос за счет дополнительных доходов бюджета текущего года, которые уже превышают 1,5 триллиона рублей. Пока такого решения оно не приняло. И в проекте бюджета следующего года об этом ни слова.
Наш комитет удорожание топлива считает необоснованным и не может голосовать за бюджет, где проблема компенсации даже не обозначена. Необходимо системно продолжить решение этой острой проблемы.
- Но сегодня государство всерьез должно задуматься и о поддержке доходности сельхозпроизводства...
- Совершенно верно. Мы предлагаем сумму такой поддержки рассчитывать исходя из 500 рублей на один гектар используемых земель. Как сельхозпроизводители могут использовать эти средства, должна решить правительственная программа развития сельского хозяйства. И только тогда мы сможем действительно убедиться, что исполнительная власть стремится решить проблему диспаритета цен.
На Западе уже давно пошли по этому пути. За 1999-2000 годы 24 наиболее развитых страны мира на поддержку доходности своих фермеров ежегодно выделяли 270 миллиардов долларов США. Доля этой поддержки составляла от 37 до 39 процентов в общих доходах фермеров. Европейский Союз до 2013 года намерен выделять фермерам 320-350 евро в расчете на один гектар. У нас же сумма всей государственной поддержки очень скромная - составляет менее 10 процентов в доходах сельхозпроизводителей.
- И на что крестьянину рассчитывать?
- Надеемся, что правительство с пониманием отнесется к нашим предложениям, к проблеме, которая все годы перестройки мучает село, сделала его финансовым банкротом. По существу, крестьянин так и не стал активным членом аграрного рынка. Более того, вынужден заключать договоры с разного рода посредниками на поставку ГСМ, запасных частей и удобрений по заведомо завышенным ценам, а осенью продавать им свою продукцию по заниженным ценам. И вырваться из этой кабалы он не имеет никакой возможности.
- Поясните нашим читателям, какова судьба законопроекта о развитии сельского хозяйства.
- Закон принят в первом чтении. Рабочая группа по его доработке ко второму чтению, куда помимо депутатов вошли и члены Совета Федерации, представители заинтересованных министерств и ведомств, со своими обязанностями справились. Ждем на документ заключения правительства. Пока Дума его не получила, хотя времени, чтобы его подготовить, было предостаточно.
Василий ПИЛЯВСКИЙ.



Новгородские ведомости, Город: Великий Новгород
Дата: 19 Сентября 2006

Док. 358213
Перв. публик.: 19.09.06
Последн. ред.: 22.08.07
Число обращений: 369

  • Кулик Геннадий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``