В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Кулик: Повод для оптимизма все же есть Назад
Геннадий Кулик: Повод для оптимизма все же есть
Геннадий Кулик, академик РАЕН, профессор, заслуженный экономист России. Ряд лет занимал высшие должности в стране, связанные с управлением и развитием отечественного сельского хозяйства, - от министра отрасли до заместителя Председателя правительства. Вот почему его мнение о состоянии дел в агропромышленном комплексе страны вызывает особый интерес наших читателей.

- Геннадий Васильевич, вы не один созыв избираетесь в парламент России от Республики Калмыкия. В недавнем времени в народном обиходе бытовала ставшая крылатой фраза "Будет хлеб - будет и песня". В минувшем году калмыцкие аграрии сработали на совесть, но песен что-то не слышно в степных хотонах, откуда я родом.

- Дело в том, что Россия в прошлом году собрала зерна чуть-чуть больше 67 млн. тонн. Это почти на 20 млн. тонн меньше, чем в 2001 и 2002 гг. Такое же соотношение примерно и в моей любимой Калмыкии и соседних с ней регионах - Ставрополье, Краснодарском крае, Ростовской области.

И все же должен сказать, что, несмотря на трудности, в зерновом производстве России наметился серьезный перелом в лучшую сторону. Примечательно, что впервые за многие, многие годы она вышла на мировой рынок с российским хлебом.

- Экспорт хлеба - излишки зерновой продукции, которые у нас образовались, или же это пример того, что крестьяне хотели получить за свой труд максимальную цену?

- И то, и другое. В некоторых хозяйствах и регионах есть излишки хлеба. То, что они вышли на мировой рынок, правильно.

Что же касается излишков хлеба в целом по России, то могу прямо сказать, что они образовались из-за того, что во многих регионах, к сожалению, сократилось поголовье скота. В 1990 году Россия имела 57 млн. голов крупного рогатого скота. Сейчас его стало почти в два раза меньше.

Ясно, нельзя согласиться с тем, что сегодня большую часть животноводческой продукции, особенно мяса, мы покупаем за границей, тратим на это огромные деньги. Производить собственное мясо в достатке можно при наличии мощной кормовой базы, при расширенном производстве зерна. В последнее пятилетие доперестроечных времен в России засыпали в закрома в среднем 106 млн. тонн ежегодно. Имей такие урожаи сегодня, мы обеспечивали бы все внутренние потребности страны.

- К сожалению, реалии жизни таковы, что село и его проблемы как-то незаметно исчезают из общественного сознания. Сегодня селу мало внимания уделяют как на государственном уровне, так и в СМИ.

- Да, сельское хозяйство оказалось в труднейшем положении. На селе появилась безработица, и она выше, чем в городах, промышленных центрах.

Упал жизненный уровень населения, потому что людям негде работать, негде зарабатывать. Разрушилась социальная сфера. Стали исчезать духовные ценности, которые составляли нравственные корни российского менталитета. А ведь на селе живут свыше 40 млн. человек. Это те, кто в труднейших условиях трудится на полях и фермах, учит сельских детей, стоит на страже здоровья крестьян. Они заслуживают почета и уважения, самых теплых слов.

На телевидении была раньше передача "Сельский час". Мне кажется, ее нужно возобновить. Она может называться как угодно, но выходить в эфир должна в удобное для сельчан время.

Существующая передача "Подворье", на мой взгляд, далека от проблем сельских жителей, да и выходит в эфир в то время, когда крестьянин не может ее посмотреть.

Принятие нового Налогового кодекса позволило освободить сельских тружеников от уплаты всех видов налогов: социальных, на добавленную стоимость.

Крестьяне будут платить только один налог - на землю плюс 6 процентов от суммы полученной прибыли. Эти льготные условия направлены на то, чтобы хозяйства могли развиваться, используя собственные средства. И такие возможности появляются. К примеру, одно изменение налогового законодательства дало крестьянам выигрыш на сумму около 30 млрд. руб.

- Чего, на ваш взгляд, не хватает в российском законодательстве для облегчения тяжелого труда крестьян?

- Нужны законы в интересах сельчан. Сейчас мы готовим проект такого закона. Он условно называется "О развитии сельского хозяйства до 2010 года". Название может уточняться. Но дело не в этом. Хочу подчеркнуть, что в этом законе мы хотим сформулировать суть экономической политики государства по всем сегментам аграрного рынка. Он определит, как будут работать кредитная, страховая и лизинговая системы на селе, социальные программы, меры по защите товаропроизводителя от импорта продовольственных товаров низкого качества, кто и как будет заниматься подготовкой и переподготовкой кадров, а самое главное - будет определена роль государства в реализации этой прогрессивной, крайне важной для общества политики.

Думаю, что проект этого закона мы представим уже на весенней сессии.

(Парламентская газета, N 33, 21 февраля 2004 г.)

ИЗВЕСТИЯ КАЛМЫКИИ, Город: ЭЛИСТА
Дата: 03 марта 2004

    


Док. 358201
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.08.07
Число обращений: 369

  • Кулик Геннадий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``