В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Кулик: `Село - уже не `черная дыра` Назад
Геннадий Кулик: `Село - уже не `черная дыра`
На недавнем пленарном заседании ГД депутаты совместно с членами правительства подводили итоги реализации приоритетных национальных проектов. Одним из наиболее значимых приоритетов, являющихся залогом обеспечения нашей страны продовольствием, можно назвать проект по развитию агропромышленного комплекса. Об успехах и вопросах, возникших в ходе реализации проекта, в интервью корреспонденту Страны.Ru рассказал председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадий Кулик .
- Геннадий Васильевич , как вы оцениваете результаты реализации национального проекта по развитию агропромышленного комплекса?
- Национальный проект о приоритетном развитии агропромышленного комплекса позволил сделать целый ряд важных выводов о нынешнем состоянии российского сельского хозяйства. Во-первых, реализация проекта показала, что далеко не правы оказались все те "пророки", которые говорили о том, что система, построенная на возвратной кредитной основе инвестирования в сельское хозяйство, не будет поддержана крестьянами, поскольку сельскохозяйственные организации не смогут одолеть возврат кредитов в силу того, что население обезденежено. Не правы были и те, кто говорил, что сельское хозяйство можно поднять только с помощью прямой поддержки из бюджета, что село - это "черная дыра", куда утекают деньги бюджета. Жизнь показала, что такая позиция показывает лишь абсолютное незнание изменившейся за последние 5 лет ситуации на селе.
Впервые в истории России в таких масштабных размерах государство поддерживает граждан, ведущих личное подворье для того, чтобы они наращивали объемы производства. Это основная часть программы президента по повышению уровня благосостояния сельского населения. По итогам года только граждане получили 150 тысяч кредитов на общую сумму 22,3 млрд. рублей. Такой огромный спрос на кредиты возникает в связи с тем, что личное подворье во многих регионах формирует 60-80 процентов доходов семей, и обеспечивает занятость населения.
Второй вывод из итогов первого года во многом можно назвать политическим. Он состоит в том, что Россия определила свой путь аграрного развития как систему многоукладной экономики. Это, с одной стороны, мелкое производство, где почти 17 млн граждан ведут подворье. Причем у каждого из них порядка 5 гектаров земли в среднем по России. При этом производят они почти 50 процентов всего продовольствия. Так, их доля в производстве овощей и картофеля составляет 87 процентов. С другой стороны, это фермерские хозяйства, которые начали постепенно наращивать темпы прироста. За 2006 год поголовье скота, производство мяса и молока в фермерских хозяйствах были в 3-4 раза выше средних показателей по всем категориям хозяйств. И, наконец, это сохранившееся крупные сельскохозяйственные организации, несмотря на все попытки "псевдореформаторов", которые основной задачей ставили развалить крупное сельское производство. Их численность по сельскохозяйственной переписи составляет более 40 тысяч, с размером землепользования 4 и более тысячи гектар.
Такой подход государства, когда оно стало поддерживать все формы организаций сельхозпроизводителей, и дал вот этот прирост производства. Поскольку эффективность проекта очень высока, то впервые за последние 5 - 6 лет по итогам года мы увеличили производство мяса на 300 тысяч тонн. И это составило 4,6 процента к уровню предыдущего года. Возросло производство молока, яйца, шерсти. В то же время мы видим положительную реакцию на проект тех, кто обеспечивает этот успех. Это и крупные сельхозпроизводители, и мелкие, и средние.
- А как обстоят дела с льготным кредитованием сельхозпроизводителей?
- В прошлом году на льготное кредитование сельскохозяйственных организаций было направлено более 47 млрд рублей. И сегодня сельчане уже ставят вопрос о необходимости расширения направлений по выдаче кредитов. Мы на 2007 год ввели дополнительно для граждан льготные кредиты под газификацию. Под подключение дома к газу, а также приобретение всего необходимого оборудования. Планируется, что данный вид кредита будет одним из самых широко используемых. Тем более что многие регионы под это уже заключили договора с Газпромом, который, проводя сельскую газификацию, берет на себя только подвод газа к поселку. А все остальное должны делать муниципалитеты и граждане. Такой же вариант кредита мы планируем в дальнейшем предоставлять и крупным сельскохозяйственным организациям.
- Какие необходимо внести коррективы в проект, чтобы исключить многие трудности для сельхозпроизводителей?
- Действительно, реализация проекта вскрыло ряд вопросов, которые нам срочно нужно решать для того, чтобы закрепить полученные достижения на долгие годы. Необходимо упростить систему предоставления кредитов и получение компенсации за проценты по кредиту. Это надо сделать как для населения, так и для крупных предприятий. Нынешний порядок, к сожалению, заставляет заемщика многократно приезжать в районные центры и тратить время. Но решение этой проблемы пока упирается в вопрос о залогах. Ведь, упрощая систему, мы не можем пойти по пути упрощенчества, то есть раздачи денег с таким расчетом, что мы их потом никогда не соберем. Это не только не выгодно государству, но и вредно для того, кто берет кредит. Кредитополучатель всегда должен чувствовать ответственность за те средства, которые предоставило ему государство.
Вопрос залога сегодня упирается в одну очень важную проблему - отсутствие закона, регулирующего особенности залога сельскохозяйственных земель. Да, Россельхозбанк проводит эксперимент. Они выдали под залог земли около 2 млрд рублей. В эту программу включено всего несколько регионов. И это не имеет массового характера. Но такой вариант предоставления кредита не под силу сегодня сельхозорганизациям, которые берут крупный заем потому, что того актива, который требует банк в залог, в сельхозорганизациях попросту нет.
Комитет по аграрным вопросам многократно обращался в правительство с предложением принять такой закон. Но здесь возникает два проблемных момента. Во-первых, пока не ясно - как оценить землю, которую предлагают сельхозпроизводители в залог. Классика говорит, что это надо делать по ценам, сложившимся на рынке. Но у нас пока нет широкого рынка земли, а существующий рынок в большинстве случаев анархичен и никак не отражает стоимость земли. Вы по Подмосковью знаете, что берут землю за копейки, а потом начинают коттеджное строительство, и стоимость земли возрастает до неимоверных размеров. Это уже работает не рынок. Поэтому такой подход не приемлем. Мы предлагаем взять кадастровую оценку земли. Она в среднем по России составляет 10 700 рублей за "сотку". Тем более, что сейчас завершается кадастровая оценка всех угодий сельхозорганизаций. И система будет полностью выстроена. К этой кадастровой оценке будет привязан налог, который будут платить от кадастровой стоимости земли. То есть государство признало этот экономический показатель как важнейший для формирования налоговой базы.
И второй момент. У нас сегодня 87 процентов земли находится в частной собственности. Но главная часть земельных угодий падает на так называемые "земельные доли". Помните, когда Ельцин боролся на выборах, то с присущей ему компартийной закваской был подписан такой знаменитый указ, когда каждый крестьянин получил надел, оформленный государственной распиской в виде бумаги, которая говорит о вашем праве на земельную долю. Выборы были выиграны, а про крестьянские наделы все забыли. А эта форма оказалась очень удобна для криминального использования земли. Что и будет происходить до того момента, пока земля не будет оформлена в юридическом плане, т. е. не получит соответствующих кадастровых номеров, не будет поставлена на учет. Чтобы исправить ситуацию, в прошлом году мы приняли закон, получивший название "дачная амнистия", где несколько упрощается система оформления земли. И аналогичный порядок мы сейчас готовим для земель сельскохозяйственных организаций.
Есть еще один вопрос, который беспокоит сельчан. Речь идет о том, чтобы программу развития агропромышленного комплекса закрепить на длительный период. Например, на 3-5 лет. Так вот, закон "О развитии сельского хозяйства" включает в себя программу президента России по поддержке агропромышленного комплекса. И в соответствии с этим законом будет разработана государственная программа, рассчитанная на 2008-2012 годы.
- Расскажите поподробней, какие конкретные проблемы сейчас возникают с залогом.
- Перед тем, как выдать долгосрочные восьмилетние кредиты, любой банк, который будет сотрудничать с сельхозпроизводителем, потребует решения проблемы залоговой базы в сельском хозяйстве. По закону залог земли оформляется только на право аренды, а не на право собственности на сам земельный участок. Значит, любой банк, который выдал кредит и получил в залог землю, в случае, если кредит во время не возвращен, землю не получает в погашение долга, а получает право работать на ней, как арендатор. На таких условиях Россия работать не будет. Поэтому мы ставим вопрос о том, что с согласия собственника земельной доли, если это предусмотрено в договоре сельхозорганизации или собственника, сельхозорганизация имеет право закладывать, к примеру 50% для получения кредита на свое развитие. Иначе теряется смысл развития, если не будет инвестиционных средств.
- А если случится, например, засуха или другие природные катаклизмы, как этой зимой, то как сельхозпроизводитель сможет вернуть кредит при условиях убытков не по его вине?
- Страховать сегодня можно от засухи, от заморозков, от тех погодных катаклизмов, которые мы видим сегодня. И в этом случае возможно вам возместят 70 процентов от полученных потерь. Сегодня все чаще стали говорить о возможности кредитования уровня доходов. Система здесь примерно такая. Вы произвели и реализовали одно и то же количество продукции. Но ведь рынок не предсказуем. Упали цены на сельхозпродукцию и вы недополучили доход. Вы рассчитывали, когда заключали договор на кредит, что цены не будут падать, а наоборот, постепенно расти. Поэтому у вас складывается сложная финансовая ситуация. Чтобы этого не произошло, вы страхуете данный риск, и страховая организация выплачивает вам часть потерь, вызванных нестабильностью рынка. Но пока эта система страхования в России практически не применяется.
Надо нам тему кредитования уровня доходов более активно поднимать. Тем более, что в законе "О развитии сельского хозяйства", который был принят Государственной думой в конце ушедшего года, есть специальный пункт, который обязывает правительство ввести наблюдение за паритетом сельскохозяйственных цен и стоимости товаров и услуг, которые потребляет сельское хозяйство. И в случае нарушения паритета цен, принимать меры к поддержке сельхозпроизводителей. Наблюдение состоит в том, что правительством определяется, допустим, 6-7 видов продуктов сельского хозяйства, по которым ежемесячно публикуются цены, по которым сельхозпроизводители реализовали эту продукцию. С другой стороны, определяется перечень услуг и товаров, которые потребляют селяне: газ, электроэнергия, тарифы на перевозки и еще какой-либо показатель, наиболее важный для сельхозпроизводства. Ежемесячно наблюдается и публикуется рост цен на эти товары и услуги. И если по промышленным товарам и услугам цена возросла, скажем, на 3 процента, а по ценам на сельхозпродукцию упала, то у вас получается диспаритет цен. Так вот, одним из способов защиты сельхозпроизводителей от рыночных перепадов цен может быть страхование доходов сельхозтоваров. Страхование может осуществляться и с господдержкой. Это когда 50 процентов страховой ставки платит государство, а 50 - страхователь. Такой порядок сейчас действует в отношении сельхозкультур на случай неурожая.
- Как сегодня решают вопрос с отсутствием квалифицированных кадров?
- Решающим моментом развития сельского хозяйства сегодня становится фактор квалифицированных кадров, которые за эти годы ушли из села. И реализуемая программа по развитию агропромышленного комплекса способствует привлечению молодых на село. Главное - обеспечить молодым возможность получить благоустроенное жилье и стабильный заработок. Например, специалист подписывает контракт с сельскохозяйственной организацией, по которому ему оплачивается обучение в вузе с тем, чтобы он вернулся после обучения в сельскохозяйственную организацию. Здесь еще важен и социальный аспект. Ведь в село приезжает молодая семья, и им надо как-то обустроиться. Поэтому ставится вопрос о том, чтобы начать льготное кредитование сельскохозяйственных организаций на участие в строительстве жилья для молодых специалистов. Молодой специалист оформляет кредит на 40-50 процентов от стоимости строительства, а 50-60 процентов берет на себя сельскохозяйственная организация. За прошедший год 12 800 семей получили такие квартиры. Но в масштабах России эта цифра недостаточна.



Страна.Ru.Сюжеты дня, Город: Москва
Дата: 20 Февраля 2007


Док. 358169
Перв. публик.: 20.02.07
Последн. ред.: 22.08.07
Число обращений: 369

  • Кулик Геннадий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``