В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Косариков: Я занимаюсь экологией Назад
Александр Косариков: Я занимаюсь экологией
Продолжаем знакомить читателей "Биржи" с тем, чем занимаются депутаты Государственной думы ФС РФ, представляющие в российском парламенте Нижегородскую область.

- Александр Николаевич, чем вы сейчас занимаетесь в Государственной думе и на какой должности находитесь?

- Я являюсь заместителем председателя комитета по экологии, то есть занимаюсь своей излюбленной экологической проблематикой, чем был в основном занят еще в предыдущем составе Госдумы.

На мне в настоящий момент лежит ответственность за 14 федеральных законопроектов. Среди них есть те, которые у всех на слуху, но есть и такие, которые имеют, возможно, более специализированное значение, и тем не менее от них также зависит, не побоюсь этого слова, вся наша жизнь в ее первоначальном, биологическом смысле.

- Какие, например?

- Такие, как законопроекты о развитии сельского хозяйства, о недрах, об особо охраняемых природных территориях, о платных автомобильных дорогах, об условиях приобретения прав на земельные участки, о животном мире...

Уточню: я отвечаю в этих законопроектах за "свои" разделы об экологических нормах и правилах ведения хозяйства.

И, безусловно, главное для меня (во что вкладываю основные силы на протяжении уже целого ряда лет) - это проект Водного кодекса РФ. Сейчас он наконец прошел "нулевое чтение" в правительстве и вот-вот должен поступить в Государственную думу.

Не хвалясь скажу, что мой вклад в этот кодекс без преувеличения весьма значительный, и в данной теме я очень уверенно себя чувствую. Думаю, то, что я сделал, во многом правильно.

- Какие именно преобразования в сфере водного хозяйства вы предлагаете?

- В законопроекте впервые напрямую в правовом отношении реализован бассейновый принцип управления. Страна разделена на десять бассейнов. Нижегородская область - в Волго-Камском бассейне, который будет называться Волго-Уральским и являться самым крупным как по населению, так и по промышленному потенциалу в России.

Кроме того, в кодексе будет законодательно определено создание специального государственного управленческого органа, причем этому органу будет передано все имущество, связанное с водной средой бассейна.

Для нас это означает, что у Волги появится хозяин - один, а не куча, что заведомо резко снизит "коррупционную емкость".

Более того: по закону все деньги, которые собирают в качестве водного налога и платежей за использование водных объектов, будут в том же объеме направляться именно на нужды водных объектов: берегоукрепления, очистки водозаборов, ремонта плотин и так далее.

Подчеркну: все это сделано впервые, и таким образом наметился свет в конце тоннеля, в результате чего мы сможем выйти из водного кризиса.

- Точно сможем?

- Вы знаете, честно говоря, мы так сильно задолжали Волге, что предусмотренных в кодексе денег явно не хватит. Но появится хотя бы постоянный финансовый источник, который может явиться определенным катализатором привлечения внебюджетных средств, в том числе предпринимательских, к данному процессу. И это самое главное! Потому что следующим моим шагом будет реализация выстраданного мной проекта создания РАО "Волга". То есть будет единый заказчик в лице бассейнового управления, и под него должен быть организован единый подрядчик. Кстати, подобная схема ранее в России действовала, и в этой части она была полностью оправданна, время это подтвердило.

- Какова ваша позиция по отмене льгот и замене их денежными компенсациями?

- Дело в том, что вопрос, касающийся льгот, составляет весьма небольшую часть от принципиального законопроекта об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

- Как лично вы голосовали по закону об отмене льгот?

- Я еще раз говорю: голосовали не столько по льготам, сколько по общим принципам управления в РФ и административной реформе.

- И все-таки: как вы голосовали?

- Я голосовал "за". Но теперь пошли поправки, то есть пошла настоящая работа.

- Значит, вы считаете, что отмена льгот и замена их фиксированными компенсациями - это благо для населения?

- Дело не в компенсациях, а в том, что если у человека появляется больше свободы распорядиться тем, что он заработал своим трудом, тем, что должно ему отдать государство, -это благо. Поэтому замена призрачных зачастую льгот денежной добавкой - это правильно.

Вопрос упирается в другое: во-первых, в размер добавки, и во-вторых, в реальную возможность ее получить. Например, система дешевых проездных билетов или оплаченный небольшой суммой "медицинский пакет" - это хорошо. Но насколько они будут в итоге доступны? У нас даже при обмене паспортов у людей возникали проблемы, выстраивались большие очереди. Готова ли наша административная система к таким переменам? Это проблема. Но ее мы решим позже.

- Вы работаете в Госдуме второй срок. Чем, с вашей точки зрения, отличается работа в предыдущем и нынешнем составе парламента?

- В прошлой Думе, конечно, были более оживленные дискуссии, звучал более широкий спектр мнений, и это приносило определенную пользу. В этой Думе система более жесткая, это очевидно. Но я полагаю, что на определенный период, когда нужно резко повернуть руль, а сейчас как раз такой момент, - это благо.

- А куда этот руль столь резко поворачивается? У многих создается впечатление, что в такую "радикал-либеральную" сторону, что и Гайдару с Чубайсом в свое время не снилось?

- Проблема в том, что у нас сохранилась древняя система управления, а социально-экономическая ситуация в стране изменилась за последние десять лет совершенно кардинальным образом. Необходимо все это привести в соответствие. Но такие повороты для России всегда крайне болезненны. Поэтому объективно требуется централизация власти.

- Как вы защищаете в Госдуме интересы Нижегородской области? Я понимаю, что вы депутат-списочник, представляющий прежде всего интересы своей партии, но все-таки?

- Что значит нижегородские интересы? Во-первых, они отражены в тех законопроектах, о которых я рассказал. Во-вторых, интересы региона отстаиваются в первую очередь при разработке федерального бюджета, и я над этим вместе с остальными нижегородскими депутатами независимо от их партийной принадлежности плотно работаю.

А вообще, хочу заметить, что "списочник" звучит как-то некрасиво.

- "Одномандатник" в силу особенностей русского языка звучит еще хуже, так что вам, можно сказать, повезло. Кстати, "члены Совета Федерации" тоже, я знаю, очень недовольны своим названием... Какие федеральные законы, с вашей точки зрения, необходимо принять в первую очередь?

- Вы знаете, каждый думает о своем. Я считаю - прежде всего экологические законы.

- Сколько у вас общественных приемных?

- Две: в здании Законодательного собрания и в районе площади Горького - там есть вывеска. Прием населения я провожу каждый понедельник с 13 до 16 часов. Пользуясь моими давними связями с министерством природных ресурсов, я взял на себя блок жалоб и обращений граждан, касающихся земельных ресурсов, водопользования и охраны окружающей среды. Но этим я, конечно, не ограничиваюсь - люди идут ко мне с самыми разными вопросами. Деньгами помочь не могу - получаю только зарплату. Но вот помочь с проблемами автострахования или, скажем, с получением лицензии на сбор грибов - это другое дело.



Биржа, Город: Нижний Новгород

Дата: 26 июля 2004

Док. 358036
Перв. публик.: 26.07.04
Последн. ред.: 22.08.07
Число обращений: 280

  • Косариков Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``