- Егор Семенович, за последние годы в области многое сделано для развития сферы образования: строятся новые школы, классы оборудуются в соответствии с новыми требованиями, школьники обеспечены бесплатным питанием, много внимания уделяется детскому отдыху в летний период, началась выплата доплат учителям, президентских грантов по национальному проекту... Но все же, профессии учителя, воспитателя в дошкольных учреждениях по-прежнему остаются одними из самых социально незащищенных.
Пославская Наталья Алексеевна и Алешкин Михаил Васильевич из села Становое обеспокоены отсутствием автобуса, который должен возить детей в школу. Привалова О. В. отмечает: "очень многое делается по реализации приоритетного национального проекта "Образование", но, к сожалению, о школьных библиотеках там ничего не сказано". Перелыгина Зоя Алексеевна беспокоится, стоит ли вводить в школах Единый государственный экзамен, когда для нынешних выпускников - детей Чернобыля - врачи этого не рекомендуют? Могих интересует вопрос, что будет с малокомплектными школами? Егор Семенович, что запланировано в ближайшем будущем для поддержки учителей?
Ответ Е. С. Строева
- Давайте с самого главного начнем: что делать с сельскими малокомплектными школами? Нам предъявляют претензии, что мы перерасходуем лишних 450 миллионов рублей на эти школы, потому что комплект класса должен быть в селе не менее 20 учеников, а в городе - не менее 30-40 учеников. А у нас сегодня 7 учеников в классе. Если мы всех свезем в райцентр и сделаем классы по 43 человека, тогда в Орловской области, где 85 % школ - малокомплектные, надо закрыть все эти школы, свезти учеников не известно куда...
Тогда вслед за детьми уедут родители, а вслед за родителями "уедет" производство. И кроме бурьяна в русской деревне ничего уже никогда не будет.
А я напомню, если кто уже забыл: в 60-70-е годы мы пережили сильнейший удар по деревне, после того, как ряд столичных ученых во главе с профессором Заславской нашли "неперспективные населенные пункты" и предложили их сселять. И как только начали закрывать школы, сразу уехали механизаторы за детьми, и сразу стали закрываться целые колхозы. В тот период было потеряно свыше 3,5 тысячи сел и деревень только на Орловщине и сотни тысяч - по стране. Это в той нашей системе, плановой!
Каким-то рикошетом вернулась эта идея и сейчас. И я удивлен, что Государственная Дума - представители народа - до сих пор не возмутились и не защитили коренную Россию. Я категорически не согласен с закрытием малокомплектных школ. Сегодня, в рыночной системе торопиться согнать людей с земли, а их и осталось-то 3-7 человек на квадратный километр, не следует. И как бы тяжело не было, я до последнего буду стоять на своем. За исключением, тех школ, где сегодня осталось всего 10-12 учеников. Эту проблему мы решаем. Мы выдали 10 автобусов на днях, еще семь покупаем за бюджетные средства и основные школы все обеспечим автобусами. И не только за тем, чтобы возить детей в школу, но и чтобы ездить с ними на экскурсии в города.
Моя линия такая: если тяжело нам учить детей в отдаленных населенных пунктах, если там мало детей, то давайте мы при крупных школах строить интернаты, и на 5 дней отправлять в этот интернат детей. А суббота и воскресенье - выходные. Половина платных школ Москвы и Питера работают по такой схеме. Они начинают работу в восемь часов, заканчивают в 16-18, учат 2 языка. И хорошо учат, лучше, чем в некоторых институтах: уже в 5-6 классе дети знают два языка. И математика преподается на уровне, и конкурсы во всей Москве выигрывают. Значит, дело не в том, сколько учеников посадить в класс. Надо научиться учить наших детей.
В конечном счете, мы хорошо знаем: гении рождаются в деревне, но становятся они гениями уже в столицах. Так пусть они здоровыми и крепкими родятся на нашей земле, и тогда мы скажем, что наука и образование тоже приблизилась к этим людям.
Поэтому мы и создали свои университеты, институты. Строим новые школы, оборудуем их современными средствами обучения, в том числе компьютерными классами, спортзалами.
Хотим открыть в каждом районе филиалы наших вузов. Почему не постараться и не "подвинуть" науку к народу, а не только народ к науке?
Главное, подчеркну, чтобы было кого учить.
Мы для себя определили, что в центре внимания должны оставаться учитель и ученик. А само образование должно быть доступным для людей и качественным. Есть много критериев, которые влияют на качество. Один из них это заработная плата учителей. К сожалению, уровень материального обеспечения работников образования остается крайне низким. Я думаю, что мы сумеем продвинуться в этом направлении. При этом я открыто говорю, как бы трудно не было, мы должны повышать престиж учительской профессии. Должны установить учителю заработную плату не менее 8 тысяч рублей. Тогда учителя, хорошие учителя, в том числе и мужчины, останутся в школе, будут работать.
На уровне области и муниципалитетов будем решать этот вопрос за счет перераспределения бюджетных средств, повышения эффективности их использования.
С января этого года в рамках нацпроекта свыше 6 тысяч учителей получают дополнительные выплаты за классное руководство. На эти цели из федерального бюджета в область поступило более 60 миллионов рублей.
Одновременно мы полностью сохранили все надбавки, которые установили областным бюджетом за классное руководство, причем, без учета наполняемости класса.
Сохранена 25-процентная надбавка для сельских учителей.
Молодые учителя - по областному закону - получают зарплату по 12 разряду, как уже имеющие 5-летний стаж работы.
Для сельских учителей предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг. Учительское сообщество, профсоюз работников образования должны не просто просить у местной власти, а должны требовать от них исполнения обязательств.
Свои права учителям, как и всем нашим труженикам, надо уметь отстаивать грамотно, цивилизованно. И не надо об этом молчать - это еще больше разжигает аппетиты нерадивых чиновников.
Тот конкретный случай, который вы назвали... Мы местным руководителям этот вопрос зададим, и я уверен, они меры примут и свои ошибки, если такие есть, исправят в ближайшее время.
Нам, конечно, нужно поддерживать учителей - лучших учителей, качественное образование в целом.
Вы знаете, что по национальному проекту 58 педагогов и 17 школ получили премию Президента по 100 тысяч и миллиону рублей.
Вручены также наши областные премии 20 педагогам и 10 учреждениям образования, соответственно, по 50 и по 200 тысяч рублей на реализацию программ инновационного развития.
Аналогичные премии должны быть во всех муниципальных образованиях.
Надо поддерживать молодые таланты. Совсем недавно я подписал новый Указ о назначении 215 именных стипендий для школьников, студентов, аспирантов, достигших особых успехов в учебной и научной деятельности.
По федеральной линии 12 юных орловцев - представителей нашей творческой молодежи - получат Президентский грант в размере 30 тысяч рублей.
Нам нужно готовить высокообразованную, ответственную молодежь, способную успешно работать в рыночной экономике. Отсюда другая важнейшая задача - оснащение школ современными техническими средствами, подключение к сети Интернет. До конца 2007 года 100 % школ получат доступ в Интернет. Для этого потребуется 15 млн. рублей из областного бюджета.
B XXI веке главным ресурсом развития общества и государства будет являться интеллект. Рост интеллектуального потенциала нации через развитие образования - это важнейшее условие технического прогресса и повышения жизненного уровня людей.
Стратегическая цель - это выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования и обеспечение его конкурентоспособности в мире.
В этой связи одна из наиболее актуальных задач - повышение вклада образования в научно-технический прогресс укрепление его связи с производством, обеспечение потребности в специалистах рабочих профессий.
Другие не менее значимые задачи - охрана здоровья школьников, в том числе решение всех вопросов по организации школьного питания, профилактика детской безнадзорности. Последнее особенно актуально с учетом принимаемых государством мер в сфере профилактики и борьбы с преступностью.
Что касается школьного питания, то Орловская область - одна из немногих, где эти вопросы решаются на уровне органов власти. Для нас это одна из важнейших социальных, медицинских и педагогических задач.
99% детей обеспечены в школах области бесплатным одноразовым питанием и свыше 96% - одноразовым горячим питанием.
Сейчас вводятся новые правила закупок продуктов для школьных столовых. Есть решения местных властей, чтобы готовые завтраки и обеды привозить в школу, а в школьных столовых их не делать.
Эксперимент интересный ради экономии бюджетных средств.
Но я с одним требованием обращаюсь к руководителям муниципальных образований. Не допустите повторения того, что произошло недавно в Петербурге, где отравились 300 курсантов Академии имени Можайского. Причем 67 человек заразились брюшным тифом. Там тоже был проведен конкурс на обеспечение питанием, и этот конкурс выиграла организация, зарегистрированная в коммунальной квартире.
Поэтому еще раз говорю: бюджетные средства экономьте, но не на здоровье детей.
К вопросу о Едином госэкзамене. Эта система у нас будет действовать со следующего учебного года.
Мнения на этот счет есть разные. Я думаю, если нововведение будет на пользу детям, мы систему ЕГЭ активно поддержим. Если начнутся проблемы у наших выпускников - мы молчать не будем, дойдем и до Министерства образования, и до руководства страны, и необходимые коррективы внесем.
Также и по национальному проекту. В том числе и по школьным библиотекам, по учебной литературе в целом.
Мы видим, что система образования оказалась на самом первом рубеже, по которому сильнее всего прошелся каток демографической проблемы. Демографический провал будет довольно глубоким. Минимальное количество школьников будет у нас примерно в 2008 году. По этой причине в 2010-м году из стен школ выйдет на треть меньше выпускников, чем в нынешнем. На улучшение ситуации направлены меры, о которых Президент заявил в Послании Федеральному Собранию. Надо надеяться, что теперь Правительство и законодатели не "заболтают" идею и в нормальном виде доведут предложения Президента до людей, прежде всего до матерей.
Народное образование - это главный движущий мотив прогресса нации. На народное образование руку никто не имеет право поднимать. Американцы и те позаимствовали у Советского Союза систему народного образования. Японцы вышли из Второй Мировой войны униженные и оскорбленные. Но что они сделали, - подняли на высокий уровень народное образование. И сегодня они уже поставили перед собой задачу ввести всеобщее высшее образование. Хочу с гордостью сказать: у себя в Орловской области мы можем дать любому парню, любой девушке высшее образование по любой профессии, которую они захотят получить.