В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Малахов: `Я приехал на Сахалин на три года, а остался на тридцать` Назад
Иван Малахов: `Я приехал на Сахалин на три года, а остался на тридцать`
У микрофона Владимир Аверин. Сегодня наш гость - Иван Павлович Малахов, губернатор Сахалинской области.



- Я поймал себя на остром чувстве стыда, когда узнал, что вы придете, потому что подумал, что для меня что Сахалин, что Индия, что Гавайи - примерно одинаково. Это страшно далеко и почти неизвестно. Я думаю, что это же чувство стыда испытывают и большинство жителей Центральной России. А что чувствуют люди, которые живут на Сахалине, по отношению к нам, которые здесь?

МАЛАХОВ: Действительно, мы, сахалинцы, гораздо больше информированы о делах в России, чем вы о наших делах на Сахалине. Это, к сожалению, так. То есть связь работает как бы в одну сторону. Мы через средства массовой информации, в том числе через ваш радиоканал, получаем информацию, где очень много обсуждается, как вы встречаетесь и с политиками высокого уровня, задаете вопросы, в том числе особенно сейчас стало модно говорить о развитии Дальнего Востока. Но, как вы говорите, не все представляют, где он. Действительно, сахалинцы не обделены информацией, мы достаточно много получаем информации. Но вот обратная связь стала восстанавливаться, пожалуй, с прошлого года.

- То есть все-таки пошло. Потому что был период, когда казалось, что все, связи разорваны.

МАЛАХОВ: Ну, это было связано еще с чем? Был постоянный рост тарифов на перевозки людей в центр России, а все-таки на Сахалине очень много людей, которые приехали туда в свое время, в 50-60-е годы, приехали после того, как в 1945 году были отвоеваны Южные Курилы и южная часть Сахалина. Приехали с семьями или там зарождались семьи. И люди, конечно, многие постоянно выезжали с Сахалина для того, чтобы своих родственников навестить. И вот когда билеты во время нашего перестроечного периода, потом дефолта были очень дорогие, люди не могли просто выехать.

Для человека важны две составляющие, мы говорим. Первое - это чтобы была достойная работа, с достойной заработной платой, и второе - это свобода перемещения. Если есть свобода перемещения, то в принципе не важно, где ты ночуешь, на Сахалине, на Камчатке, на Южных Курилах или в Магадане, потому что ты целый день проводишь на работе. Вечером пришел, посмотрел телевизор, с детьми поиграл, поспал и утром опять на работу. И когда пришел заслуженный отпуск...

- Есть возможность уехать.

МАЛАХОВ: Да. У нас тем более сейчас с Сахалина в день летают минимум по два рейса. Причем они осуществляют прямые рейсы на Москву, летают "Боинги-767" хорошего уровня, ну нет проблем.

- А билеты доступны для жителей Сахалина по цене?

МАЛАХОВ: Две компании летают минимум - это "Трансаэро" и "Домодедовские линии" красноярские, есть конкуренция, и людям предлагают достаточно много льготных билетов, когда человек туда и обратно может взять билет за 15-16 тысяч и в мае или в июне улететь, в августе-сентябре вернуться. То есть это удобно. Продают, во-первых, билеты с достаточно длительным сроком, чего раньше не было, вы помните наверняка, были страшные бойни в очередях, невозможно было купить билет. То есть доступность передвижения есть. Плюс, пожалуйста, если ты хочешь поехать поездом...

- Но при этом, вот вы сказали, приехали люди в 50-60-е годы, приезжали и после того, и я совершенно точно знаю от своих знакомых и друзей моих родителей, что люди уезжали на Север, чтобы там заработать денег и вернуться. Все равно вернуться. И когда мы говорим о жилье, об образовании, о тех проектах, которые так или иначе в местах стационарного проживания людей осуществляются, то я думаю, что гораздо сложнее это сделать у вас там. Потому что люди все равно, наверное, психологически готовы к тому, что мы здесь как-то в относительно приемлемых условиях поживем, поработаем и уедем. А построить дом и укорениться на этой земле, наверное, хочет не очень большой процент людей.

МАЛАХОВ: Вы знаете, достаточно много людей, которые уже родились на Сахалине, они живут и не собираются уезжать. И один из показателей, который появился в последние 3-4 года, - люди начали строить свои дома. Это очень важная веха, которая наконец-то наступила. Пусть это сегодня наиболее богатые люди, обеспеченные, но самое главное - они начали строить личные дома. И таких домов вокруг и Южно-Сахалинска начинает появляться все больше и больше.

Действительно есть психология вернуться туда, где ты родился. И вот я приехал на Сахалин тоже в 1977 году, после окончания Ленинградского военно-морского училища, поохранять границу на 3-5 лет, и вот уже почти 30 лет на Сахалине. И все время была такая психология: ну еще годик, ну еще два, и все равно уедем. И действительно, когда смотришь: в средней полосе России - свой дом, он огорожен палисадником, посажены цветы, забор выкрашен, я на это смотрю с великим удовольствием. То есть люди ведут оседлый образ жизни, в этом доме рождаются дети, они потом остаются в нем жить. А на Сахалине - получили временное жилье в бараке или в какой-то комнате, скоро уедем, мы не будем строить забор, мы не будем ремонтом заниматься, вот власти положено - пусть она этим занимается. Поэтому эта проблема действительно есть. Но я еще раз говорю, сегодня достаточно много людей, которые и уехали с Сахалина, и вернулись. Вот, казалось бы, такая трагедия - 1994-95 год, огромное землетрясение на Южных Курилах. Действительно, государство тогда очень хорошо сработало, дали сертификаты жилищные на переселение, люди уехали, они получили квартиры в средней полосе России. И могу вам сказать: сегодня уже вернулось процентов 60 обратно. И говорят: дайте нам угол, мы готовы его отремонтировать, мы готовы здесь жить. Многие продали квартиры там. А почему? Потому что, когда ты уезжаешь в 20-25 лет, ты еще можешь себя перестроить и как-то найти друзей. А когда, может быть, за пятьдесят тебе или близко к пятидесяти, и у тебя остались друзья, осталась твоя работа, и вообще ты прожил большую часть времени в определенных климатических условиях, с определенными плюсами и минусами, найти новый круг, новое общение многие не смогли, и многие вернулись.

- Но при этом для того, чтобы люди возвращались, они должны найти место работы, а значит, должна развиваться экономика. Я прочитал совершенно умопомрачительную цифру: индекс промышленного производства Сахалинской области - 161,4 процента за последний год - это что-то значит. Вот на что делается ставка? Традиционно качаем природные ресурсы и рыбу вылавливаем и в Японию сдаем, рубим лес? Или уже что-то другое появляется?

МАЛАХОВ: Вы знаете, говорят о том, что все-таки Россия - это ресурсная страна, Сахалин тоже ресурсный регион. Если раньше только занимались рыбой, лесом и немного занимались углеводородами - полтора миллиона тонн нефти в год, то, конечно, последние 10 лет был сделан упор на развитие нефтегазовых проектов, причем международных. Это очень непростой процесс, поверьте. Когда сегодня ревизуют закон о соглашении о разделе продукции, мы, с одной стороны, понимаем, что действительно есть какие-то минусы, которые невозможно было 10 лет назад предусмотреть, но есть и огромные плюсы. Вот сейчас начали работать сахалинские проекты. "Сахалин-1" начал давать первые нефть и газ, "Сахалин-2" начал давать первую нефть с 1999 года. Ведется огромная стройка инфраструктуры, то есть трубы, завод сжиженного газа, там переработка, то есть достаточно серьезные объемы.

Что здесь положительного? Самое главное положительное то, что все проекты сахалинские были одобрены на общественных слушаниях, сами сахалинцы одобрили это все. И были обозначены условия, на которых будут работать эти проекты. А неприятное заключается в одном: как всегда, мы людей обманули, к сожалению. То есть примерно это выглядело так, что 60 процентов от той нефти, которая будет продаваться, будет оставаться на территории Сахалинской области и 40 уходить в Центр. А сегодня остается 5 процентов всего.

- Почувствуйте разницу.

МАЛАХОВ: И, конечно, жители говорят: уважаемый губернатор, мы вроде как женились на одних условиях, а жить стали на других. Это не очень правильно. И действительно, эта проблема есть, и мы уже встречались и с правительством, на эту тему говорили, и, вы знаете, была встреча и с президентом Российской Федерации. Понимание сегодня есть, что произошел перекос, перекос произошел в силу того, что делали реформы бюджетные, налоговые и так далее. Но иногда мы не учитываем специфику тех регионов, о которых мы говорим. То есть Россия - огромная страна, и единственно, где идут законы о соглашении о разделе продукции, это Сахалин, нет другой территории, где это происходит. И я понимаю, когда говорят: мы не можем из-за Сахалина изменить правила, которые мы сделали для всей страны. Но тогда давайте сделаем через запятую что-то. Ну мы же не можем обманывать!

- Но, с другой стороны, когда я читаю, что по специальной программе, которая была принята, по развитию территорий Курил и Сахалина из 153 мероприятий выполнено 40, она постоянно недофинансируется, правительство расписалось в том, что оно должно и будет, а в итоге сделано меньше 30 процентов, то тогда возникает вопрос о взаимной ответственности. Если вы не делаете, тогда действительно через запятую оговорите особые условия для этой отдаленной и совершенно особой, специфической территории России.

МАЛАХОВ: Да. И самый главный-то вопрос в одном, что есть территория, есть хорошие условия для развития, но нет инфраструктуры, нет дороги нормальной, нет портов, через которые можно этот же ресурсный продукт возить, нет технологий, по которым можно работать. Давайте действительно тогда говорить: огромные ресурсы, давайте за счет государства, как это положено во всем мире, сделаем эту инфраструктуру.

- А тогда уже - бизнес.

МАЛАХОВ: Да. И бизнес придет.

- Еще один вопрос, который не могу не задать. Понятно, что раньше мы вспоминали про Сахалин и Курильские острова, только когда говорилось про оборону и необходимость защищать восточные рубежи, теперь в основном вспоминают, когда говорят про нефть и газ, про "Сахалин-1" и "Сахалин-2", и особенно много было разговоров, что западные и восточные мировые игроки пришли туда и наши национальные богатства разбазаривают, более того, загрязняют моря и океаны, изводят наши пищевые ресурсы, качают нашу нефть. Насколько такая точка зрения верна?

МАЛАХОВ: Ну, во-первых, не нужно забывать: когда начинались сахалинские проекты и когда появился закон о соглашении о разделе продукции, тогда ни государство, ни наши нефтяные компании, газовые компании, к сожалению, не участвовали в проектах "Сахалин-1", "Сахалин-2", участвовала единственная "Роснефть" и ее "дочка" "Сахалинморнефтегаз". Все остальные действительно были иностранные компании. И тогда было время, когда не было в государстве таких возможностей, средств, чтобы самим осваивать. Поэтому и были сделаны договора сотрудничества именно с компаниями "Экссон-Мобил" и "Шелл" - операторами, которые действительно начали претворять в жизнь эти два проекта. Я могу сказать, что плюс заключается в одном: если бы мы не начали 10-12 лет назад эти проекты, вообще до сих пор бы ничего там не было. Там достаточно много получили люди рабочих мест, нам удалось что-то решить по вопросам инфраструктуры. Остров очень большой, тысяча километров с юга на север, в 1981 году был знаменитый тайфун "Филлис", который снес все мосты, гидротехнические сооружения и так далее, и государство практически не вложило деньги в восстановление инфраструктуры. Только благодаря проектам сегодня мы восстановили все мосты, водопропускные трубы и т. д. То есть уже плюс. Плюс то, что работают наши сахалинцы на проектах, где вполне неплохая заработная плата. Это два. Третье. Достаточно много построили и гостиниц, много построили совершенно новых точек обслуживания, то есть и магазины, и рестораны, и кафе. Появилось достаточно много иностранных специалистов, которые, будем говорить так, потребовали новых видов услуг, и рынок достаточно быстро отреагировал на это. И самое главное - это совершенно новый уровень требований. То есть мы научились по международным требованиям строить, сдавать эти стройки, научились ходить в комбинезонах, вооружаться полностью необходимым оборудованием, инструментом, не бегать за этим инструментом и т. д.

- Я в одном из ваших интервью прочитал, что вы считаете, что освоение других шельфов вполне может происходить как бы на базе того опыта, который Сахалин получил, с участием наших отечественных специалистов, которые уже теперь есть на Сахалине.

МАЛАХОВ: И могу подтвердить: мы говорим о Магаданском шельфе, мы говорим о Камчатском шельфе, Корякском шельфе. Действительно, на Сахалине огромная база, огромное количество специалистов, именно сахалинцев, которые это научились делать профессионально. И наших специалистов привлекают сегодня для этих работ. Поэтому мы считаем, что Сахалин может стать вполне реально базовым для освоения других проектов.

- Давайте отвечать на вопросы слушателей.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Константин. Я слышал, что в Сахалинской области ведется разработка стратегии развития. И в связи с этим хочу спросить, во-первых, что это даст области и, во-вторых, как долго будет продолжаться разработка стратегии и на какой срок намечено начало ее реализации?

- Вот у меня такое ощущение, что Константин знает, что такое стратегия и как она годами ходит по разнообразным ведомствам.

МАЛАХОВ: Спасибо за вопрос. Мы с прошлого года, в конце года начали заниматься этим действительно большим проектом. Во-первых, привлекли достаточно много именно бизнеса сахалинского, провели круглые столы и так далее. Это очень важно услышать, что изнутри видит бизнес. Во-вторых, мы обошли практически все министерства и ведомства - Министерство регионального развития, Министерство экономического развития, сверили направления: где нас видит Россия, вообще-то мы, Сахалин, входим в планы России по развитию или не входим? Нам сказали: входим. Поэтому, исходя из общей стратегии, которая сегодня есть в государстве по отношению к Дальнему Востоку (отчасти она сейчас корректируется), исходя из этих посылов, мы и делаем свою стратегию. Я думаю, что мы в июле месяце в этом году закончим, мы ее представим в правительство. И очень хотелось бы, чтобы эта стратегия стала таким хорошим документом действительно стратегического развития.

Самое главное, документ делается не для нас, не для сахалинцев. Этот документ делается в том числе и для правительства Российской Федерации, чтобы мы работали в постоянном контакте и в постоянном диалоге и выполняли взаимные обязательства, которые мы на себя берем. То есть мы говорим: Сахалин - это часть Российской Федерации неотъемлемая вместе с Курилами. Мы готовы работать в одном замысле с правительством Российской Федерации, мы готовы на себя взять задачи, выполнять и отчитываться за них, но мы хотели бы адекватного отношения правительства к стратегии развития Сахалинской области.

- Очень много вопросов на эфирный пейджер приходит. "Расскажите, пожалуйста, о средних зарплатах и уровне безработицы". Я так понимаю, что люди на всякий случай просчитывают, а не поехать ли, может быть, действительно подработать на Сахалин, а может быть, и остаться.

МАЛАХОВ: Вы знаете, я не думаю, что мы во многом отличаемся по заработной плате, допустим, от Москвы. В среднем в разных отраслях экономики совершенно разные заработные платы. В нефтегазовой промышленности они давно перевалили за 30 тысяч рублей, в сфере социальной - 8-10 тысяч, в связи с национальными проектами становится побольше. В среднем около 15 тысяч заработная плата. Но здесь вопрос в другом. У нас в последние три года на 10-12 процентов заработная плата опережает инфляционный процесс. На Сахалине достаточно высокие цены. Безусловно, очень много завозного, никуда от этого не деться. Но там работать интересно, потому что там есть развитие промышленности, там появились новые отрасли экономики. Мы говорим сегодня о развитии туризма на Сахалине.

- А безработица есть на Сахалине?

МАЛАХОВ: Безработица на Сахалине 1,7 процента, ее нет просто. Как мы говорим, заявок от работодателей в два раза больше, чем количество людей, которые официально зарегистрированы на рынке труда. И я всегда говорю: это та категория людей, которая не работала, не собирается работать, и мы ее ничем не заставим работать.

- Не могу не спросить о том, что меня больше всего на самом деле взволновало, когда я смотрел материалы по Сахалину, ваш сайт. Сахалин и Курилы как зона отдыха. Экзотика, страшно интересно. Но готовы ли принимать туристов?

МАЛАХОВ: Да, на сегодняшний день мы пошли таким образом. Вы знаете, у нас был знаменитый "Горный воздух", это горнолыжное место, где готовились наши олимпийцы в 1976 году. Мы практически в этом году восстановили, и я надеюсь, что в этом году уже сделаем подвесные дороги. Это база, которая находится практически в центре города. И вот все развитие туризма мы начали именно от этого. Мне очень приятно, что, когда к нам приезжали министры в прошлом году, министр экономического развития сказал: вот в этот проект министерство и правительство вложат деньги. Мы 50 на 50 возрождаем этот "Горный воздух". Если учесть, что на Сахалине 6 человек на один квадратный километр живет, то экология вполне хороша, нет больших производств, во-вторых, природа не тронута действительно. Мы являемся законодателями мод по развитию лосесеводства, и у нас можно посмотреть, как разводятся мальки, как идет рыба, - это очень красиво. А какие богатства у нас есть лесные. То есть мы считаем, что Сахалин и Курилы имеют перспективу, связанную именно с развитием туризма. Приезжайте, уважаемые господа, у нас есть шикарные гостиницы и хорошая кухня, которую мы с удовольствием вам предоставим.

- Но при этом есть люди, которые пишут про город Горнозаводск, где шахтеры, шахты, соответственно, там проблемы.

МАЛАХОВ: Да, есть проблемы. И я скажу, достаточно много закрылось и лесных поселков, и много закрылось тех поселков, где были шахты. И сейчас идет переселение, к сожалению, очень медленно, и закрытие этих поселков. Мы надеемся, что мы это ускорим вместе с правительством Российской Федерации. Но я бы не хотел, чтобы эти люди уезжали, все-таки правительству нельзя сворачивать программу ветхого жилья, нужно на Сахалине строить новое жилье, сносить старое, и люди с удовольствием останутся жить дальше.

Я очень надеюсь, что информация о Сахалине все-таки будет появляться, этот процесс мы продолжим.




Владимир Аверин (ведущий программы)
Радио "Маяк"
27.04.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=65&okrug=0&razdel=smi&statja=10052

Док. 357397
Перв. публик.: 27.04.06
Последн. ред.: 21.08.07
Число обращений: 348

  • Малахов Иван Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``