Как можно судить по публикуемым в этом номере материалам, новая редакция Лесного кодекса успела вызвать в обществе неоднозначную реакцию. Камнем преткновения стало радикальное предложение авторов законопроекта передать часть лесных угодий предпринимателям. Одни полагают, что частная собственность позволит предотвратить массовые вырубки русского леса. Их оппоненты убеждены в обратном: частники де ради наживы готовы пустить под топор огромные зеленые массивы. Оправданы ли эти опасения?
Исправит ли обновленный документ непростую ситуацию в лесном хозяйстве России? На эти и другие вопросы отвечает председатель думского комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова.
- Наталья Владимировна, для чего вообще нужен новый Лесной кодекс и есть ли крайняя необходимость переписывать уже существующий документ?
- Кодекс, регламентирующий основные положения в области лесопользования, при зван обеспечить сохранность наших лесов и их воспроизводство в экономических интересах страны. Действующий кодекс не стыкуется с законами, регулирующими, к примеру, земельные отношения или систему налогообложения. В новом документе необходимо ре шить проблемы с разграничением собственности, внедрением в этой отрасли рыночных механизмов управления. В идеале обновленная версия кодекса должна быть понятна всем, кто сталкивается с применением этого закона.
- Собственно говоря, предложение авторов законопроекта передать лес в частные руки и вызвало негодование: дескать, простому чело веку придется платить за чистый воздух в сосновом бору.
Частник ведь может, как вы разился президент, понаставить капканы по всему пери метру своих владений. На сколько вероятен такой сценарий?
- Во время своего выступления на заседании правительства, где речь шла о совершенствовании лесного законодательства, я говорила также и об этой опасности. Дело в том, что действующее законодательство обеспечивает свободный до ступ населения в леса независимо от того, в какой форме собственности они находятся.
В реальной жизни мы наталкиваемся на заборы и ограждения. В новой редакции также сохранено положение о свободном доступе населения в леса. Но чуть ниже, в другой статье, говорится о том, что собственник в исключительных случаях может ограничить либо запретить гражданам посещать леса, если их пребывание может принести ущерб владельцу лесных угодий. К тому же именно собственник определяет правила пребывания населения в своих владениях. Таким образом, положение о свободном доступе граждан в частные леса - очень смелое и очень прогрессивное, по заявлению Германа Грефа, - вуалируется и практически исключается последующими нормами.
- Не кажется ли вам, что эти пункты кодекса могут стать лазейками для частников, которые не захотят тратиться на уборку мусора? Ради экономии они могут запретить грибникам и любителям леса появляться в своих владениях...
- По новому кодексу защита лесоугодий - это обязанность собственника, который будет нести расходы на эти цели. В связи с этим есть замечания к новой редакции кодекса: раз мы обременяем частника дополнительными функциями, то должны за это заплатить. В предлагаемом документе не говорится об ответственности государства за эти обременения.
Но есть предложения, каким образом вести расчеты между государством и собственником.
- Учитывает ли предлагаемый кодекс территориальные особенности страны?
- Зеленые массивы - это ведь не только чистый воздух.
В некоторых регионах, например, в Архангельске, Вологде и Карелии, лес - это среда обитания местных жителей. По большому счету, это их кусок хлеба. И поэтому, когда мы описываем правила в Лесном кодексе, мы должны учитывать эту особенность. Есть территории малолесные, где лес играет определяющую роль в обеспечении экологической безопасности населения или безопасности сельскохозяйственных угодий. В данном случае леса защищают земли от эрозии.
Это иной подход, который то же требует разработки в новом кодексе. В этом законопроекте оговаривается, что положения, связанные с территорией мало численных коренных народов, в том числе и Севера, регулируются земельным законодательством. Но я считаю, что новая редакция кодекса требует уточнения по этому поводу.
В документ необходимо включить нормы, которые определяли бы отношение государства к лесу. Дело в том, что 70% лесного фонда остается в общественной собственности. Но нет гарантий того, что государство справится с управлением национальными лесными угодьями. До сих пор не совсем четко определено, сколько же нужно денег для эффективного управления госсобственностью. Нет четкого порядка, которым будет руководствоваться государство при управлении общественной собственностью.
- Предложение Минэкономразвития передать лесные участки частникам через аукционы вызвало целый шквал критики. Оппоненты считают, что это не исправит ситуации в лесопользовании...
- Здесь существует опасность монополизации отрасли.
При заключении договора аренды через аукционы в первую очередь будет учитываться цена, предлагаемая потенциальными собственниками за лесные участки. Иначе говоря, кто больше заплатит, тот и получит эти владения. В подобной ситуации мелкие и средние предприятия практически теряют возможность заниматься лесным бизнесом.
- Каким образом новая версия документа регламентирует коммерческое лесопользование, когда выработки ведутся без дальнейшего восстановления леса?
- Теоретически несанкционированные вырубки леса не возможны. Однако многие экс перты сходятся во мнении, что предложенный вариант кодекса, к сожалению, не обеспечивает желаемую степень защищенности лесных угодий от то пора и пилы. В этой части документ нуждается в доработке, дополнении и ужесточении норм соблюдения лесного законодательства в области экологии.
- Сегодня ситуацию в отрасли определяет массовое банкротство лесхозов. Облегчит ли новый кодекс их судьбу?
- Новая редакция предлагает проводить все необходимые работы на лесных участках, остающихся за государством, с помощью подряда либо передать их в доверительное управление. Поиск подрядчика и управляющего будет происходить на конкурсной основе.
Разве выдержат состязательность лесхозы, находящиеся в плачевном состоянии?! По этому поводу много нареканий.
Есть опасения, что с принятием нового кодекса лесхозы мо гут исчезнуть.
- С какого момента леса будут переданы в частную собственность?
- Если ссылаться на авторов законопроекта, новый кодекс может вступить в действие в 2006 году. Предполагается, что некоторые положения нового документа должны вступить в силу сразу же после введения кодекса.
Определенные положения пройдут переходный период. Но я не думаю, что после введения ново го варианта кодекса предприниматели ринутся скупать лесные участки. Прежде всего государству необходимо соблюсти все правила, которые позволили бы превратить лес в товар и разместить его на свободном рынке. Однако мне кажется, это вопрос не сегодняшнего дня.
Думаю, что у нас еще есть время, чтобы, выслушав критические замечания и предложения заинтересованных сторон выработать наиболее оптимальный вариант Лесного кодекса.