В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Комарова: Коттеджам на берегах объявлен бой Назад
Наталья Комарова: Коттеджам на берегах объявлен бой
Еще ко второму чтению проекта Водного кодекса было рассмотрено огромное количество поправок. Проходило немало дискуссий по поводу того, каким ему быть. И вот наконец вчера закон депутаты приняли в третьем чтении. Рассмотрение документа прошло довольно быстро.

Тем не менее в начале заседания заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Владимир Кашин предложил вообще снять законопроект с повестки дня. По его мнению, кодекс мало заботится об экологии водных ресурсов. Такова позиция фракции КП РФ по этому вопросу. Поддержал это мнение и депутат Анатолий Грешневиков, который считает, что отсутствие заключения Государственной экологической экспертизы на законопроект говорит о невозможности Водного кодекса решать природоохранные проблемы в стране. "Без отсутствия экологической экспертизы рассматривать законопроект считаю нецелесообразным", - убежден депутат. Но большинство палаты убеждено в обратном. Поэтому рассмотрение состоялось.

Так что же нам предлагает новый Водный кодекс? Им устанавливается государственная (федеральная) собственность на водные объекты за исключением обособленных водных объектов, которые могут находиться как в государственной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц. Кроме того, в законопроекте формируется механизм платности водопользования в соответствии с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

Фактически в настоящее время большинство объектов, формирующих запасы водных ресурсов государства, находятся в собственности Центра. Законопроект предполагает установление нового порядка заключения договора для получения права на специальное водопользование. Тот, кто пользуется водоемом, должен направлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) заявление о своем желании заключить договор водопользования. После принятия положительного решения с водопользователем заключается соответствующий договор с указанием условий водопользования, включая разрешенный объем изъятия водных ресурсов, их стоимость, обязательства по охране объекта и так далее.

Одновременно в законопроекте предусмотрено, что право пользования водным объектом в целях судоходства, содержания и эксплуатации внутренних водных путей Российской Федерации, а также в целях вылова (добычи) и разведения водных биологических ресурсов - без изъятия воды из водного объекта - не требует заключения договора. Но в то же время на водопользователей возлагаются обязанности по охране и восстановлению водных объектов, установленные законопроектом.

Платность становится основным принципом экономического регулирования использования и охраны водных объектов. Она должна стимулировать рациональное использование и охрану водных ресурсов. В соответствии с этим плата по договору водопользования как неналоговый доход зачисляется в бюджетную систему РФ. Предусматривается финансирование мероприятий по использованию, охране и восстановлению водных объектов и предупреждению вредного воздействия вод, ответственность водопользователей за причинение вреда.

Представляя законопроект, глава думского Комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова , в частности, отметила, что можно, а что нельзя делать в так называемых водоохранных зонах и зонах защитных прибрежных полос. Они организовываются в отношении каждого водного объекта, прежде всего в отношении рек. Например, запрещена распашка земель, потому что в результате сельскохозяйственных работ в реку смываются удобрения, ядохимикаты и т. п.

"Ширина береговой полосы составляет в зависимости от ширины водного объекта от 5 до 20 метров. Объекты, находящиеся в пределах данной территории, находятся там незаконно. Водный кодекс исключает всякую двузначность в этом отношении. Все постройки, находящиеся в зоне береговой полосы, должны будут быть снесены. Мы пошли на эту норму, чтобы ввести конституционное право граждан на пользование водными объектами. Это практикуется в большинстве стран мира", - подчеркнула глава комитета.

Депутаты приняли проект Водного кодекса в третьем чтении. Поскольку его целесообразность не вызвала сомнений у большинства парламентариев. Также был принят в третьем чтении и законопроект о введении в действие Водного кодекса. В силу он войдет с 1 января 2007 года.

точка зрения

"ЗА"

Наталья Комарова , председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, фракция "Единая Россия"

Относительно якобы противоречащих Конституции норм, имеющихся в законопроекте к третьему чтению в Водном кодексе, должна отметить, что есть заключение Правового управления и там замечаний к документу в таком отношении нет. По поводу наличия или отсутствия экологической экспертизы. Этот вопрос мы многократно обсуждали. И есть экспертные заключения нашего Комитета по Регламенту, Правового управления и Правительства РФ по поводу того, мешает нам или нет рассматривать этот документ наличие или отсутствие государственной экологической экспертизы. Еще раз напомню, что у депутатов Государственной Думы есть заключение общественной экологической экспертизы. И учитывая, что автором законопроектов является Правительство РФ, считаю, что в этом случае заключение общественной экспертизы для нас более важный документ, нежели заключение государственной экологической экспертизы.



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 6 Апреля 2006

Док. 357049
Перв. публик.: 06.04.06
Последн. ред.: 20.08.07
Число обращений: 458

  • Комарова Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``