В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чей-то лес. Новый Лесной кодекс прошел второе чтение Назад
Чей-то лес. Новый Лесной кодекс прошел второе чтение
1 ноября Госдума одобрила во втором чтении нашумевший проект нового Лесного кодекса, вызвавшего беспокойство работников отрасли и протесты экологов. Одновременно депутаты приняли и "сопроводительный" документ - проект закона
"О введении в действие Лесного кодекса РФ". Согласно этим законодательным новациям, российские леса могут быть и в федеральной собственности,
и в региональном управлении, а также передаваться в аренду на срок до 49 лет.
СУТЬ ПРОЕКТОВ
Проект федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" устанавливает срок введения ЛК в действие с 1 января 2007 г. и сохраняет действующий порядок выдачи разрешительных документов на лесопользование на период 2007 г. Определяется, что лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие кодекса, признаются действительными до истечения срока их действия. До истечения их сроков действия договоры аренды и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ. Органы исполнительной власти в пределах их полномочий вправе для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты со сроком действия до 1 января 2008-го. Устанавливается, что лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством до 1 января 2008 г. Правительство РФ до 1 июля 2007 г. должно принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Лесного кодекса РФ, и до 1 февраля 2007 г. обеспечить переход права собственности РФ на лесхозы к субъектам РФ.
В проекте обозначена и проблема лесных поселков, расположенных в границах земель лесного фонда, которые выводятся из него. Такие населенные пункты подлежат переводу из земель поселений в порядке, который установлен российским законодательством... Изменены основания перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Устраняется такое основание, как утрата лесов, ибо это провоцировало сведение лесов недобросовестными методами для получения основания перевода. Законопроект также вносит поправку в закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). На них по решению правительства РФ в соответствующих функциональных зонах допускается строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных,
спортивных и спортивно-технических сооружений и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
ОБСУЖДЕНИЕ
При обсуждении проекта Лесного кодекса депутаты отмечали, что ко второму чтению были учтены многие требования общественности. И в особенности пожелания президента РФ, лично вмешавшегося в ситуацию. Тем не менее протестов хватало. Особое недовольство многих депутатов вызвала поправка депутата Комаровой , согласно которой лесами в густонаселенных регионах будет распоряжаться правительство РФ. Точнее, суть поправки в том, что новый кодекс предоставляет правительству право не передавать часть полномочий в области лесных отношений субъектам Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Данная норма введена в связи с тем, что пригородные леса могут быть выведены из лесного фонда и застроены. Мартин Шаккум , председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, полагает, что "выбор такого критерия представляется, по меньшей мере, спорным. Введение такой нормы нарушает конституционные принципы федеративного устройства РФ, устанавливающие равноправие субъектов РФ между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами. Фактически это политика двойных стандартов по отношению к отдельным субъектам РФ, что является неприемлемым".
Против этой поправки также возражали единоросс Аркадий Баскаев и коммунист Владимир Кашин. Оппозиция в лице последнего провозгласила, что леса должны быть только в федеральной собственности - а раз уж государство отдает их в управление регионам, то все субъекты РФ должны быть уравнены в правах. Оппонентам возразил единоросс Ильдар Габдрахманов: "Поскольку лесные участки находятся исключительно в федеральной собственности, то собственник вправе принять решение как о передаче, так и о непередаче. И поэтому в поправке нет обязательного требования не передавать или передавать. Это - решение правительства. Более того, сейчас налицо явный конфликт интересов крупных городов и прилегающих территорий, когда жители мегаполисов крайне заинтересованы в сохранении экологической обстановки. А с учетом того, что прилегающие территории и лесные участки имеют высокую экономическую привлекательность и есть желание вовлечь их в оборот, наша задача сделать так, чтобы этот конфликт интересов был устранен. Для этого поправка и предусматривает, что правительство как собственник лесных участков должно определиться по этому вопросу".
Депутат Олег Смолин (фракция КПРФ) задал простой вопрос: "Кому не де-юре, а де-факто будут принадлежать леса после принятия Лесного кодекса?.. Надо ограничить максимальный срок аренды лесных участков 10 годами, а не 49. Я интересовался мнением экспертов и получил заключение, что в большинстве стран, применяющих аналогичную систему, используется именно такой срок аренды. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что если леса будут передаваться в аренду на 50 лет, то это фактически то же самое, что частная собственность. За 50 лет, как в анекдоте, либо визирь умрет, либо ишак... Короче говоря, - где 50 лет, там фактически речь идет о частной собственности на лесные участки, хотя президент публично заявил, что закон с частной собственностью на леса он не подпишет!" Ему ответили, что длительный срок аренды необходим для того, чтобы исключить вероятность "экстенсивного использования" лесов и их хищническую вырубку и заготовку. Вот такая логика.
***
МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Наталья КОМАРОВА , председатель Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию ("ЕР"):
Земли лесного фонда и лесные участки в его составе находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Введена новая классификация лесов в зависимости от экономического, экологического и социального значения. Леса делятся на защитные, эксплуатационные и резервные. В лесах, расположенных на землях лесного фонда, выделяются все три вида, а на расположенных на землях иных категорий - только защитные.
Относительно права общедоступного лесопользования и пребывания граждан в лесах - статья 11 законопроекта содержит закрытый перечень оснований, по которым может быть ограничено или запрещено пребывание граждан в лесах, а также устанавливает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых и недревесных лесных ресурсов, соблюдая при этом правила пожарной, санитарной безопасности и иные правила, устанавливаемые законодательством. Таким образом соблюдены конституционные права граждан.
Перечень видов использования лесов значительно расширен, дополнен. Среди них - ведение сельского хозяйства; содержание, создание и эксплуатация лесных плантаций, объектов переработки древесины и иных лесных ресурсов; строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры. Эти новации - законодательное закрепление уже существующих де-факто видов использования лесов, а также создание условий для интенсификации развития переработки лесных ресурсов внутри страны. Таким образом устраняется проблема действующего законодательства, связанная с необходимостью перевода земель лесного фонда для этих целей в другие категории земель.
При использовании лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока должен обеспечиваться традиционный образ жизни этих народов. Им предоставляется право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд. Все виды использования лесов, связанные с эксплуатацией лесных ресурсов, признаются предпринимательской деятельностью, за исключением случаев заготовки ресурсов гражданами для собственных нужд, осуществления любительской и спортивной охоты, осуществления научной, образовательной, рекреационной и религиозной деятельности, строительства линейных объектов, водохранилищ и гидротехнических сооружений. Вос-
производство, охрана и защита лесов на лесных участках, предоставленных в пользование, осуществляются использующими их лицами, в отношении остальных лесных участков - это обязанность государства, и мероприятия реализуются через размещение госзаказа на выполнение работ путем проведения торгов. При этом победитель торгов как преференцию получает право на заключение в приоритетном порядке договора купли-продажи лесных насаждений на таких участках.
Лесхозы, в настоящее время осуществляющие функции по охране, защите и воспроизводству лесов, подлежат преобразованию в новые формы в соответствии с проектом федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса" - подчеркиваю: именно преобразованию, а не ликвидации... В отношении лесоустройства также предусмотрен принцип размещения госзаказа - таким образом планируется повысить качество лесоустроительных работ, создать условия для интенсификации их проведения.
Согласно законопроекту, в аренду предоставляются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды заключается на аукционе за исключением следующих случаев: осуществление работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, ЛЭП, линий связи, дорог, трубопроводов и других; реализация инвестиционных соглашений в области освоения лесов для создания и эксплуатации лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Уточнены положения проекта кодекса о сроках договоров аренды. Они сокращены и могут устанавливаться в пределах от 10 до 49 лет для договоров, заключаемых на аукционах, и в пределах от года до 49 лет для договоров, заключаемых без проведения аукциона. Такие пределы сроков аренды определены исходя из анализа сложившейся в последние годы практики заключения договоров и тенденций к ежегодному увеличению количества участков лесного фонда, переданных в долгосрочную аренду. В каждом конкретном случае срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроками разрешенного использования лесов, предусмотренными лесным планом субъекта РФ. Установлено право добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок без проведения аукциона. Учтены права арендаторов, заключивших договоры аренды до введения в действие новой редакции ЛК: такие договоры подлежат переоформлению, приведению в соответствие с новой редакцией кодекса и действуют до истечения их срока.
В исключительных случаях предусматривается возможность заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. Эти случаи определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ. Такие договоры также заключаются по результатам аукциона. Гражданам в случае заготовки древесины для собственных нужд предоставлено право заключения договора купли-продажи лесных насаждений без аукциона. Законопроект предусматривает следующий принцип распределения полномочий: большинство регулятивных полномочий в области освоения лесов отнесено к компетенции Федерации, к полномочиям регионов - основные распорядительные и контрольные функции.
В качестве основных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов определены лесничества и лесопарки. Документационной основой лесоуправления является лесной план субъекта РФ. Проект освоения лесов подлежит обязательной государственной экспертизе.



Солидарность, Город: Москва
Дата: 8 Ноября 2006

Док. 357040
Перв. публик.: 08.11.06
Последн. ред.: 20.08.07
Число обращений: 438

  • Комарова Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``