В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Никто не снимет меня с должности Кобзона` Назад
`Никто не снимет меня с должности Кобзона`
Гость "ЛГ" народный артист СССР, председатель Комитета Государственной Думы по культуре Иосиф КОБЗОН

Юрий ПОЛЯКОВ, главный редактор "ЛГ":

Сегодня у нас в гостях Иосиф Давыдович Кобзон . Представлять этого человека, я думаю, нет необходимости. В последние годы наша газета не раз била тревогу по поводу состояния современной российской культуры. Я хочу задать такой вопрос: нет ли у вас ощущения, что сегодня культура фактически отделена от государства и, что еще важнее, от государственных и нравственных задач, которые стоят сегодня перед Россией?

Иосиф КОБЗОН :

До недавнего времени и я так считал. Ведь ни в одном выступлении российских политических деятелей вы не услышите слова "культура". Но сейчас положение несколько изменилось

Когда члены Комитета по культуре ознакомились с бюджетом, предлагаемым на 2006 год, или, как его сейчас еще называют, "бюджетом развития на ближайшие три года", то были буквально ошеломлены: отрасли по сравнению с прошлым годом добавлялась просто мизерная сумма! К чему это может привести? К исчезновению библиотек, музеев, памятников истории, архитектуры и искусства! Я выступил на заседании правительства и попытался воззвать к разуму министров. Почему мы все время перед вами должны стоять с протянутой рукой? Но мне совершенно безапелляционно заявили: "Мы так решили. Сначала будем развивать здравоохранение, образование, сельское хозяйство и строительство". Я возразил: "Хорошо, но для кого вы все это хотите развивать для духовно нищего человека?"

Мы постоянно узнаем о страшных вещах: убийствах, различных издевательствах над людьми, грабежах. Поэт Михаил Танич очень просил меня записать песню, где есть такие жуткие слова: "И остается нам одно, как выстрел в темя, вот это красное пятно в программе "Время". Но я отказался, хотя каждый день нас действительно неотступно преследуют эти красные пятна. Кто совершает многочисленные преступления? Конечно же, люди с полным отсутствием культуры.

В общем, мои "стоны" не были услышаны, и я понял, что рассчитывать можно только на президента России. И эта встреча состоялась незадолго до Нового года. Хочу заметить, что я нахожусь в том возрасте и в том положении, что не боюсь говорить о том, что думаю, в том числе в разговорах с высоким руководством. Что волнует меня как гражданина и как депутата. Да, меня можно освободить от обязанностей председателя комитета, но никто не снимет меня с должности Кобзона

Знаю, что Путин достаточно хорошо ко мне относится, и, когда я серьезно заболел, президент звонил в Германию, где я лечился, интересовался моим состоянием. Во время встречи президент спросил: "Как дела, Иосиф Давыдович ?" На что я ответил: "Владимир Владимирович, наверное, мне опять надо снова лечь под нож, чтобы вы обратили на меня внимание". "А в чем дело?" Тогда я без обиняков заявил: "Дайте денег на культуру". И привел слова, которые были на плакатах демонстрантов на Дальнем Востоке: "Только спьяну или сдуру средств жалеют на культуру". Президент меня выслушал и ответил: "Я вас понял, мы примем меры "

У меня появилась надежда к тому же на недавнем заседании правительства по бюджету культуру объявили наряду с упомянутыми отраслями приоритетной. Мне сообщили, что в марте комитет получит информацию, сколько ему государство дополнительно выделит средств на культуру. Тогда и будем решать, кому в первую очередь оказать помощь.

Я вспомнил старый анекдот. Никита Сергеевич едет в колхоз: "Какие у вас поросята жирные! Чем же вы их кормите?" Хлебом, отвечают ему. Хрущев в гневе: "Под суд!" Начальство в следующем хозяйстве уже в курсе дела и на аналогичный вопрос первого секретаря отвечает: "Зерном кормим, Никита Сергеевич". Он снова сердится: "Под суд!" Едет дальше, спрашивает то же самое и получает ответ: "Кормим фруктами и овощами". Хрущев опять: "Под суд!" В четвертом хозяйстве Никиту Сергеевича встречает дрожащий от страха председатель. "Ну, говори, чем кормишь свиней?" "Каждый день даю им по три рубля, а чего они там жрут, сам не знаю".

И я так говорю: "Давайте нам каждый день по три рубля, а мы сами разберемся, что нам строить, что восстанавливать". У нас театры буквально плачут Олег Павлович Табаков мне говорил, что ему неудобно приезжать на периферию, стыдно общаться с бедствующими коллегами. А нам, людям, которые несут ответственность за культуру и знают, в каком положении она находится, неудобно за страну, которая этого не понимает.

Я ужаснулся от того, что увидел в Ниловой пустыни на Селигере. В храме была детская колония для малолетних преступников, и ее начальник, какой-то негодяй, заставлял заключенных за какие-то грехи отбивать молотком и зубилом настенные росписи в этом великолепном сооружении. К счастью, у них не было лесов, и поэтому потолок остался в неприкосновенности. Но только он Так вот, необходимо восстановить храм, но средств для этого нет, пока его только побелили и установили постамент с мощами святого Нила.

В Агинском Бурятском автономном округе на территории Забайкалья, где я избран, активно трудятся практически одни китайцы. Почему? Да потому, что большая часть местных пьет от безысходности, от отсутствия перспективы. Раньше в деревнях были сельские клубы, люди читали, чем-то интересовались, скажем, узнавали, что скоро приедут артисты из Москвы или из Ленинграда, а потом будут танцы. И для них жизнь имела смысл. Сегодня же в сельском хозяйстве остались лишь те, которым просто некуда деться. Людей, конечно же, нужно не только обеспечить работой, но и обязательно напомнить о народной культуре, национальных традициях. Чтобы появилась та самая надежда на будущее

Существует такое звание Герой Европы, которое учредила Организация Объединенных Наций. Так вот, оно было присвоено двум девочкам-осетинкам из Беслана. Одна из них, которой было 12 лет, сбежала из школы, которую захватили террористы, но потом вернулась, потому что там осталась ее 9-летняя сестра. Когда начался штурм, старшая закрыла младшую своим телом. Так вот, девочки приехали на детский фестиваль в Сочи "Кинотаврик", председателем которого я избран. Почему, скажите, их не показать по телевидению? А потому, что "не формат" сейчас в ходу у нас такое идиотское выражение. Зато несколько вечеров кряду концерты с участием эстрадных звезд по три часа можно показывать. Получается, Россия в России "не формат", дети в России "не формат", молодежь в России "не формат"?

Почему мы ничего не знаем о России, которая, несмотря ни на что, жива? Отчего никто не рассказывает о том, как налаживается культурная жизнь в Новосибирске, и не сообщает, какие позитивные изменения произошли в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах?

Я часто говорю молодым: "Надо любить Россию-матушку, хоть она сейчас и нездорова. Это ваша родина, надо помочь ей встать на ноги". "А за что же ее любить?" спрашивают они. "Да за то, что здесь живут ваши родители, друзья, и потому, что здесь самая красивая земля на свете". Увы, у нас исчез патриотизм, нет любви к отечеству.



Литературная Газета, Город: Москва
Дата: 8 Февраля 2006



Док. 356938
Перв. публик.: 08.02.06
Последн. ред.: 20.08.07
Число обращений: 278

  • Кобзон Иосиф Давыдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``