В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иосиф Кобзон: Исцеление культурой Назад
Иосиф Кобзон: Исцеление культурой
Новый проект "ЛГ" и Комитета по культуре Госдумы "К культуре власти через власть культуры" начинается статьей народного артиста СССР Иосифа Кобзона и Юрия Агешина. Она своеобразное напутствие президенту России в работе над очередным Посланием Федеральному собранию Российской Федерации.

Совместный проект "ЛГ" и Комитета Государственной Думы Российской Федерации по культуре

Напутствие Президенту Российской Федерации В.В. Путину в работе над очередным Посланием Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года

Отечественная культура! В каком она состоянии и какой должна быть, об этом уже говорено и написано очень много. То, что в данный момент она переживает сложный пери-од, ни у кого не вызывает сомнения. Может быть, сегодняшнее ее положение не тупик, как думают некоторые, а начало будущего исхода и нового возрождения. Такая точка зрения имеет достаточно сторонников. Чтобы обсудить эту проблему на концептуальном и законотворческом уровнях, было предложено осуществлять регулярно, один раз в квартал, спецвыпуск в "ЛГ", посвященный данной проблематике. Эта идея нашла активную поддержку председателя Комитета по культуре Государственной Думы России И.Д. Кобзона и главного редактора газеты Ю.М. Полякова. В ближайшее время на страницах газеты появятся материалы по этому вопросу заместителя председателя Комитета по культуре А.А. Тягунова, члена Комитета по культуре, известного кинорежиссера С.С. Говорухина и многих других известных политиков и деятелей культуры.

Итак, в путь к культуре Общества и Власти через власть Культуры!

1. ЧТО ЕСТЬ КУЛЬТУРА?

Культура как одно из самых привычных и вроде бы вполне ясных понятий оказывается одновременно своего рода тайной за семью печатями. Главное, что следует подчеркнуть: культура это не привилегия сытых, а необходимый элемент существования каждого человека. Она не сводится к собирательству картин, антиквариата или коллекционированию старинных монет, марок, яхт, драгоценностей и иных предметов, посещению дорогостоящих концертов или премьер . Не сводится культура и к таким общепризнанным важнейшим ее сегментам, как библиотеки, школы, музеи, театры, университеты, художественные галереи и другие учреждения, выполняющие те или иные культурологические функции. Они также величайшие достояния культуры, несомненно, нуждающиеся в значительно более существенной и емкой государственной поддержке.

Культура на самом деле, вбирая в себя все эти традиционные представления, есть нечто неизмеримо более емкое и значительное. Если можно так выразиться это всепроникающая, всеохватывающая, живая пульсирующая духовно-нравственная субстанция; это особый режим жизнедеятельности, наполненный светом, любовью, созиданием, творчеством.

Культура есть почитание света, это поистине неисчерпаемый источник творческого вдохновения человечества, эффективный инструмент самосовершенствования каждой отдельной личности, приближения и приобщения ее к Красоте и Знанию. Культура есть главное средство возвышения человеческой нравственности.

Культура вбирает в себя все формы духовной жизни человека мыслительной, этической, религиозной. Только она открывает путь к истинному, просветленному познанию , соединяющему Знание вне предрассудков и суеверий с Действием и делающему это действие живым. Именно через культуру возможно приближение к разрешению всех проблем человечества.

2. КУЛЬТУРА ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА РОССИИ

Культура для России сегодня это как источник живой воды для застигнутого в знойной пустыне, измученного жарой и жаждой путника. Но животворный источник невежественными эгоистами может быть замутнен, завален грязью. И тогда животворная сила источника иссякает или пропадает совсем.

Так и с культурой России. За годы перестройки и так называемых либеральных реформ она была фактически брошена на произвол судьбы, отдана на растерзание дикому рынку. В это смутное для России время с ней произошли негативные деформации, вызванные прежде всего непродуманной коммерциализацией культуры, оттеснением ее в число второразрядных вопросов жизни страны. Поэтому в "минуты роковые" она не выполнила до конца свою основную социальную функцию сохранять духовно-нравственную устойчивость общества, удержать его от распада, не допускать разложения основных моральных ценностей, противостоять разрушительным тенденциям.

Такое отношение к культуре не могло бесследно пройти для самой России. Вылупившаяся из перестройки "обновленная" российская цивилизация, не облагороженная духовной мудростью и прозорливостью культуры , привела многих, очень многих людей к звероподобному состоянию , к сообществу "цивилизованных дикарей" .

Разрушенную, разграбленную страну сегодня приходится во многом собирать заново.

Мучительно трудно идет осознание в новой России значения Культуры, ее места и роли в диктуемых жизнью преобразованиях. Правительством Российской Федерации, Государственной Думой, федеральными ведомствами, ответственными за развитие России, значение культуры явно недооценивается (сознательно или по недомыслию вот вопрос?).

Показатель того проект бюджета на 2006 год. Расходы на культуру составили всего 1,2 процента от общей суммы расходов. По сравнению с прошлым годом в процентном отношении произошло даже снижение на одну десятую процента.

Конечно, в абсолютном отношении есть определенный рост (+9,3-), но этот рост в три раза ниже роста общегосударственных расходов, более чем в два раза ниже роста расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на оборону.

То есть фактически сохраняется остаточный принцип финансирования культуры как не основного, второстепенного направления развития.

Уже не раз приходилось говорить: такой подход глубочайшее заблуждение. Всем нам очень важно осознать , что культура сегодня решающая точка опоры России, главный, если не единственный ее спасательный круг, животворное начало возрождения страны, в том числе ее экономической мощи, державного величия.

Сегодня крайне важно проявить политическую волю и положить реальное начало довольно длительному процессу вознесения культуры на пьедестал высшей ценности.

Ведь именно культура, по нашему глубокому убеждению , должна сыграть решающую роль в сплочении гражданского общества, в мобилизации духовно-творческого потенциала народа на борьбу с социальной несправедливостью, экстремизмом, терроризмом, преступностью, наркоманией, СПИДом и прочими бедами, грозящими нашему народу вымиранием и деградацией.

Особо следует подчеркнуть, что на культуру мы продолжаем тратить , по сути, крохи, значительно меньше, чем на преодоление последствий бескультурья. А это борьба с организованной преступностью, коррупцией, другими нарушениями закона, наркоманией, терроризмом и прочими антисоциальными проявлениями и связанными с этим расходами государства на содержание тюрем, мест лишения свободы , финансирование милиции, спецслужб, различных охранных подразделений, аппарата правоохранительных органов, других силовых структур и т. п.

На все это уходит, по мнению некоторых аналитиков, до одной трети нашего бюджета.

Сложившееся положение дел подводит нас к следующему выводу: в той мере, в которой мы недофинансируем культуру, мы вынуждены перефинансировать структуры , защищающие нас от бескультурья. Чем меньше культуры , тем больше расходы на безопасность .

Странна я в стране сложилась закономерность: на культуру средств, как всегда, не хватает, а на устранение последствий бескультурья средства, причем на порядок выше, всегда находятся.

3. ПОВЕРХ ПРОЕКТОВ ВСЕХ КУЛЬТУРА!

С глубоким удовлетворением восприняли в народе решение президента Российской Федерации В.В. Путина о национальных проектах. Несомненно, правильно выбраны основные приоритеты и ориентиры. Образование, здравоохранение, сельское хозяйство и ЖКХ. Безусловно, эти приоритеты актуальны и очень важны. Это все базовые основания народной жизни, фундамент, на котором будет возноситься здание социального государства Россия. Но при условии, что все это будет освещено, оплодотворено Великой Культурой. Поэтому пятой в ряду федеральных программ в ближайшее время обязательно должна стать государственная программа по культуре.

Более того, она должна идти поверх этих четырех проектов, пронизывая их высокими принципами, внутренне преображая эти важнейшие сферы жизни народа конкретным культурным наполнением.

Министры-экономисты говорят, что на это нет денег. Это блеф. Деньги есть, и немалые.

Вложения в культуру наиболее эффективные вложения в Россию, в ее будущее. Да, культура недешево стоит. Но значительно дороже обходятся экономия на культуре, отсутствие своевременной и адекватной поддержки государством насущных потребностей культуры, преодоление последствий бескультурья.

Утопично полагать, что можно построить эффективную, процветающую экономику в преступном обществе, снизу доверху разъедаемом коррупцией. Наивно надеяться на подъем сельского хозяйства в условиях постоянного несправедливого отношения к труженика м села. Вершиной своекорыстия и цинизма наших нефтяных и газовых олигархов, со своеволием которых государство продолжает мириться, является соотношение цены тонны молока или тонны зерна, производимого в зонах рискованного и крайне трудоемкого земледелия, с тонной нефтепродуктов или горюче-смазочных материалов. И это в условиях, когда те же сельские жители по Конституции Российской Федерации являются собственниками ус-лов недр, из которых качают нефть и газ. Вот налицо один из звероподобных оскалов нашей цивилизации: одним тяжелейший, не самоокупаемый труд в условиях жесточайшего выживания; другим роскошествование на самых дорогих курортах мира, приобретение самой дорогой недвижимости, усиление эксплуатации собственного народа и как милостыня нищему жалкие благотворительные подачки отечественной культуре.

Необходимо неотложно выправлять ситуацию. И двигаться к этому надо не через гражданскую войну, а через Культуру.

Только Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих Россию, постепенно С смягчать все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального равновесия в обществе, где, конечно же, будут и богатые, но они должны научиться быть культурными, т. е.

жить и владеть своим имуществом так, чтобы все окружающие их люди считали это справедливым и праведным. Конечно, путь к этому единственно мирному исходу крайне труден и очень непрост. Но двигаться в этом направлении надо начинать уже сейчас, широко используя культуру.

Уместно вспомнить здесь подвиг Геракла, отворившего реки для очистки авгиевых конюшен. Для России такой целительной рекой является Культура, избавляющая души людей и общественные устроения от невежества, грязных привычек, корысти и прочих нечистот.

Пришло время открыть дорогу великому очищению России ее Великой Культурой.

4. ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА КУЛЬТУРЫ

Россия на распутье. Конечно, можно продолжать по инерции двигаться по проторенному пути: усиливать пропасть между богатством и бедностью , упорно навязывать народу неприемлемые для него либеральные реформы самого худшего пошиба, фактически смириться с коррупцией, не обращать внимания на продолжающуюся духовно-нравственную деградацию общества, декларативно-формально рефлексировать на обостряющиеся экологические проблемы , на усиливающиеся разобщенность, возрастающую (пока все еще скрытую) социальную ожесточенность в обществе, пытаться в воспитанников основном прежде всего силовыми методами бороться с экстремизмом, терроризмом, преступностью, наркоманией и прочими бедами России. Исход такого пути очевиден.

Вряд ли на этом тернистом пути Россия вновь обретет статус великой державы, вряд ли ее ждут возрождение, экономическая мощь и социальное равновесие.

Но есть и другой путь. Путь Культуры . Основной его принцип примат культуры, духовности над политикой, экономикой, всеми другими ценностями человеческой цивилизации. Мы должны строить общество, где культура будет помогать людям преобразовывать себя в той мере, в которой они преобразовывают тот мир богатств, который создают. Ведь главная, решающая функция культуры человекотворческая вытекает из ее высшего предназначения: созидать, творить человека, его духовный мир . Для того чтобы культура могла в полной мере выполнять свою высокую миссию, она, как уже говорилось , должна сама быть подвергнута серьезным преобразованиям. Сегодня она заметно поблекла и полиняла. Деформация культуры, вызванная прежде всего непродуманной ее коммерциализацией, самым негативным образом сказалась на ее основных социальных функциях, связанных с сохранением духовно-нравственной устойчивости общества, удержанием его от распада, от разложения основных моральных ценностей, противодействием разрушительным тенденциям.

Кризис нашей культуры проявляется прежде всего, конечно, в ее удручающей детского дома.

Материальной скудности, что неизбежно приводит к снижению социального статуса деятеля культуры, любого творческого работника, зачастую невозможности плодотворного осуществления своих профессиональных функций. Материальная государственная поддержка культуры должна быть существенно усилена. И государственные средства должны расходоваться прозрачно и по делу, действительно в интересах Культуры.

Но сегодня, пожалуй, даже не это главное. Вызывает особую тревогу то, что все большее число деятелей культуры творят в отрыве от исторических смыслов существования народа и государства, вне всякой связи с национальным менталитетом, потребностями общественного развития, духовной осью народной жизни.

А государство, власть, в полной мере занятые экономикой, оставляют в крайне размытом состоянии эти важнейшие смыслы, не осознавая, что тем самым они весьма основательно продолжают подрывать и экономику, и все другие сферы жизни общества. Глубинна я связь между духовно-нравственным состоянием общества и положением дел в той же экономике сегодня, как никогда, очевидна. Поэтому убеждены: основные резервы дальнейшего подъема экономики лежат не в самой экономике, а именно в духовно-нравственном оздоровлении общества, в его мобилизационном сплочении во имя великого будущего России. И главное средство достижения этой высокой цели, конечно же, великая культура России.

Сердцевиной первоочередных мер по возрождению нашей отечественной культуры, развертыванию ее созидательного потенциала могла бы стать федеральная целевая программа "К миру через культуру" . Не будем детально характеризовать эту программу.

Ее основные направления сформулированы в Рекомендациях Парламентских слушаний по теме "Культура против терроризма" , недавно проведенных в Государственной Думе Комитетом по культуре. Эти рекомендации направлены президенту Российской Федерации, председателю правительства России. Конечно, над этой программой предстоит работать и работать. Такого масштаба, такого класса задач не только наша страна человечество еще не решало. И именно Россия в наибольшей степени готова приступить к ее решению.

С помощью этой программы, последовательно решая задачи возвышения подлинной культуры, расширения ее возможностей воздействия на все сферы жизни общества, можно будет поэтапно утверждать мир духовного един-ства, мир гражданского согласия, мир экономического сотрудничества, мир межэтнического добрососедства, мир межконфессионального вероуважения. Тем самым будет формироваться новое мир культурное пространство России, где не останется места для экстремистских и прочих анти-общественных проявлений.

Конечно, Россия пережила и продолжает переживать сильнейшие потрясения. Очевидно, что всякое новое строительство начинается с разрушения старого здания. Период ломки всего отжившего неизбежно привлекает разрушителей, для которых разрушительная деятельность является родной стихией.

Но когда разрушение закончено и о возврате к старым формам жизни не может быть и речи, начинается новый этап развития. Попытки разрушителей, еще сохранившихся во власти, наладить новую жизнь по своим сценариям неизбежно оканчиваются неудачами.

Это закономерное следствие их полной неспособности к созидательной деятельности.

Настает время истинных строителей новой жизни.

Эта истина касается не только политики и экономики. В еще большей степени она внутренне присуща культуре. Время разрушителей в культуре кончилось . Пришло время строителей. И власти очень важно осознать это и перестать поддерживать тех, кто полностью изжил свою полезность для страны. Начинается радостный период созидания и творчества. Он востребует других творцов, способных не только продолжать , но и развивать дальше лучшие традиции высокой Культуры России.

Надо поставить прочный заслон продолжающемуся разрушению традиционных для нашей страны социально-нравственных норм и дискредитации культурно-исторического наследия российской цивилизации. Этот своего рода глобальный российский самооговор, черный миф о Российской империи продолжается зачастую собственными усилиями и за государственный счет.

Наш народ, особенно молодежь , лишенная какой-либо внятной государственной идеологии, оказалось абсолютно беззащитным перед агрессивной недружественностью. Многие "заглатывают до пупа" этот чуждый, антиисторический взгляд на собственную страну.

А это первый шаг к цивилизационному краху.

Если мы не хотим, чтобы будущие граждане России выросли ненавистниками своей Родины, нельзя оставаться безучастными к сложившейся ситуации. Надо что-то делать. А что конкретно делать, вполне ясно.

Стоит лишь посмотреть , как национальные интересы защищают в той же Америке, Франции, Японии, Китае.

Мы не призываем запретить эти черные виртуальные мифы, продолжающие пожирать иммунную систему народа естественный, разумный, уходящий в века патриотизм. От запретов монстры только множатся и крепнут. Мы призываем прекратить вкладывать государственные деньги в духовное саморазрушение страны и всерьез взяться за создание продуманной, научно обоснованной информационной политики важнейшей составной части современной культуры, которая сумеет противопоставить глумливому вранью истинное историческое знание о подлинной России.

5. ГРАЖДАНИН ХОЗЯИН И ТВОРЕЦ НОВОЙ РОССИИ

Не случайно в последнее время Вы, Владимир Владимирович, все больше говорите о нравственности. В деморализованном, духовно разобщенном обществе значительно проще делить собственность , за бесценок захватывать недра , раздавать суверенитеты . Но практически невозможно решать созидательные задачи: поднимать культуру, образование, науку, возрождать сельское хозяйство, запускать механизмы модернизации и научно-технического прогресса, повышать эффективность управления, увеличивать рождаемость, крепить обороноспособность и, пожалуй, самое главное возрождать гражданина России, воспринимающего настоящее и будущее страны как свое собственное дело, а смысл своей собственной жизни как служение Родине.

Задача последовательно и твердо воспитывать достойных граждан, подлинных патриотов России, и является сегодня ключевой во всей совокупности созидательных задач Российского государства. Но она, к сожалению, явно недооценивается нашим руководством. Конечно, эта задача крайне непроста и предполагает повседневную многоплановую будничную работу. Проект федерального закона "Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство", который инициировал депутат И.Д. Кобзон , определяет основные направления такой работы. И чем раньше мы встанем на этот путь , тем скорее придут желаемые результаты.

Сегодня же мы вынуждены с горечью констатировать, что традиции российской гражданственности, высокого и самоотверженного служения Родине существенно подорваны, а во многом даже утрачены. В настоящее время рядовой гражданин России, как никогда, отчужден от собственности, от политики, от многого того, что происходит на его родной земле.

Именно поэтому ржавчина апатии и равнодушия все сильнее разъедает умы и сердца наших соотечественников. Именно поэтому так трудно, так сложно идет мобилизация огромного созидательного потенциала россиян во имя великих задач и высоких целей строительства новой России. В высших интересах России решительно переломить ситуацию к лучшему.

Государство должно сделать так, чтобы гражданин осознал себя хозяином страны, творцом ее будущего, чтобы диктуемые жизнью преобразования стали его собственным делом. Именно на это и нацелен упомянутый здесь закон.

Честь и достоинство это категории подлинной культуры. Целенаправленно воспитывая эти качества в своих гражданах, Россия будет крепить монолит Культуры в народе, поднимать его Культуру духа. Утверждая честь и достоинство своих граждан, формируя у них личные моральные качества, базирующиеся на традициях служения Отечеству, идеалах и ценностях российской духовности и культуры, государство будет возрождать в россиянах психологию победителей, помогать многим преодолеть личный кризис неверия в собственные силы, воспитывать подлинных патриотов России.

Граждане России, исповедующие идеалы чести и достоинства, овладевшие культурой гражданственности, не будут бояться трудностей. Для них свойственно постоянно развивать и возвышать свои умения и возможности, приводя их в соответствие с поставленными благородными задачами. Их жизненный принцип, несмотря на трудности, вопреки им, осуществлять все намеченное, не ссылаться на "давление" внешних обстоятельств, а превозмогать их живым действием.

Для таких граждан высокая жизненная задача могучий стимул для самосовершенствования, возлагающий на них обязанность не мириться со всем тем, что происходит в стране и во внешнем мире, критически оценивать собственные достижения, неустанно работать над собой, искоренять свои слабости и недостатки, самоотверженно трудиться, созидать, творить, т. е. продолжать начатое восхождение.

Именно такие люди, которые верят в себя, в свои силы , в нашу общую возможность переломить неблагоприятны е, чуждые России тенденции развития, способны поставить прочный заслон экстремизму, терроризму, коррупции, преступности, всем другим негативным явлениям нашей жизни.

К власти, осознавшей, что только путь культуры единственно верный, единственно перспективный, единственно целительный для страны, придет и понимание того, что именно наша традиционная Великая Культура является в ее руках решающим фактором и главным инструментом возрождения духовно-нравственных основ народной жизни, экономической мощи и державного величия России.

И от того, как воспользуется власть этим инструментом, во многом зависит будущее России.

6. ГРЯДУТ ВЕЛИКИЕ ДУХОВНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Мы живем в период, когда действительно идет смена эпох, когда мир переходит в новое качество. Многие выдающиеся мыслители современности предвидели и предсказывали неизбежность сдвигов в цивилизационном развитии.

"В последние десятилетия мы стали понимать, писал в 1995 году академик Н. Моисеев, что развитие цивилизации сегодня на переломе. Может быть, мы находимся на пороге новой цивилизации накануне новой цивилизационной революции".

Изменения, происходящие в современном мире, весомы и зримы. Продолжающаяся информационная революция, научно-технический прогресс неизменно расширяют возможности продвижения культуры в самую гущу народной жизни, делают величайшие до-стояния культуры доступными каждому человеку. Современный этап развития открывает перед культурой новые горизонты преобразующего воздействия на жизнь во всех ее проявлениях. Расширяется и инструментарий культуры в ее противодействии любым анти-общественным проявлениям.

Современный этап эволюции человеческой цивилизации открывает перед культурой невиданные возможности. Сегодня становятся все более очевидными неисчерпаемость культуры, неисчерпаемость слова, неисчерпаемость силы убеждения, неисчерпаемость всех видов искусства в их комплексном воздействии на умы и сердца людей. Как научно-техническая революция, неизмеримо расширив возможности технического творчества, создала условия и предпосылки для подлинного индустриального прорыва в производстве, науке, общественно-политической практике, сфере образования, обслуживания, жилищно-бытовой сфере, равно так и культура сегодня, вооруженная новейшими достижениями научно-технического прогресса, осознавшая потребности общественной жизни, связанные с необходимостью усиления духовно-нравственного воздействия на все слои населения, стоит на пороге невиданного рывка в освоении качественно нового инструментария воздействия на сердца и умы людей, приведения разрозненных, стихийных масс к общему знаменателю , единому пониманию неотвратимой неотложности находить пути к духовному Исцеление согласию, социальному равновесию, взаимовыгодному сотрудничеству, творческому взаимодействию в разрешении всех глобальных и региональных проблем, стоящих перед человечеством.

Все это означает, что грядет своего рода духовная революция! Духовная революция вовсе не предполагает навязывание чужой воли, насильственное вторжение в устои народной жизни, искусственное социальное конструирование. Нет здесь и попытки "облагодетельствовать" человечество "сверху" вне зависимости от его воли и желания.

Призыв к духовному обновлению каждый должен обратить прежде всего именно к себе, последовательно осуществлять внутреннюю работу именно над собой. Мы глубоко убеждены : именно здесь ключ к успеху! Только на путях подъема культуры духа, духовно-нравственного преображения каждой отдельной личности, осуществляемого сознательно, добровольно, открываются невиданные горизонты продвижения человечества к единению и согласию по ступеням общественного прогресса.

Поэтому революция духа это самая мирная из революций.

Однако она способна осуществить чудесные преобразования, и прежде всего перестройку сознания, безгранично раздвинуть созидательные возможности человечества, решить весь комплекс задач , стоящих сегодня и перед нашей страной.

Но надо ясно отдавать себе отчет, как непросто будет осуществить все это! Основная задача духовной революции очистить умы и сердца людей от всей мировой скверны , провести своего рода духовную деколонизацию человечества от антиэволюционных наслоений потребительской цивилизации, многослойно отложившихся на всех пластах жизни, вернуть ей первородные гуманистические начала. Чем выше будет уровень культуры, чем активнее и масштабнее будут вплетены ее ценности в повседневную жизнь людей, тем отчетливее и реальнее будут реализовываться в обществе принципы человечности, тем эффективнее будут решаться социально-экономические задачи, стоящие перед обществом.

Сегодня политическое, экономическое, социальное, национальное строительство, не опирающееся на культуру, не учитывающее основополагающих начал и выводов таких ее отраслей, как современная политическая, социальная, правовая, информационная, экологическая, нравственна я культура, рождает хаос, противоборство, ожесточение, ведет к непредсказуемым результатам, зачастую прямо противоположным задуманному.

То, что произошло, к примеру, с понятием "демократия" , убедительное тому подтверждение. Конечно, демократия величайшее достояние человеческой цивилизации. Но сама по себе, однобоко, эгоистически узко развернутая в интересах прежде всего прорвавшегося к власти неправедно сформировавшегося класса новых собственников демократия вырождается в величайший блеф, антинародный инструмент защиты интересов власть имущих. О какой демократии может идти речь в условиях невыносимо несправедливого и все возрастающего социального неравенства, нарастающей социальной ожесточенности? Наиболее дальновидные западные политики уже давно это поняли, уяснили и в спешном порядке принимают действенные меры по корректировке социально-экономической ситуации в своих странах. Наша же элита продолжает упиваться так называемыми демократическими достояниями и никак не собирается двигаться по пути утверждения в обществе нравственных начал, установления социального равновесия. Холодным душем для них звучат слова признанного идеолога западного образа жизни Збигнева Бжезинского, жестко укоряющего апологетов формально демократических реформ: "Поспешное насаждение демократии в отсутствие социально развитого и политически зрелого гражданского общества, скорее всего, послужит целям радикального популизма, рядящегося в одежды законности и потворствующего толпе Демократия для меньшинства без социальной справедливости для большинства была возможна в Исцеление на вручении Ю. Лужков, Государственном Цент эпоху аристократизма, но в век массового политического пробуждения она уже нереальна. Сегодня одно без другого обречено на поражение.

Следовательно, пропаганда демократии должна быть напрямую связана с усилиями, направленными на устранение крайней бедности и постепенное сокращение глобального неравенства" ("НГ", 17.02. 2006 г., стр. 11) (выделено на ми).

Эти отрезвляющие выводы весьма дальновидного идеолога западного образа жизни особенно актуальны для России.

Для нас просто непреложны и неотвратимы целенаправленные, активные государственные меры по искоренению крайней бедности и, конечно же, по повышению политической, социальной, правовой, информационной и нравственной культуры нашей элиты, правящего класса, замкнувшихся на своих эгоистических, узкоклановых интересах и продолжающих демонстрировать свое социальное, политическое, культурное невежество.

И жалкие подачки отечественной культуре в виде широкоразрекламированных популистских, благотворительных актов практически не меняют сложившегося положения и нисколько не восстанавливают вопиющую социальную несправедливость на Российской земле, набухающей непредсказуемыми потрясениями.

Не менее демагогически абстрактно звучат и заявления о свободе, которую наконец-то якобы удалось утвердить в России. Да разве кто отрицает, что свобода также величайшее достояние человеческой цивилизации? Но давайте реально и трезво оценим, а нужна ли свобода более чем трем миллионам бездомных детей, мучительно сложно выживающих сегодня? Или им нужно что-то другое? А какая свобода и от чего нужна 25 миллионам россиян, живущих ниже черты бедности?

А что значит свобода для жителей многих умирающих северных территорий, которыми Россия могла бы прирастать? Действительно, теперь граждане России жители этих северных территорий свободны. Но брошенные на произвол судьбы они зачастую не имеют даже возможности уехать из тех мест, где уже невыносимо выживать! А какая свобода нужна миллионам пенсионеров, перебивающихся с хлеба на воду, замерзающих в своих плохо отапливаемых домах? Кто из них по аналогии с их зарубежными коллегами после многих десятилетий напряженной работы в состоянии свободно поехать за рубеж, посмотреть мир? Каким издевательством и цинизмом Исцеление С В.В. Путины государственной награды в Кремле Г. Боровик, Д. Мацуев, И. Кобзон концертном зале "Россия звучит для них лозунг "Да, вы нуждаетесь, но зато вы теперь свободны"!..

Государству, вместо того чтобы демагогически восславлять преимущества абстрактной свободы, следовало бы более чутко реагировать на вопиющие факты наглого роскошествования в океане обездоленности и нищеты, значительно активнее и устремленнее восстанавливать социальную справедливость. Ведь все это тоже проявления социального невежества, примитивное бескультурье.

Человек, овладевший основами социальной культуры , хорошо понимает, что абстрактные размышления о свободе вне связи с состоянием социальной справедливости общества, материальным благополучием всех его членов это не более чем социальная демагогия. Реалии российской жизни: материальная зависимость, неустроенность, нищета абсолютно несовместимы со свободой. Более того, сегодня совершенно очевидно, что материальная зависимость это самый жесткий авторитарный диктат, авторитарный застенок, который перечеркивает все формально декларированные права и свободы . В этой связи попытки утвердить в качестве высшей ценности России абстрактную свободу это, несомненно, не что иное, как низкопробный, невежественный эгоизм экономически господствующего класса с целью сохранить все как есть и задвинуть подальше в тень вопросы социальной справедливости.

Как изменить сложившуюся ситуацию к лучшему? Каким должен быть рецепт качественных преобразований в обществе? Готовить очередную социальную революцию?

Сознательно к такому выводу вряд ли придет кто-либо из здравомыслящих людей. И дело не только в том, что история учит: революции совершаются романтиками и идеалистами, а их плодами, как правило, пользуются проходимцы, негодяи и авантюристы. Сегодня очевидно, что есть иной, мирный путь путь Культуры.

Россия фактически на него вступила, но вступила, если можно так выразиться, стихийно, не подкрепляя этот выбор достаточными реальными делами по утверждению социальной справедливости во всех сферах жизни как основы социальной культуры. Если ситуацию коренным образом не менять стихийного взрыва с непредсказуемыми последствиями исключать все же нельзя. Чтобы не допустить этого, надо активно и устремленно отстраивать иную духовно-нравственную атмосферу в обществе, утверждать идеалы и ценности Культуры .

Естественно, возникает вопрос: а какова связь между дискредитированной демократией, декларативной свободой и культурой? И есть ли она в жизни? Ответ прост: связь между ними самая что ни на есть непосредственная и прямая. То, что в корыстных, узкокорпоративных целях сотворили в России с демократией и свободой, это вопиющее невежество, замешенное на корпоративном эгоизме, это следствие бескультурья, которое и преодолеваться должно прежде всего средствами культуры .

Ведущая роль в развертывании огромного, поистине неисчерпаемого, невостребованного потенциала культуры должна принадлежать социальному государству.

Государство, не думающее о Культуре духа народа, обречено на самовырождение.

Линия Света есть линия Жизни. Там, где смертность превышает рождение, главной причиной служат не условия, а отсутствие Культуры духа.

Для того чтобы выполнить высокую миссию духовного преображения народа, государство само должно быть подвержено существенным преобразованиям. Оно должно не на словах, не декларативно по Конституции, а реально, на деле стать социальным государством, исповедующим идеалы и ценности Великой Культуры. Растягивать на десятилетия борьбу с бедностью, как это делается сейчас, просто недопустимо. При наличии российских возможностей просто неприлично сохранять в стране такой разрыв между богатством и бедностью, это верх бескультурья.

Уместно здесь напомнить и одну прописную истину: "Чтобы народ накормить, самому необходимо есть меньше". Это не наши слова, это завет правителям мудрого Конфуция.

Разговоры о том, что это якобы нереально, для этого отсутствуют необходимые возможности и ресурсы , мало кого убеждают. Не хватает другого политической воли последовательно и твердо, в высшей степени легитимно и исключительно в опоре на закон восстанавливать социальную справедливость! Конечно, это непросто. Но, к сожалению, у современных федеральных чиновников нет желания, да и умения начинать реально, всерьез решать эту очень емкую задачу. Их личное благополучие и благосостояние для них важнее. Им легче и проще оставить все без изменений.

В то же время расчеты серьезных ученых показывают, что в самой богатой стране мира задача борьбы с бедностью в основном может быть решена достаточно быстро. Да, определенные издержки при культурой жертв трагедии Беслана И. Кобзон и Ч. Айтматов этом неизбежны. Но они ничто по сравнению с величием поставленной и реально достижимой цели. Энтузиазм и историческое творчество народа, вдохновленного реальной, а не мнимой заботой о нем, несомненно, сторицей окупит все издержки и затраты.

7. НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ

Культур а как средство возвышения человеческой нравственности, как инструмент приближения и приобщения человека к Красоте и Знанию поистине неисчерпаема. Именно в этом своем значении Культура предстает как могучий и совершенный, но, к сожалению, практически не освоенный инструмент духовно-нравственного преображения людей. И это не случайно. Уметь воспользоваться возможностями культуры очень, очень непросто.

Это величайшее искусство, доступное немногим. Но потребности переживаемого этапа развития настоятельно диктуют нашему государству, деятелям культуры, всем творческим работника м учиться овладевать этим искусством и по возможности эффективно его применять в высших интересах России. Бесценный духовно-нравственный опыт России в лице ее духовных подвижников, просветителей, писателей, поэтов, педагогов, деятелей науки и искусства дает богатейший материал для овладения созидательным потенциалом культуры.

И опыт Комитета по культуре при подготовке и проведении парламентских слушаний по теме "Культура против терроризма" в полной мере выявил и подтвердил огромный антитеррористический потенциал культуры. Мы постарались копнуть поглубже. К подготовке слушаний было привлечено более 2000 деятелей культуры: ученых, писателей, художников, артистов, культурой педагогов, экологов, журналистов, работников библиотек, музеев, театров, кино, информационных работников и многих других творческих работников. В итоге мы пришли к весьма значимым выводам: 1. Антитеррористический потенциал культуры обширен и многогранен и, к сожалению, практически не используется.

2. Нам не следует мириться со сложившейся ситуацией.

Насущно необходимо принимать конкретные действенные меры по усилению анти-террористического потенциала культуры. На парламентских слушаниях были разработаны соответствующие рекомендации. К сожалению , они не были услышаны. В недавнем указе президента о создании национального антитеррористического центра, а также в Законе "О противодействии терроризму" вновь упор сделан в основном на силовые методы борьбы с терроризмом, а наши предложения практически оставлены без внимания.

Чтобы понять самую суть наших предложений, прокомментируем вкратце формулу, выражающую в концентрированном виде антитеррористический потенциал культуры. "Террористу мы должны желать не поражения, а преображения". "Ненависть может быть побеждена только самоотверженной любовью" . Предстоит понять , что это не просто красивые слова, а целостна я программа конкретных практических действий, объединяемых понятием "антитеррористическая социально-культурная инжинирия".

Удивительно точно и емко выразил этот созидательный потенциал культуры наш современник, замечательный русский поэт Эдуард Балашов: Если сердце свирепо, Чтоб оно отошло, Покажи ему небо, Где и ночью светло По ступеням музыки Устреми в высоту И свирепые лики Окуни в красоту.

Вот "окунуть в красоту" "свирепые лики" и предстоит нашей отечественной культуре, возрождая нравственный образ Руси Святой. Это духовное название нашей Родины отнюдь не относится к прошлому, а устремлено в будущее.

Нам известны отдельные примеры эффективного применения социально-культурной инжинирии. Пришло время начать ее разработку, а затем широкое внедрение в практику. Речь идет о создании современных высокоточных средств социально-культурного влияния, способных реально воздействовать на умы и сердца людей. От мира культурных деклараций мы должны переходить к социально-культурным, толерантным технологиям. Механизмы, технологии антитеррористической социально-культурной инжинирии должны органично вплетаться в действующее антитеррористическое, антикриминальное законодательство и играть все возрастающую роль в практике борьбы не только с экстремизмом и терроризмом, но практически со всеми антиобщественными проявлениями: наркоманией, преступностью, коррупцией, сепаратизмом, местничеством, национализмом и т. п. При этом важно помнить, что и экстремистские силы осознали значение и роль этих технологий и стараются в полной мере воспользоваться новейшими достижениями научно-технического прогресса. Эффективное использование ими, к примеру, Интернета в своих черных целях очевидно.

Поэтому было бы непростительно наивно и крайне опасно оставлять без внимания все эти процессы. Государство должно быть готовым ответить на вызов времени и направлять развитие новых возможностей в русло истинных культурных ценностей.

Преобразующий потенциал культуры касается не только антиобщественных проявлений.

Он поистине универсален и приложим ко всем без исключения сферам деятельности.

Являясь гарантом Будущего, культура есть двигатель политики, и прежде всего политики реформ. Как только будет осознан примат Культуры над всеми другими сферами общественной жизни, пойдут и целесообразные государственные реформы, станут осуществимыми многие благие программы . Хватит унизительно искать на Западе признания; есть своя голова на плечах. Запад смотрит на Россию корыстными глазами и хотел бы видеть в ней прежде всего сырьевой придаток. Но у нашего Отечества другие задачи, в том числе и спасение потребительского мира средствами Культуры . Надо подступаться к решению этой крайне непростой задачи.

В этой связи в своих рекомендациях Комитет по культуре обратился к президенту Российской Федерации рассмотреть вопрос об учреждении Исследовательского центра социально-культурной инжинирии и толерантных технологий. Необходимость такого шага подсказывается имеющимся положительным опытом своевременного реагирования на насущные потребности практики. В период перехода России к рыночным отношениям учреждение Исследовательского центра частного права позволило в сжатые сроки решить целый ряд насущнейших проблем: создать новый Гражданский кодекс Российской Федерации один из лучших в мире; разработать новое поколение национального рыночного законодательства; федеральную программу "Становление и развитие частного права в России", которая в целом успешно реализуется; создать Российскую школу частного права уникальную школу высшего цивилистического мастерства.

Если бы не было этого своевременного разумного шага, то становление рыночной экономики в России происходило бы значительно сложнее и драматичнее.

Сегодня требуются политическая воля и державная решимость, чтобы сделать аналогичный, своевременный и необходимый шаг и в отношении Культуры, в направлении мобилизации ее духовно-творческого потенциала.

Уместно отметить, что отзвуки наших парламентских слушаний докатились и до просвещенного Запада. Там также заговорили об антитеррористическом потенциале культуры, о социальной культурной инжинирии. Конечно, к миру придет осознание высокой значимости этого направления развития, и он энергично начнет осваивать открывающиеся возможности. Сегодня очень важно не упустить время.

Глубокоуважаемый господин Президент!

От имени депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, представляющих в высшем законодательном органе страны нашу отечественную культуру, и широкой общественности, сплотившейся вокруг Комитета Государственной Думы по культуре, выражаем полную поддержку Вашему искреннему стремлению возродить Россию, вернуть ей экономическую мощь, социальную стабильность, державное величие. Разделяем и Вашу глубокую озабоченность той громадой проблем, продолжающих грозно нависать над Россией, тем сохраняющимся разрывом между вызывающим богатством и удручающей бедностью, между Иосиф КОБЗОН правильными, получающими поддержку народа Вашими словами и неадекватными этим словам реальными делами, зачастую полностью выхолащивающими их смысл и содержание.

Конечно, диктуемые жизнью преобразования в России идут. И мы искренне радуемся любой малейшей подвижке в повышении благосостояния народа, упрочении государственности, укреплении законности и правопорядка, формировании гражданского общества, духовного просветления народа. Однако надо признать, что эти насущные преобразования идут мучительно трудно, противоречиво, необъяснимо низкими темпами. Общество продолжает тяжело болеть. А главное средство исцеления и духовно-нравственного оздоровления наша Великая Отечественная Культура используется формально, неэффективно и явно недостаточно.

Каждую весну мы с надеждой ждем Вашего очередного Послания Федеральному собранию Российской Федерации, веря, что найдем там то, что сегодня является главным для страны. И в определенной части наши ожидания сбываются. Послания содержат немало правильных идей, политических установок, направлений экономического и социального развития, отвечающих чаяниям людей.

Но каждый раз мы с глубоким разочарованием отмечаем, что ключевое звено возрождения России, Юрий АГЕШИН ее решающая точка опоры вновь оказывается на обочине государственных интересов, в числе забытых, отодвинутых на задний план второстепенных проблем.

Что мы имеем под этим в виду? Конечно же, нашу отечественную культуру. Ведь именно культура во всем ее многоцветии и многообразии способна предначертать спасительный путь, следуя по которому человечество может постепенно избавляться не только от экстремизма, терроризма, преступности, коррупции, но и от всех других форм своекорыстия, цинизма, бездушного потребительства, всяческих форм расизма, шовинизма, вандализма.

***

Уважаемый господин Президент!

Мы видим, что благотворные преобразования в России набирают силу. Сейчас очень важно, чтобы на передний план созидательной работы государства вышли задачи духовного преображения народа, что достигается прежде всего Культурой. Когда очистительные волны Культуры омоют трудовые будни страны, диктуемые жизнью преобразования приобретут необратимый характер. Это, пожалуй, основная мысль нашего напутствия. Очень надеемся, что Вы вникнете в его содержание и в очередном Вашем Послании Федеральному собранию Российской Федерации Великая Культура России займет наконец достойное место в программе первоочередных мер по дальнейшему возрождению России, восстановлению духовно-нравственного здоровья общества.

Мы надеемся, что и Вы вместе с нами поверите в преобразующую силу Культуры, поймете, что именно через Культуру во всесилии и неисчерпаемости всех ее созидательных возможностей и ресурсов только и возможно продолжение восхождения России к миру, духовному согласию, плодотворному сотрудничеству и благосостоянию всех населяющих ее народов. Так давайте все вместе, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, строить Эру Великой Культуры, где будут главенствовать Красота, Искусство, Наука и Знание, ибо именно России предначертано стать провозвестницей наступления этой великой Эры, способной соединить в единую дружную семью Земли.

Иосиф КОБЗОН , председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по культуре;

Юрий АГЕШИН, координатор общественного экспертного совета при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре



Литературная Газета, Город: Москва
Дата: 15 Марта 2006


Док. 356897
Перв. публик.: 15.03.06
Последн. ред.: 20.08.07
Число обращений: 396

  • Кобзон Иосиф Давыдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``