В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Играл ли Кобзон на скрипке у Махно? Назад
Играл ли Кобзон на скрипке у Махно?
Трижды народный артист откровенно отвечает на все вопросы

Трижды народный артист откровенно отвечает читателям "Трибуны"

Иосиф Давыдович , о ваших мемуарах с исповедальным названием "Как перед Богом" много говорят, хотя большинство читало только опубликованные в газетах отрывки тираж книги 7 тысяч экземпляров.

Никогда в жизни я не писал мемуаров. Эту книгу мне предложил написать журналист Николай Добрюха. Такие предложения бывали и раньше, но я всегда отказывался. Поэтому и Добрюхе сказал, что писать не буду.

А он в ответ: "Вам и не надо писать. Я буду ездить с вами в машине, в поезде, буду задавать вопросы". Он ездил, спрашивал, потом опубликовал.

Верстку, к сожалению, я не читал. Я бы многие вещи не стал печатать. Например, он написал, что моя жена вышла навстречу в стоптанных тапочках и кримпленовом платье. Никогда не было у нее ни того, ни другого. Я ему сказал: "Ты понимаешь, что ты стал врагом номер один в нашем доме?" Кроме того, он в книге о себе очень много пишет. В издательстве предлагают выпустить книгу тиражом 100 тысяч экземпляров, но я отвечаю, что не хочу ничего.

Значит, многие вещи в книге вы не принимаете?

Принимай не принимай, но, как в поговорке, что написано пером, не вырубишь топором.

Или как в том анекдоте, когда еврея не приняли в партию. Он пришел домой, его спрашивают, почему не приняли? "Да на парткоме задали вопрос, играл ли я на скрипке у Махно? Я сказал, что играл". "Ты с ума сошел, когда это было? Ты что, не мог сказать, что не играл?" "Как я мог сказать, что не играл, когда они сами все там были". Как я могу сказать, что я это не писал, когда все это напечатано.

На вас, конечно, обиделись некоторые действующие лица.

Жутко. Но я очень доволен, потому что, если бы это была неправда, они бы возмутились и опротестовали. Жванецкому, например, все, что в книге написано, я сказал и в лицо. Вот он пишет: "Лужок он ничего, если бы не эти Церетельчики вокруг него". Ну что за хамство? Лужков ему все дал и дачу, и землю, и квартиру. Будь корректен хотя бы потому, что ты пользовался всем этим. Или уж тогда не пользуйся.

Кобзон , который прописывал Карцева, Ильченко и Жванецкого в Москве, тоже занимался им.

А теперь Жванецкий пишет: "Ну Кобзон вечно со своими комсомольскими дружками, со своими песнями партийными " Я ему сказал: "Миша, что же, я продал свою совесть? Я люблю комсомол и не скрываю этого. А тебе то кто помог?" Пугачева обиделась и не включила меня в "Песню года". А я с первой "Песни", с 1971 по 2005 год, участвовал во всех заключительных концертах. Ну не включила, и я сказал: "Мне стыдно за страну, которая отдает на откуп этой девушке итоговые передачи". Она за всю жизнь не спела ничего о любви к Родине, я не говорю, что она должна марши петь, но ни одной лирической песни о любви к стране она не исполнила.

А что такое "Песня года"?

Раньше художественный совет выбирал лучшие песни, которые звучали на отечественных радиостанциях, мы включали телевизор и в итоговом концерте видели, кто из исполнителей их спел, кто активно работал, кто есть кто на эстраде. А она занималась вкусовщиной. Ее обидел Буйнов, она его, своего друга, не пригласила, Леву Лещенко, Надю Бабкину не пригласила.

Иосиф Давыдович , как председатель Комитета Госдумы по культуре охарактеризует нынешнее состояние культуры?

Нередко приходится слышать такую фразу: "Наше здравоохранение болеет". Серьезно больна и отечественная культура, и на ее лечение нужны деньги. Но в бюджете на 2006 год на эти цели был заложен самый низкий процент средств. Вместе с тем у работников культуры самая низкая зарплата. К чему это может привести? К потере библиотек, музеев. У нас исчезают памятники архитектуры, истории, культуры. В плачевном состоянии многие провинциальные театры.

И когда я на заседании правительства взывал к разуму, мне безапелляционно заявляли о том, что "мы решили" сначала развивать здравоохранение, образование, сельское хозяйство и строительство. Я говорю: "А где происходят убийства каждый день?" Михаил Танич очень просил меня записать новую песню я отказался. Почему? Там есть такие жуткие слова: "И остается нам одно, как выстрел в темя, вот это красное пятно в программе "Время". Каждый день, включая телевизор, мы все время встречаемся с этим красным пятном и, засыпая, видим эти красные пятна. Кто их порождает? Конечно же, люди с полным отсутствием культуры.

Я повторяю и повторяю: "Дайте денег на культуру". На Дальнем Востоке наши коллеги даже слоган на эту тему сложили: "Только спьяну или сдуру средств жалеют на культуру". Такое впечатление, что она как будто бы отделена от государства.

Однажды одна дама в Госдуме бросила нам упрек: "Что-то вы мало законопроектов выносите на рассмотрение". Это при том, что у нашего Комитета 13 нереализованных проектов. Если хотите, ответил я, мы можем придумать 100, 200 законов. Но зачем?

Какие же наработки вашего Комитета увидели и не увидели свет?

Мы не можем выпустить закон о чести и достоинстве гражданина РФ, закон об авторских и смежных правах, об авторской деятельности, о меценатах и меценатстве. Мы приняли Закон "О русском языке". У нас в работе закон "О гастрольной и концертной деятельности". Отвергнут закон "Об ограничении сексуальной и эротической продукции в средствах массовой информации". Этот закон инициировал Слава Говорухин.

Готовилось второе чтение, а по регламенту, если закон не прошел во втором чтении, то он снимается. В тот день, подъехав к Думе, мы увидели толпу бомжей с синяками в фуфайках. В руках плакаты "Руки прочь от секса!". Наверное, получили по десятке на пиво, и им сказали, чтобы стояли до 10 часов, до начала пленарного заседания. В 10 они давай эти плакаты сворачивать и бежать отработали.

Несмотря ни на что, у меня надежда появилась. После разговора с президентом России обещали увеличить финансирование.

Иосиф Давыдович , вряд ли кто знает эстраду так, как вы. Что о ней, сегодняшней, скажете?

Я, как старожил профессии (47 лет в эстрадном цехе), приветствую конкурсы молодых исполнителей, которые всегда помогали найти истинные таланты.

Но сегодня необходимость в них отпала по той причине, что без эфирного времени соревноваться сейчас нет смысла, а это время стоит очень дорого.

Чтобы выступить в дивертисментном концерте, я думаю, как минимум нужно заплатить тысяч 20 долларов. А если вы рассчитываете на большее время, то и цена соответственно растет. А у кого из молодых исполнителей есть такие деньги? Значит, нужно либо спать с каким-то богатым человеком, либо быть близким родственником и т. д. В провинции много талантливой молодежи, но она ничего не может.

Талантливая молодежь не может прорваться через частокол цинизма и денег.

Вы посмотрите, сейчас любая фирма проводит презентации, каждый день гулянки идут, тратится уйма денег. Отдайте их молодым ребятам. Эта "Фабрика звезд" совершенно позорное, рыночное заведение, где у них проставлены камеры даже в туалетах. Я там бывал два раза, вел мастер-классы. И спрашивал Константина Эрнста: "Для чего вы это делаете? Зачем унижаете молодых людей?" А все эти "Дом", "За стеклом", нагиевские передачи ужас какой-то. Я не ханжа, я очень люблю красивых женщин и все что хотите, но есть какие-то вещи запредельные!

Нельзя же так развращать людей в прямом смысле этого слова!

Да, телезрителю, даже неискушенному, видно, как подобные передачи дебилизируют население. Но еще обиднее, что для юных примитив становится чуть ли не эталоном прекрасного.

При сегодняшней технике любой может записать шлягерную песню. Вам, может, медведь на ухо наступил, но любой режиссер помучается, но выведет и составит песню. Вот и готова фонограмма. И выходит на сцену такого рода исполнительница.

Все у нее есть и написанная для нее песня, и заказанный у популярного модельера наряд, и купленное для нее эфирное время. И в течение года бьет эта песня вам по ушам. Вы настолько привыкаете к ней, что начинаете ее любить.

Вот почему я работаю над законопроектом о фонограмме.

Раньше у нас была тарификационная комиссия, которая определяла, сколько стоит Кобзон , сколько стоит Иванов, Петров, Сидоров. А сейчас сколько хочу, столько и получаю. Сердючка получает 50 тысяч евро за выступление. Не слабо? "ВИА Гра" 75 тысяч.

Каков багаж вашего личного творчества за почти полувековую работу на эстраде?

Я могу претендовать на то, чтобы быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса по многим вещам. Например, по количеству концертов. Я первым начал в Советском Союзе петь по дватри сольных концерта. Восемь десять месяцев в году ездил по той огромной нашей стране. Я неистово всегда работал. Был самым богатым артистом, но работал больше всех, как минимум в пять раз. Я не подсчитывал количество спетых песен. Как алкоголик не считает выпитые рюмки, так я не считал песни.

У меня в фонотеке на тот момент, когда началась беда со страной, находилось порядка полутора тысяч записанных песен. Не все они равноценные.

Но, думаю, что из этих полутора тысяч двумя сотнями я могу гордиться. Еще горжусь тем, что в 1980-х девять раз ездил в Афганистан и выступал перед нашими ребятами.

Как у вас на все хватает времени?

Времени у меня катастрофически не хватает, потому что, к сожалению или к счастью, у меня много ипостасей. Я так испугался, когда в прошлом году была конкретная вероятность уйти из жизни, что не успею ничего сделать И набросился на работу больше, чем до болезни. Я стал и концертировать, и записывать песни Понимаю, что это последнее, что могу сделать.

Я не успеваю, например, пойти в театр и просидеть весь спектакль, не успеваю пойти к друзьям на юбилей и просидеть весь вечер. О новинках литературы узнаю от жены за чашкой вечернего чая.

личное дело

Кобзон Иосиф Давыдович родился 11 сентября 1937 года в г. Часов Яр Донецкой области. Окончил Днепропетровский горный техникум и Государственный музыкально педагогический институт им. Гнесиных. В 1956 1959 гг. служба в рядах Советской Армии. С 1959 года солист Всесоюзного радио и Москонцерта. Трижды народный артист СССР, РСФСР, Украины. Лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола. Председатель Комитета Госдумы РФ по культуре.



Трибуна, Город: Москва
Дата: 24 Марта 2006


Док. 356891
Перв. публик.: 24.03.06
Последн. ред.: 20.08.07
Число обращений: 419

  • Кобзон Иосиф Давыдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``