В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Я сегодня опасаюсь показывать наше кино своим детям Назад
Я сегодня опасаюсь показывать наше кино своим детям

Деловое Поволжье,

27 августа отмечается День российского кино. Своим мнением о том, с чем подошел отечественный кинематограф к очередной годовщине, глава киноконцерна "Мосфильм", режиссер Карен Шахназаров, снявший картины "Мы из джаза", "Курьер", "Зимний вечер в Гаграх", "Сны", "Цареубийца", "Американская дочь" и другие, поделился с корреспондентом "Интерфакса" Ниной Коваленко.

- Карен Георгиевич, вы возглавляете "Мосфильм" уже 8 лет. Что киноконцерн представляет собой сегодня?

- О-о! Это долгий разговор. А если коротко, сегодня на "Мосфильме" снимают, монтируют, озвучивают, словом, работают. Сейчас у нас в работе, по-моему, порядка 130 кинопроектов на разных стадиях готовности, конечно. В целом студия практически загружена полностью.

- В силу своей должности, да и общественной деятельности (является членом правления Союза кинематографистов РФ и членом Общественной палаты России. - Прим. ИФ) вам, наверняка, приходится смотреть массу фильмов. Как вы оцениваете сегодняшний уровень российского кино?

- В принципе современное российское кино, конечно, уступает советскому кино.

- Вы считаете, что уступает?

- Конечно. Я очень просто могу это показать. Вот я пришел на "Мосфильм" в качестве режиссера в середине 1970-х годов. И посмотрите, кто здесь тогда снимал свои фильмы: Тарковский, Бондарчук, Климов, Шепитько, Данелия (тогда совсем еще молодой), Таланкин, Алов и Наумов, Гайдай, Лотяну, Жалакявичюс... Кого-то я, наверное, сейчас не назвал. Но в любом случае с ходу можно вспомнить больше 10 режиссеров экстра-класса, мирового уровня. А помимо них еще не менее 20 хороших, крепких режиссеров. И это только на одном "Мосфильме". Сейчас же во всем российском кино вы не найдете и половины таких профессионалов. Вот и все. Так что творческий уровень, творческий потенциал современного нашего кино очень еще далек от уровня советских времен.

- Так с чем же это связано? Вроде бы и свобода - снимай что хочешь. Да и дети у всех маститых вроде повырастали талантливые...

- Это неоднозначный вопрос. Думаю, что и дети не всегда талантливы в той степени, как их оценивают, да и целый комплекс тут причин. Я лично вижу одну из них в том, что в нашем сегодняшнем обществе до сих пор не выработана какая-то - назову это немодное слово - идеология.
V нас как бы отменили идеологию, а ее нельзя просто отменить, на место одной идеологии тут же встает другая или, еще хуже, никакая, а отсутствие идеологии - тоже идеология, только с явным знаком минус. Ведь что такое идеология - это наличие идеи или идей, мыслей, наконец. То есть у нас как бы отменили идеи, мысли... А тогда о каком искусстве может идти речь? О том, которое без идеи, без мысли? То-то и оно... Отсутствие идей моментально сказывается на всем, в том числе на кино и культуре в целом. Это одна из причин. Вторая - слабая подготовка кадров. V нас большие проблемы с головным кинематографическим ВУЗом - ВГИКом. Очень слабо ВГИК работает...

- Как и все наше образование сегодня.

- Абсолютно правильно. Я встречаюсь с сегодняшними старшеклассниками, выпускниками школ - в целом уровень подготовки слабый. Совершенно даже сравнивать нельзя с тем, что было 20-30 лет назад. В комплексе это все и дает наш уровень кинематографа.
По большому счету у сегодняшнего нашего кино - масса сложнейших проблем. И то, что в последнее время у нас то и дело слышишь победные реляции по поводу кино, у меня вызывает только недоумение - уж больно, на мой взгляд, они не соответствуют действительности.

- Кроме чисто профессиональных, творческих какие еще проблемы стоят, на ваш взгляд, перед сегодняшним российским кино? К примеру, Михаил Швыдкой (глава Роскультуры. - Прим. ИФ) всегда во главу угла ставит и, наверное, небеспричинно, недостаточное финансирование культуры. Вы согласны с ним?

- Я думаю, основная проблема лежит в плоскости нравственности. Касается ли это кино, культуры в целом или такого неприятного частного случая, как нашумевшая кража в Эрмитаже. Проблема денег, она всегда существует, всегда важна, денег всегда не хватает. Но все-таки есть какие-то нравственные нормы. Поэтому я совершенно убежден: главная проблема нашего кино, как, впрочем, и всей культуры в целом, - не в недостатке финансирования, а в недостатке нравственности.

Знаете, я всегда был большим патриотом нашего кино, всегда выступал в его поддержку. Я и сейчас за него, но тем не менее скажу честно, сегодня опасаюсь показывать наше кино своим детям. Я предпочитаю показывать им американское кино. Почему? Да потому хотя бы, что в американском кино не ругаются матом, а в российском с экрана такое несется, что самому стыдно становится, не то что перед детьми. Я не понимаю, не могу понять: зачем, кому это нужно? Наверное, это надо понимать так, что мы вообще и в жизни должны уже все так говорить?

А возьмите картины, предназначенные детям. И здесь ведь опять же приходится об американском кино говорить только в самых положительных тонах: ведь там не только добро действительно побеждает зло, но там все именно так, как и должно быть в кино для детей, понимаете?
Все это тем более обидно, что ведь если оглянуться чуть-чуть назад, именно российское кино, да и вся культура России несли зрителям идеи высочайшей нравственности. А уж что касается литературы и театра - то и образцы самого правильного и чистого русского языка.





http://www.oprf.ru/

Док. 356259
Перв. публик.: 04.09.06
Последн. ред.: 19.08.07
Число обращений: 338

  • Шахназаров Карен Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``