Необходимо решать проблемы социального обеспечения работников здравоохранения.Назад
Необходимо решать проблемы социального обеспечения работников здравоохранения.
Уважаемые коллеги!
Чрезвычайно важно, что на сегодняшнем форуме мы обсуждаем самое главное богатство любого государства - здоровье его граждан. Именно состояние здоровья во многом обусловливает трудовой потенциал человека, его трудоспособность, которые в свою очередь непосредственно влияют на экономику и социальный климат в обществе. Важность и необходимость инициатив Президента Российской Федерации Владимира Путина в области здравоохранения, которые приобрели характер приоритетного национального проекта, невозможно переоценить. В истории нашего здравоохранения еще ни разу на столь высокий уровень не выносились такие конкретные, а главное, столь значимые и весомые предложения, поддержанные соответствующими объемами гарантированного финансирования. Положительные результаты реализации данного проекта ощущает на себе каждый регион.
На примере Башкортостана могу сказать: здесь прежде всего осуществлен комплекс мер по реализации федерального законодательства по разграничению полномочий между различными уровнями власти в этой сфере, в районах ежегодно проводятся выездные заседания Совета по вопросам охраны здоровья с участием руководителей муниципальных образований и высших руководителей Республики.
В области здравоохранения республики реализуется 15 федеральных и республиканских целевых программ, объем финансирования которых, с учетом Федеральной адресной инвестиционной программы, в 2006 году составил около 2 миллиардов рублей.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации национального проекта "Здоровье", уже сегодня дали многое, и эти начинания необходимо продолжить, поскольку требуют решения вопросы социально-экономической защиты самих работников этой отросли и проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения.
Да, предусмотренные в нем приоритеты, придали значительный стимул для привлечения высококвалифицированных специалистов в амбулаторно-поликлиническую службу как наиболее проблемную в плане укомплектованности кадрами и обеспечения качества оказываемых услуг. В рамках реализации национального проекта в 2006 году улучшат свое материальное положение около 25% медперсонала.
Но мне, как профсоюзному лидеру, известны и многочисленные проблемы, которые требуют срочного решения.
Во-первых, необходимо увеличить размеры заработной платы всем категориям работников отрасли;
во-вторых, в кратчайшие сроки разработать рекомендации Российской трехсторонней комиссии по разработке отраслевой системы оплаты труда, которая позволит дифференцировать уровень заработной платы медработников в зависимости от специфики их деятельности.
В последние годы из-за изменений в законодательстве значительно ухудшилась социальная обеспеченность медработников. В первую очередь следует обратить внимание, что внесенные в 2005 году изменения в правовые акты о предоставлении жилищно-коммунальных льгот и гарантий медработникам, работающим на селе - их материальное положение реально ухудшилось.
Следует обратить внимание на ситуацию с льготным пенсионным обеспечением за работу с вредными и опасными условиями труда (так называемые списки No1 и No2). С 1 января 2003 года данная категория работников не может получить льготное пенсионное обеспечение в связи с отсутствием соответствующего закона.
Это проблемы, связанные с работниками здравоохранения, но необходимо взглянуть на вопрос и с другой стороны. Каким хотели бы видеть наши граждане систему здравоохранения? Вопрос это не только важный, но и ключевой при любых преобразованиях в здравоохранении, основу которого составляет взаимодействие на уровне врач-пациент. И если от реформ не выигрывают оба участника этого процесса, то значит мы что-то не так делаем.
Думаю, не встретит возражения тезис о том, что наш народ не хотел бы болеть вообще и быть здоровым. А для этого нужна крупномасштабная работа по укреплению здоровья и профилактике болезней. В этой работе должны быть задействованы не только различные ведомства, а прежде всего, Министерство здравоохранения. Я не оговорился. Я говорю о том министерстве, которого, к сожалению, у нас в настоящее время нет. Хотя в роли инициатора и координатора усилий должно выступать именно оно.
Для решения этих задач необходимо и развитие соответствующего законодательства, которое в равной степени будет защищать врача и пациента и способствовать главному укреплению здоровья россиян.