В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Плигин: `Мне часто снится законопроект` Назад
Владимир Плигин: `Мне часто снится законопроект`
Владимир ПЛИГИН немало лет отдал работе в адвокатуре.
Сейчас он возглавляет Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.
Но, безусловно, предыдущая работа оставила важный след в его биографии. О том, как повлияла на его жизнь профессия адвоката и как добиться успеха в профессии, он рассказал нашей газете.
Хирургическая мечта
- Владимир Николаевич , выбор профессии юриста был для вас случайным или осознанным?
- Как и у каждого, у меня в юности была мечта. И остались нереализованные возможности.
Мне не удалось стать хирургом. Хотя думаю, что это получалось бы у меня хорошо. Я стал юристом. И это был осознанный шаг. Профессия адвоката мне достаточно близка. И на нее было потрачено много времени и сил.
Мне довелось заниматься отраслью права - международным гражданским процессом, определенными аспектами уголовного права - хозяйственными преступлениями, беловоротничковой преступностью, отраслями, которые затрагивали иные публичные "тонкие" аспекты.
- Помогает ли вам в жизни опыт адвокатской деятельности, умение вести дискуссии и побеждать в них? Например, для того, чтобы выстраивать отношения с близкими людьми, женой, детьми?
- Здесь работает традиционная пословица "Сапожник без сапог". Времени на выстраивание отношений внутри семьи нет. И думаю, что ни у кого нет на это времени. Если ты будешь исключительно тонко выстраивать эти отношения, постоянно думать только о необходимости их выстраивать, считай, что у тебя нет семьи. Это правда. Семья предполагает решение каких-то вопросов очень быстро. И, понимая особенности восприятия мира женщинами, я эти вопросы решаю. Слава богу, адвокатский опыт здесь не приходилось задействовать.
Более того, если в семье возникают проблемы, которые требуют юридического решения, я обычно отсылаю жену к коллегам. И она с ними разговаривает на эти темы. Если в семье еще начнут эксплуатировать твои юридические знания, то это будет слишком. У нас в семье сейчас идет серьезный процесс. Старший сын борется за справедливость. Он пытается взыскать небольшое количество денег с одной фирмы. Я ему не помогал в этом. А предложил компенсировать все расходы по этой фирме, потому что он тратит на это слишком много времени. Но он решил добиться справедливости.
И когда он вечером пытается рассказывать, что судебное заседание сорвалось, потому что не явился ответчик или не вовремя послали повестки, слава богу, его останавливает жена. И говорит, что эту тему - не продолжаем.
Процесс - всегда конфликт
- Часто ли вам снился судебный процесс во сне?
- В последнее время мне снится законопроект о мировых судьях. И больше ничего. Но могу сказать точно, что, когда ты ведешь судебный процесс по-настоящему, то думаешь о нем постоянно. Он становится важной частью твоей жизни. Это большое количество людей, интересов, нормативного материала. Это и восприятие данного материала разными участниками процесса - стороной защиты, обвинением.
Без всякого преувеличения ты погружаешься в этот процесс и живешь той заданностью, которую он диктует. Я пришел в Думу на стадии завершения серьезного судебного процесса. И он мне снился постоянно. Но это были даже не сны - просто во сне голова продолжала изобретать фразу или формулу.
- Хотелось бы вам повернуть время назад, чтобы в каком-то случае свое выступление в суде провести по-другому?
- В целом ряде выступлений мне, наверное, хотелось бы уйти от каких-то заявлений, замечаний. Но я никогда не думал о том, чтобы вернуть время назад. Каждый раз, когда я допускал ту или иную ошибку, понимая стоимость этой ошибки для всех участников процесса, я тут же начинал выстраивать схему, которая бы позволила ее перекрыть.
Когда ты имеешь дело с людьми, часто допускаешь эмоциональные ошибки.
Процесс - это всегда конфликт. И зачастую ты допускаешь передержки, которые воспринимаются как слабость либо, наоборот, как проявление неоправданной силы, агрессии. Было несколько ситуаций, когда я делал ошибки, которые потом приходилось месяцами заглаживать. Но это естественно. Это профессия. Цена слова в процессе велика.
Оно говорится не для того, чтобы его произнести. Слово в процессе отражается в протоколах, стенограммах. Ход судебного заседания записывается всеми сторонами - разрешается аудио- и видеозапись. Слова могут быть вырваны из контекста. И на их основе будут строить другую базу доказательств. Если твои слова попадут в протокол, у тебя будет очень мало шансов опровергнуть себя же.
Мне навсегда запомнилась ситуация, когда во время допроса, в том числе мною, генерального директора очень крупного предприятия, армянина, я задал ему вопрос в отношении другого человека.
И он ответил: "Он мой друг". Потом мы очень долго доказывали, что для армянина слово "друг" может использоваться не только в рамках словаря Ожегова, где это подразумевает собой близкую связь между людьми. Этот генеральный директор встретил на свадьбе друга человека, который был представлен ему как друг. И он стал его другом. Но не был другом в буквальном смысле слова, то есть близким человеком. А на этом строилось обвинение о даче взятки. Если бы это был вопрос со стороны прокуратуры, его можно было бы объяснить. А этот вопрос задал адвокат.
И это была серьезная ошибка. Мне приходилось потом долго доказывать, что слово "друг" здесь имеет под собой совершенно другое значение.
Хотя это четко легло в протокол.
Кость в унитазе
- Каким выигранным делом вы гордитесь? И о чем бы с удовольствием рассказывали потомкам?
- Моим первым делом еще в студенческие времена было не уголовное, а гражданское дело. Его можно назвать: "Кость из супа в унитазе". И оно было довольно драматично.
Инженер вылил суп, в котором была кость, в унитаз. Когда он уехал в отпуск, включили горячую воду. Кость застряла в трубах, близких к доступу горячей воды. Там что-то пробило. И в результате квартиры всех жителей дома залило. Этот несчастный человек мог бы расплачиваться всю оставшуюся жизнь за нанесенный ущерб. Я представлял его интересы. Нам удалось, приложив немало усилий, доказать, что половину ответственности за случившееся несла коммунальная служба. Потому что якобы она не вовремя вывесила объявления о включении горячей воды. Хотя, может, она вывесила их и вовремя, но все люди, которых затопило из-за этой несчастной кости, возненавидели коммунальную службу так же, как и человека, интересы которого я представлял. И вина была распределена 50 на 50. Действительно коммунальные службы одлжны вывешивать объявления значительно раньше, чем включается горячая вода, чтобы люди проверили краны. Это было важно. Хорошее дело.
А вообще, я не рассказываю ни о каких делах, которые вел. Не называю имен людей, часть из которых, кстати, уже ушли из жизни. Почему? Каждый раз, когда ты рассказываешь о том или ином процессе, для тебя это дело, а для людей, которые вместе с тобой его прожили, - их жизнь. И достаточно часто довольно трагичная.
Поэтому рассказывать не хочется.
Книга ближе Интернета
- Не хотелось ли вам написать мемуары?
- Может быть, кто-то и будет рассказывать о своих судебных процессах. Но я не считаю нужным этого делать. Более того, я старался расставаться с теми людьми, интересы которых представлял в уголовном процессе. Общение со мной для них в дальнейшем напоминало бы не совсем приятные стороны их жизни. И я не склонен думать, что для них было бы счастьем встречаться со мной и вспоминать эти вещи. Кстати, аналогичная ситуация в профессии врача. Когда тебя спасает врач, тебе это кажется абсолютным счастьем, ты признателен человеку. Но, когда ты с ним потом общаешься, у тебя возникает ощущение внутренней несвободы. Это не очнь приятное ощущение.
- Перечитываете ли вы на досуге юридическую литературу, кодексы? Что предпочитаете читать вообще?
- Юридическую литературу на досуге читать приходится.
Это профессионально значимо и важно для меня. А что касается книг для отдыха, то одна из последних книг, которую я прочитал, была "Дневник московского пАдонка ". Меня эта книга заинтересовала, конечно, не с художественной точки зрения.
Мне были интересны стилистика, язык изложения, психология этого человека. Стараюсь читать как можно больше. Кстати, ряд депутатов феноменально знают литературу. Я здесь пас. Мне не хватает времени. Хотя я читаю одновременно много разных вещей - классических, неклассических, профессиональных. Наше поколение немножко другого типа. Если люди современные больше любят Интернет, то я, к сожалению, не могу воспринимать информацию с экрана. Мне комфортнее читать книгу.
Адвокат - это непросто
- Насколько престижна профессия адвоката сегодня? Часто ли соблюдаются на практике заповеди кодекса адвокатской этики?
- Адвокаты сегодня должны много делать для того, чтобы возродить престижность профессии. К сожалению, все больше распространяются слухи о том, что адвокат - это человек, который решает вопросы в плохом смысле слова и умеет договариваться с участниками процесса.
В профессиональной адвокатской среде есть отторжение к людям, которые только "решают вопросы", а сами ничего из себя не представляют. Эта тенденция будет развиваться. Это и проблема соблюдения кодекса профессиональной этики адвокатов. Адвокатура меняется. Она с огромным пониманием относится к вопросам борьбы с коррупцией. Мне нравится, что молодые ребята, которые выбирают эту профессию, очень часто отказываются от ведения дел, когда им говорят, что надо пойти туда-то и договориться с тем-то.
- Нужно ли кардинально менять закон об адвокатуре, чтобы повысить эффективность института адвокатуры?
- Закон об адвокатуре в России - один из самых либеральных законов в мире.
Внутри закона есть определенные проблемы по уравновешиванию влияния различных процедур, сроков рассмотрения дисциплинарного производства, которые в некоторой степени затянуты. Есть проблемы по деятельности адвокатуры, когда переносятся судебные процессы в связи с неявкой адвокатов. И это огромные временные затраты людей, участвующих в процессе, и государства. Какие-то вещи требуют понимания и дорегулирования. Но никто не ставил вопрос о том, что закон об адвокатуре нужно менять кардинально. В этом нет никакой необходимости. На последнем съезде Федеральной палаты адвокатов России подробно рассматривался вопрос о ряде поправок в закон об адвокатуре, которые были приняты Госдумой в прошлом году в первом чтении. Вокруг этого законопроекта в Думе проводится достаточно большая законодательная работа. В закон предложены поправки, по тексту законопроекта получены заключения Общественной палаты. И хотелось бы через нашу газету отметить, что оснований для беспокойства и чрезмерного возмущения нет. Идет нормальная законодательная работа, которая полностью учитывает интересы такой значимой профессии, как адвокатура.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 22 Июня 2007


Док. 355988
Перв. публик.: 22.06.07
Последн. ред.: 17.08.07
Число обращений: 530

  • Плигин Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``