В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на II Социальном форуме Республики Башкортостан `Национальные социальные проекты и инновационные технологии как фактор устойчивого развития` Назад
Выступление на II Социальном форуме Республики Башкортостан `Национальные социальные проекты и инновационные технологии как фактор устойчивого развития`


Уважаемые участники форума!
Коллеги!

Сегодня было много сказано о том, что такое национальные проекты, каковы их основные задачи и механизмы реализации, проанализированы первые результаты.

Принципиальный курс президента на инвестиции в человека, а значит и в будущее России, понятен и не может вызывать споров. Сомнений нет: национальный проект - эффективный способ мобилизовать и сосредоточить ресурсы страны, всего общества в тандеме с аппаратом власти на решении задач, определяющих настоящее и будущее государства. Он у всех на слуху, обсуждаются его первые практические шаги. Но проекты - это не просто решение назревших проблем в определенных отраслях. Цели намного шире, глобальнее. Как отметил в своем ежегодном послании президент страны Владимир Путин, "...сегодня наши основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан... Проблемы здесь накапливались... даже не годы, а десятилетия. Они крайне чувствительны для людей. Требовалось накопить немало ресурсов и сил, чтобы на них, наконец, сосредоточиться, за них взяться".

Что такое работать над улучшением качества жизни? Это значит - исправлять совершенно непонятную ситуацию, когда в социальном государстве уровень доходов отдельных категорий граждан не дотягивает до прожиточного минимума; улучшать качество предоставляемых населению услуг.

Но социальный эффект президентских инициатив будет во многом зависеть от механизмов реализации, от их продуманности и прозрачности финансовых потоков. Мы прекрасно понимаем, что данный процесс должен находиться в фокусе внимания всего общества в лице его институтов, и в частности, профсоюзов. На это обратил особое внимание Владимир Путин на встрече с профлидерами страны, говоря о контролирующей роли последних в реализации национальных проектов. В свою очередь Председатель ФНПР Михаил Шмаков от имени профсоюзов выступил не только с поддержкой, но и за дальнейшее их улучшение.

На что в первую очередь, по нашему мнению, необходимо сделать акцент, исходя из первых итогов. В системе социальных прав главным является право на нормально оплачиваемый труд, удовлетворяющий интеллектуальные, материальные потребности человека, соответствующий его профессиональным навыкам да к тому же приносящий общественную пользу. Вот стартовая точка, откуда начинаются все остальные права, в том числе гражданские, политические. Но, к сожалению, пока схема реализации нацпроектов выглядит как экстренное тушение локальных пожаров в государствообразующих отраслях и не решает главного вопроса: получат ли работники - причем все - право на достойный труд и его достойную оплату? В этой части претворение в жизнь проектов по принципу "придется компенсировать, раз уж не можем платить нормально", - например, в сфере образования - на наш взгляд, мало повлияет на его качество и доступность, не решит до конца кадровые проблемы и не повысит статус учителя. Во-первых, компенсировать будут не всем, во-вторых, не за каждую работу, а в-третьих, размер компенсации не такой уж и большой. Кроме этого, мы опасаемся, что отбор учителей в ряде мест будет вестись по формальным показателям - чьи ученики лучше сдали ЕГЭ, у кого больше отличников, а это, в свою очередь, спровоцирует новую волну процентомании. На наш взгляд, более эффективен иной подход, который привлекал бы в школу молодых специалистов и поддерживал опытных. Скажем, ввести надбавки за непрерывный стаж работы, что существует у тех же медиков с 70-х годов: до двух лет - 30 процентов, от двух до пяти - 40 процентов, далее - 50. По предварительным подсчетам на эти цели в федеральном масштабе потребуется около 23 миллиардов рублей. Да, сумма большая. Но вводить систему ведь можно поэтапно, например, в течение трех лет.

Насколько важен этот момент, говорят данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения. Так, авторы проекта "Образование" считают важнейшим недостатком несоответствие качества услуг современным требованиям. Учителя же и преподаватели в своем большинстве главную проблему видят в низкой заработной плате и плохой материально-технической базе образовательных учреждений. Да, отрасли нуждаются в инновационных технологиях, в качественном улучшении, но еще раз повторяю: параллельно их нужно делать и привлекательными для работников, особенно для молодых перспективных кадров. Только такой подход обеспечит их приток, заинтересованность в более эффективном труде, в новых технологиях и серьезно повысит их материальное обеспечение.

Это же касается и сферы здравоохранения. Государство существенно повысило зарплаты одной из самых важных и малоукомплектованных категорий медработников первичного звена. Но почему тогда остальная часть осталась без повышения? Разве она менее необходима или работает меньше и хуже? И потом: представьте, какая психологическая обстановка сложилась в трудовых коллективах тех же учителей, врачей. Почему одним вдруг дали, а другим - нет?

Кроме этого, людей волнует, насколько долгосрочны проекты. Не получится ли так, что пройдет два года, закончатся средства и на этом в деле поддержки АПК, бюджетной сферы и вводе доступного и комфортного жилья просто поставят точку?

И, конечно же, необходим контроль за финансовой составляющей, за качеством использования выделенных ресурсов. Открытость - еще один немаловажный фактор успеха идеи. Причем главный контролер - само правительство, перед которым должны отчитываться за каждый потраченный рубль. Наряду с другими гражданским институтами определяющую роль в этом плане играет и Общественная палата России. Во-первых, как федеральный банк социальных инициатив граждан и, во-вторых, как посредник между, что называется, распорядителями кредитов и их непосредственными получателями. В Палате создана специальная комиссия, осуществляющая контроль за нацпроектами, их общественную экспертизу, идет взаимодействие с Государственной Думой в плане юридического регулирования проектов, так как на сегодня, к сожалению, для них не создана серьезная законодательная база. И на это, в первую очередь, необходимо обратить внимание правительству и депутатам. Но основная ее функция - организация взаимодействия федерального центра с регионами по вопросам реализации президентских инициатив.

Коллеги!

Пусть пока проекты вызывают массу вопросов. Но ясно одно: государство стало предпринимать решительные действия для исправления годами копившихся социальных пороков.

И цель сейчас у всех одна - любыми средствами сделать страну действительно социальным, справедливым государством; укрепить его обороноспособность, человеческий и интеллектуальный потенциал; в конце концов, защитить тех, кто обеспечивает конституционные права граждан. На этом пути главное не скатиться в популизм, избежать банального проедания средств и пустых обещаний.

В завершении хочу выразить надежду, что сегодняшний высокий форум позволит вскрыть и открыто озвучить все проблемы в решении обозначенных общегосударственных задач, и, что самое важное, станет площадкой для выработки новых, но уже давно так необходимых реальных практических предложений.



http://www.oprf.ru/

Док. 355964
Перв. публик.: 17.08.06
Последн. ред.: 17.08.07
Число обращений: 273

  • Самирханов Амирхан Миркадамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``