В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Рожнов. Первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи Назад
Олег Рожнов. Первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи


Он считает главным своим делом помогать молодым людям раскрывать свой потенциал.

Российский Союз Молодежи - одна из самых массовых молодежных организаций России, отпраздновал в мае 2005 года свое 15-летие. В РСМ, правопреемнике комсомола, говорят, что Российский Союз Молодежи на 2 недели старше РФ.
В 1990 год у комсомольские организации областей, краев, республик в составе РСФСР образовали ЛКСМ РСФСР - новую, независимую от партий и политических течений организацию. Как ни парадоксально, но в РСФСР до этого времени никогда не было собственного республиканского комсомола: считалось, что его появление может внести раскол в СССР. Новая организация сразу заявила о своей независимости от политических партий и течений. В 1991 году она была переименована в Российский Союз Молодёжи (РСМ).
Организация создавалась в эпоху всеобщей "демократизации" и "декоммунизации" российского общества, когда отмахивались и рушили всё, что было связано с Советским Союзом. Этот период становления до сих пор считается самым сложным в истории РСМ. Но даже тогда было понятно, что нельзя отказываться от всего положительного опыта, накопленного комсомолом. РСМ сохранил от комсомола структуру территориальных организаций, должность первого секретаря, съезды и пленумы, здание Центрального Комитета в Центре Москвы... Но с самого начала была решена задача уйти от идеологии, и поставлена цель, соответствующая времени - помочь молодому человеку найти свое место в жизни, раскрыть свой потенциал, самореализоваться.
"Выросло поколение, для кого комсомол - это просто история. Вот в 90-х годах было явно "отрицательное" отношение ко всему, что связано с комсомолом. Тогда нам приклеивали ярлыки, говорили, что мы связаны с коммунистами. Но мы не с коммунистами, мы - с государством. Многие, конечно, говорят, что ЦК - это так старомодно. Но ведь если я буду называться топ-менеджером, а не Первым секретарём ЦК, разве от этого что-нибудь изменится?" - говорит Председатель РСМ, Первый секретарь ЦК РСМ Олег Рожнов.
И хотя профессиональный путь нынешнего лидера РСМ корнями уходит в комсомол, биография лидера РСМ Олега Рожнова вполне соответствует духу нового времени. Счастливое детство советского ребёнка в городе Ярославле, активное участие во всевозможных секциях - от футбола до восточных единоборств, служба в пограничных войсках, комсомольская юность, карьерный путь от преподавателя вуза, биржевого брокера, капитана налоговой полиции до Первого секретаря ЦК РСМ (избран в 2002 году) и члена Общественной палаты РФ (избран 2005 году).
"Все мои предки жили в Ярославской области, и только бабушка переехала из деревни в город. Испокон веков у нас были многодетные семьи, но из восьми детей у моей бабушки выжили только четверо, самый младший из них - мой отец..."
Олег рано научился читать, читал много. Книги дали и первые яркие впечатления, и привили интерес к истории. Особенно нравились рассказы о подвигах героев Великой Отечественной войны.
"Сейчас часто спрашивают, что такое патриотизм, как его воспитывать в молодежи. Я помню, когда учился в начальных классах, было очень популярно фигурное катание. Может, тогда я и не знал, что значит слово "патриотизм". Но когда вся страна смотрела по телевизору, как Роднина и Зайцев получают золотые медали, поднимается наш флаг, звучит наш гимн и по щекам у Родниной текут слёзы... В этот момент я, ребёнок, со всей страной испытывал гордость за свою Родину, за тех, кто так высоко поднимает её авторитет. Это и есть патриотизм, именно так у ребенка рождается любовь к своей стране и желание ей служить. Я знал поименно всех наших хоккеистов, болел за ЦСК, потому что они выигрывали, и это было всегда приятно. На меня сильное впечатление производил и тот дух единства советского народа, с которым все вместе сражались против фашизма".
Несмотря на то, что Валентина Терешкова родом из Ярославля и профессия космонавта была популярной среди ярославских мальчишек, Олег в 1984 году поступил на исторический факультет Ярославского Государственного педагогического института (ЯГПИ). Но после первого курса, по заведенному в те годы порядку, был призван в армию, попал в погранвойска, сначала служил на границе с Афганистаном, но основную часть службы провёл на заставе у границы с Ираном, в пустыне Каракумы.
"Служба в армии значительно повлияла на меня, как и должна влиять на молодых людей. Такой интересный момент: если до армии я получал "4" и "5" в институте, то после службы в армии за все 4 года в вузе, а потом и в Дипакадемии МИДа я не получил ни одной "4". Как-то стал собранней, ответственней, серьезней. И дело не в том, что кто-то меня воспитывал, просто сама служба в армии делает человека другим. Иногда анализируешь, ну закончил бы я на 2 года раньше вуз, раньше бы женился, участвовал бы в модных течениях, но я никогда не пожалел о том, что провел эти годы на заставе, отдал их военному служению Отечеству. Много было и трудностей, и комических ситуаций. Пограничные войска - это особые войска. В коллективе из 30 человек, отделенных от больших городов пустыней, рождаются особые отношения. И если говорить о сегодняшнем дне, конечно, не хочется, чтобы ребята попадали в части, где дедовщина, бестолковые офицеры, но ребята должны служить, даже не зависимо, есть высшее образование или нет. То, что в войсковой части я был секретарём комсомольской организации, произошло само собой. Нужно было как-то организовывать досуг солдат. Мы играли в волейбол, делали рулетку из подшипников и проводили модные тогда игры "Что? Где? Когда?" - это просто было необходимо и интересно. Увольнительных у нас не было: до ближайшего города далеко, а по пустыне в 60-градусную жару сам не захочешь. А мы бегали в противогазах. Причём, так как мы считались получающими высшее образование, сержантов нам для воспитания старались поставить из деревень. У них всё было с особым цинизмом, мол, умными себя считаете, а вот сейчас ползать будете по пустыне. Это было, с одной стороны, смешно, а с другой - дико. Но офицеры предпочитали именно такой подход: солдаты должны быть замучены, стойко переносить все тяготы. У нас на заставе служили в равном количестве русские, белорусы и украинцы. И мы жили одной семьёй, на каком-то шуточном уровне подкалывали друг друга, но друг за друга мы были горой. Сейчас всё это, тех людей вспоминаешь с ностальгией".
В институте будущий лидер общероссийской молодежной организации прошел все ступени комсомольской карьеры и закончил деятельность в вузе секретарем комитета комсомола ЯГПИ. Две трети студенческих лет была отдана отнюдь не учёбе, при этом студенту-активисту удавалось сдавать экзамены досрочно и даже "автоматом", экономя время на всё остальное. А всего остального было много: КВН, Студвесна..., в общем-то, всё то, чем сейчас занимается Российский Союз Молодежи как правопреемник комсомола.
После окончания института Олег Рожнов остался работать преподавателем на кафедре политической истории родного вуза.
"Преподавание в институте я вспоминаю с радостью. Это мне действительно доставляло удовольствие, было интересно. У меня были прекрасные отношения со студентами. И я бы, наверное, так и работал преподавателем, если бы в нашем государстве этот труд оплачивался достойно. А так приходилось подрабатывать, заниматься другими делами. Было много смешных ситуаций на экзаменах, я только что сам окончил институт и знал, кто и как списывает, можно было по глазам определить, что человек скатывает. Да и списывать в начале 90-х было не с чего. По истории была только толстая-толстая книга истории КПСС и новые статьи в толстых журналах, которые, естественно, студенты, особенно вечерники и заочники, не читали. А хрестоматийная "История КПСС" в то время уже не соответствовала тому, что мы преподавали".
После года работы преподавателем на полставки надо было выбирать: или работать на полную ставку, или уходить из вуза. Олег Рожнов выбрал последнее. Выбирать: расставаться с комсомолом или нет - не пришлось. Этот выбор сделала страна: в 1991 году ВЛКСМ прекратил своё существование.
"Принято говорить, что комсомол запудривал мозги молодежи, но ничего такого не было, и сейчас многие это уже понимают. В нормальных комсомольских организациях на районном, скажем, уровне никакого идеологического долбизма не было. Была работа с молодежью, организация досуга, спорт, занятость. Могли случаться какие-то ЧП районного масштаба, так они и сейчас происходят во многих организациях, и делать из одного тиражированный пример не стоит. В комсомоле, который объединял такую массу людей, был какой-то процент идеологических маньяков. Больше того, комсомол не насаждался на вузовском уровне, мы сами реально избирали руководителей нашей организации, Я помню, нам не нравилась власть на факультете, и мы устроили переворот в комсомольской ячейке, выбрали нового секретаря.
В учебных заведениях не стоял вопрос, что нужно насаждать идеологию, читать и конспектировать статьи Ленина. В вузе комсомол просто занимался общественной активность молодежи. Профком брал на себя социальную сторону, комсомол - проведение мероприятий, творчество, занятость, организацию досуга. И сейчас студентам этого не хватает. Тогда был и сейчас остается актуальным для молодежи вопрос, где развивать свои деловые качества. Ну прослушал курс, сдал экзамены, получил красный диплом, и что дальше с ним делать. Однажды пожаловался мне один банкир: "Пришли ко мне на работу два краснодипломника, а им ничего нельзя поручить, - они же ничего не умеют!" С теми, кто проходил через комсомол, через мероприятия РСМ или других общественных организаций, таких проблем не возникает. Когда ребята самостоятельно принимают какие-то решения, участвуют в управлении своего вуза - это и есть реальное студенческое самоуправление. И сейчас РСМ ставим своей очередной задачей сделать новый шаг в развитии студенческого самоуправления. Потому что студенчество - это авангард молодежи, это всем понятно. И от того, какое студенты получат образование, и более того, какой они опыт получат за время обучения, зависит то, кем они станут, как будут управлять страной".
После ухода из вуза был период работы в коммерческом секторе. Но участие в различных бизнес-проектах, коммерческих предприятиях в условиях хаоса и беспредела начала 90-х оставил только негативные воспоминания.
"Этот период, когда всё разваливали, когда возобладали горлопанские настроения, бросили молодежь на произвол судьбы, хаяли комсомол и всё, что с ним было связано, царила вакханалия во всех сферах жизни, убийства, разборки, чернуха на ТВ, начали менять таблички с названиями улиц, памятники рушить, оставил наиболее неприятные воспоминания. Памятник по определению призван хранить память. Если уж в нашей истории были эти 70 лет жизни СССР, причём, не все годы были плохие, страна была великая, почему о них надо забывать. Для многих в нашей стране этот период стал самым негативный, потому что большинство россиян являются государственниками, в широком понимании этого слова, ратуют за процветающее государство, и смотреть на такой бардак в своей стране было тяжело".
В 1993 году посоветовали пойти на службу в налоговую полицию. Вообще, туда брали людей из армии, милиции или ФСБ, а не из "народного хозяйства". Документы Рожнова изучали 3 месяца. Но в результате взяли в службу безопасности и борьбы с коррупцией (это такая внутренняя контрразветка, созданная для борьбы с коррупцией и за чистоту рядов). Потом были курсы по линии службы внешней разведки, 2 года учебы в Дипакадемии МИДа (предполагалось, что затем, работая на дипломатической службе, можно будет отслеживать интересы налоговой полиции).
"Интересная была служба, я проработал там 3 года. Но уже к 95-му году стало понятно, что налоговая полиция не особо кому в стране нужна, она стала браться за серьезные финансовые потоки, а серьезные потоки в то время управлялись серьезными людьми. И поэтому получалось, что этот налоговый контроль никому не был нужен. А держать службу, чтобы только проверять коммерческие палатки, не имело смысла".
Учась в Дипакадемии капитан налоговой полиции Рожнов продолжал участвовать в программах РСМ как правопреемника комсомола, ездил в международный молодежный лагерь "Бе-La-Русь", на дни молодежи, на которые съезжались и бывшие комсомольцы, и совсем молодые ребята. Для многих выходцев из комсомола участие в этих мероприятиях и сейчас остается своеобразной отдушиной, возможностью ненадолго оторваться от кабинетной жизни, потянуть канат вместе со студентами, поиграть в футбол, зарядиться энергией. В этот период ему было предложено заниматься развитием общеевропейской молодёжной системы скидок "EURO<26" в России.
"Тогда не было понятно, насколько эта программа приживётся, и мы вдвоем с товарищем на волонтерских началах стали заниматься развитием "EURO<26" в ЦК РСМ. Было действительно интересно. Проработав 3 месяца, я получил предложение поработать в аппарате ЦК РСМ, в последствии, если всё будет складывать, избираться секретарём. И закончив Дипакадемию, я закончил и службу в налоговой полиции, причём это было сделано сознательно, я ни с кем не ругался, хотя многие тогда уходили с обидой или разочарованием. Но я до сих пор всем благодарен: такого опыта оперативной работы я нигде бы не получил".
В аппарате ЦК РСМ Олег Рожнов прошел все ступени: руководитель программы, затем старший руководитель программ, секретарь, в 2002 года избран Первым секретарём, а сейчас совмещает эту должность с должностью Председателя РСМ.
За 15 лет у РСМ менялись программы: в какой-то период больше уделялось внимания творчеству, потом появились программы социальной поддержки, такие как "Молодежная карта EURO<26". Сейчас другие задачи: занятость, развитие студенческого самоуправления.

http://www.oprf.ru/

Док. 355708
Перв. публик.: 15.02.06
Последн. ред.: 17.08.07
Число обращений: 456

  • Рожнов Олег Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``