В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Свобода должна быть нравственной Назад
Свобода должна быть нравственной

Какие ценности сталкивают современные цивилизации? Будет ли по-прежнему цивилизация "ужасным растением, питающим свой рост и цветение слезами и кровью", по выражению Артуро Графа? Или человечество прислушается к Достоевскому, писавшему: "Да будут прокляты интересы цивилизации... если для сохранения ее необходимо сдирать кожу с людей". Об этих вопросах, поставленных XXI веком, мы говорим с Сергеем Васильевичем Ряховским, епископом, главой Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), членом Общественной палаты, членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

- Зачем Вы, будучи известным священнослужителем, занялись политикой? Разве Ваш удел это политические баталии, а не забота о душе и молитва Богу?

- В Священном Писании сказано "Если ты спасен - спасай других". Формы донесения духовных ценностей различны. Апостол Павел, когда был осужден, потребовал суда Кесаря. Зачем ему, проповеднику любви и смирения, автору знаменитой фразы "Когда я немощен, тогда я силен", отстаивать права Римского гражданина? Для того чтобы говорить на протяжении всего своего пути многим и многим, знатным и простым людям о Христе, а в Риме свидетельствовать о своей вере Кесарю.

Как бы мы, люди веры, не удалялись от политики, нам приходится ей заниматься, так как в противном случае политика сама займется нами. У нас есть обязательства перед своей страной и как у граждан, и как у христиан. Церковь отделена от государства, но люди церкви являются гражданами государства и не могут быть отделены от него.

- Почему Вы выбрали именно Общественную палату?

- Не я выбрал Общественную палату, а Президент России пригласил меня войти в ее состав. Я принял приглашение. Общественная палата это не политический орган, это совместная попытка политической власти и действующих институтов гражданского общества возродить Россию. Мы пытаемся помочь сформироваться и утвердиться различным институтам гражданского общества, и начать реально контролировать власть и влиять на политику государства. Пусть власть не будет в обиде, если мы иногда или даже часто будем говорить нелицеприятные вещи.

Но как христианин я знаю, что "нет власти не от Бога". Сказано: "Царя чтите, Бога бойтесь, братство любите". Но чтить не означает льстить. Страшно, когда мы не говорим правды! Грань между общественной и политической деятельностью очень размыта. Обязательным требованиям к членам Общественной палаты является беспартийность, мы удалены от политики, чтобы говорить политикам.

- Много шума наделал процесс о карикатурах на пророка Мухаммеда. Из-за безобидных, по сути, вещей произошел скандал мирового уровня. Люди разных религий и культур будто говорят на разных языках и не могут понять друг друга. Как строить диалог цивилизациям?

- Это ключевой вопрос XXI века. Но речь идет даже не о столкновении цивилизаций, культур и религий, а скорее о столкновении нравственных ценностей и политических интересов. Каждый считает свою этику более нравственной.

Насколько нравственно журналистам публиковать подобные карикатуры? Если это оскорбило религиозные чувства верующих, то безнравственно. Oтвет очевиден. Это совсем не безобидные вещи. Я полагаю, что мусульман в мире сегодня намеренно провоцируют, поднимая их глубинные религиозные чувства. В христианской церкви в поисках ответа мы обращаемся к своему посреднику с Богом - Иисусу Христу. Он учил любить ненавидящих, благословлять проклинающих и молиться за гонителей. Вот наш конструктивный ответ разжигателям розни. Подобные ситуации надо решать только в форме диалога, переговоров.


Схожий прецедент был в России - выставка "Осторожно религия" в Сахаровском центре. Я был одним из тех, кто выступил резко против нее, но в рамках этических норм и закона. В представленных в экспозиции работах оскорблялась сама суть веры, основа религиозных чувств. С моей стороны это была не некая религиозно-политическая игра, а исключительно сердечный порыв. Но меня оскорбила не только выставка, а и действия тех, кто ее разгромил. Господь призвал нас к миру. И законодательство России сегодня позволяет наш мир в обоих значениях этого слова отстаивать правовыми методами.

У России есть уникальный опыт, у нас много этносов, народностей и конфессий - и это величайшее богатство нашей страны.

- В Европе протестантские священники были инициаторами освящения однополых браков. Поддержите ли Вы в России традиции западных братьев по церкви?



- Священники, возглавляющие колонны гей-парадов и венчающие гомосексуальные пары, не могут быть нам братьями! Мы чтим Священное писание, где ясно сказано, что мужеложство - грех, за который во дни Ветхого Завета побивали камнями. Когда Минюст несколько лет назад обратился нам за заключением, я высказал свое четкое мнение на этот счет. После этого в к докладе ПАСЕ меня назвали одним из главных гомофобов России! Но я не стыжусь своих взглядов ни перед кем, я просто называю грех грехом. Бог сотворил первую размножайтесь". Он не создал Адама семью - Адама и Еву и сказал им: "плодитесь и и Степана. Абсолютное большинство наших священнослужителей - епископов, пастырей, дьяконов - женаты, имеют семьи, в основном, многодетные.

К тому же, в России существует острейшая проблема в сфере демографии. Несмотря на 16 лет свободы и победные реляции о "всеобщей религиозности", мало тех людей, кто открыто говорит о своей вере, и еще меньше тех, кто по своей вере живет. Много говорим о демографии, но мало, кто своим примером ее поддерживает. Мне не стыдно - у меня шесть детей и трое внуков, и моему отцу не стыдно - у него 10 детей.

- А разве право на эвтаназию не есть проявление высоты развития гражданского общества?



- Жизнь дается человеку Богом с момента зачатия, и только Он вправе забрать ее. Когда человек страдает, мы не знаем, почему это происходит с ним. Как правило, сильные мучения посылаются как испытание либо как наказание. Никто не вправе отнимать жизнь ни у себя, ни у другого, ибо сказано "не убей". Если протесты религиозных фундаменталистов, дошедших до погромов, экономических санкций и жертв - это крайности нетерпимости, то эвтаназия - крайность "человеколюбия", доведенная до абсурда, до убийства... Любая свобода должна быть нравственной. Безнравственная свобода и крайность религиозной непримиримости, доводящие до страшного греха убийства, не нужны человечеству.

- По Вашей логике женщине нельзя делать аборт?


- Если женщина совершает аборт, то она совершает преступление перед страшный грех. Россия Богом и перед нерожденным ребенком. Аборт - это убийство и стоит на втором месте в Европе по числу совершаемых абортов. Из-за абортов Россия в условиях демографического кризиса теряет ежегодно от двух до шести миллионов детей! Нельзя кидаться миллионами жизней детей. В этом виноваты даже больше мужики, не пожелавшие взять на себя ответственность отцовства. И государство, в котором до сих пор цена человеческой жизни низка.

- Это не противоречит признанным во всем цивилизованном мире ценностям гражданского общества?


- Основные положения Всеобщей декларации прав человека мы поддерживаем и выступаем за их укрепление. Но не только права человека должны быть неприкосновенны, но и нравственные устои. Меня удивляют заявления о том, что нравственность и мораль - вещи относительные. То есть права и свободы личности это вещи незыблемые, за них надо бороться и отстаивать, а нравственность нет?

Грех не должен навязываться человеку, насилие не должно пропагандироваться. Мы не призываем сажать в тюрьмы гомосексуалистов или женщин, сделавших аборт. Мы призываем лишь ограничить навязчивую пропаганду подобных идей. Грех не должен предлагаться молодежи как некий обязательный жизненный опыт или пример для подражания. В обществе должно быть неприлично жить безнравственно.




http://www.oprf.ru/

Док. 355696
Перв. публик.: 17.05.07
Последн. ред.: 17.08.07
Число обращений: 270

  • Ряховский Сергей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``