В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константин Косачев: Партнёрство во имя мира Назад
Константин Косачев: Партнёрство во имя мира
В день завершения весенней сессии парламента председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачёв дал интервью "Парламентской газете".
- Константин Иосифович, как вы оцените успехи России в области европейского диалога и сотрудничества?
- Весенняя сессия для нашего комитета, как всегда, была очень содержательной и напряженной: мы ратифицировали 16 международных соглашений. Я думаю, многие россияне уже почувствовали разницу при оформлении визы для въезда в страны Шенгенской зоны. Теперь есть возможность получать визы не однократно, а многократно для многих категорий граждан, которые выезжают за рубеж в страны Шенгенской группы с профессиональными целями (ученые, преподаватели, работники культуры и науки, студенты, спортсмены, бизнесмены - фактически все категории, кроме туристов). Считаю, что это совершенно реальный успех в наших отношениях с Европейским союзом. И это только начало, поскольку есть провозглашенная Президентом очень амбициозная задача перехода в перспективе на безвизовые отношения с государствами ЕС.
Второй очень важный документ, который ратифицировала Государственная Дума и который привлек внимание общественности, вызвал дискуссии - это присоединение России к так называемому соглашению о статусе сил между государствами - членами НАТО и государствами - участниками программы "Партнерство во имя мира".
Противники этой ратификации говорили: принимая такое решение, Россия чуть ли не автоматически открывает свои двери для вооруженных сил НАТО, которые уже без спроса будут заходить на российскую территорию и делать здесь все, что придет в голову. Это не просто поверхностное, но и откровенно некорректное толкование данного соглашения. Я его оставлю на совести критиков, дающих такую трактовку. На самом деле в порядке согласования соответствующих мероприятий с участием Вооруженных сил России и государств - членов НАТО не меняется ничего. Любое мероприятие и в дальнейшем должно будет утверждаться в индивидуальном порядке в зависимости от его уровня: либо указом Президента, либо постановлением Правительства, либо приказом министра обороны. В каждом конкретном случае у нас есть такие же права, как и ранее, - не соглашаться на тот формат сотрудничества, который нам будут предлагать партнеры.
Данное соглашение создает правовую основу для сотрудничества в тех случаях, где стороны согласились на то или иное мероприятие. Соглашение достаточно техническое, оно регулирует такие вопросы, как язык, который будет использоваться в рамках учений, номерные знаки, которые должны быть установлены на машинах, используемых в рамках учений, порядок взимания либо освобождения от таможенных платежей на технику, включая офисное оборудование, ввозимое на территорию того или иного государства в рамках соответствующих мероприятий, и так далее. Тем самым мы существенным образом облегчили наше взаимодействие со странами НАТО в критических ситуациях, когда просто нет времени на согласование тех или иных вопросов. Речь идет, скажем, о спасении человеческих жизней (известная история с российским батискафом, который на Тихом океане попал в тяжелую ситуацию, хорошо, что вовремя помогли британские спасатели). Могут возникать техногенные катастрофы, аварии на атомных станциях, на гидротехнических сооружениях (прорыв плотины), лесные пожары, масса ситуаций, где требуется оперативное подключение дополнительных ресурсов, которых в этот момент может не быть у Российской Федерации. И я убежден, что этим соглашением мы, возможно, спасаем в будущем многие и многие человеческие жизни.
Государственная Дума ратифицировала еще два очень важных документа. Один из них - это Конвенция ООН о маркировке пластических взрывчатых веществ. Она предусматривает обязательную маркировку этой взрывчатки государством-производителем. Зачем? Чтобы если потом она, не дай бог, будет использована в террористическом акте, можно было бы по маркировке установить не только страну, но даже предприятие-изготовителя. Я напомню: когда в августе 2004 года были взорваны два российских авиалайнера, применялась именно такая пластическая взрывчатка, и тогда отсутствие маркировки существенным образом затруднило следствие. Важно отметить, что данная конвенция является последней из 12, так называемых секторальных антитеррористических конвенций ООН, которые Россия подписала. Мы полностью, в отличие от многих наших партнеров по антитеррористическому сотрудничеству, выполняем свои обязательства перед международным сообществом по присоединению к многосторонним антитеррористическим конвенциям. Это крайне важное событие в плане борьбы с международным терроризмом.
Вторая конвенция, ратифицированная в последний день, - это Конвенция Совета Европы о передаче на родину осужденных лиц, отбывающих наказание в другой стране. Это важный документ имеет совершенно конкретное прикладное значение. Я могу привести пример: буквально на днях мы вспоминали пятую годовщину чудовищной трагедии над Боденским озером в Швейцарии, где столкнулись два авиалайнера. В результате ошибки авиадиспетчера погибли 90 человек, в том числе более 70 детей. Эта катастрофа привела к другой трагедии: гражданин России, у которого на борту самолета погибла вся семья, убил швейцарского авиадиспетчера. Это действительно преступление, но все его обстоятельства понятны. Гражданин России Калоев сейчас отбывает наказание по решению швейцарского суда в швейцарской тюрьме. Ратифицируя эту конвенцию, мы получаем правовые основания для того, чтобы ставить перед швейцарскими властями вопрос о переводе Калоева из швейцарской тюрьмы в российскую.
- Константин Иосифович, каковы итоги работы Парламентской ассамблеи Совета Европы? Не секрет, что в этой международной организации к России проявляется особый интерес и часто звучат нелицеприятные оценки в наш адрес.
- Да, недавно прошла летняя сессия ПАСЕ в Страсбурге. Я думаю, что одной из причин ее созидательной и конструктивной работы стало действительно успешное председательство России в Комитете министров Совета Европы. В рамках сессии очень много внимания уделялось вопросам межкультурного, межконфессионального диалога - это одна из российских идей в рамках нашего председательства, которая сегодня реализуется на ассамблее.
К другим важным темам я бы отнес обсуждение доклада по секретным тюрьмам ЦРУ в Европе. Удалось внести в эту загадочную ситуацию значительно большую ясность. Появились как минимум две страны - Польша и Румыния, которые сейчас уже впрямую обвиняются Советом Европы в причастности к такого рода незаконной деятельности, нарушающей принципы и устои Совета Европы, нарушающей права человека.
Я бы отметил серьезный доклад своего коллеги по Совету Федерации Михаила Маргелова по проблеме распространения антисемитизма в современной Европе. Главный вывод доклада заключается в том, что это - позорное явление, которое, к сожалению, присутствует в той или иной степени во всех европейских странах и поэтому нуждается в дополнительном внимании, обсуждении, дополнительной реакции.
Было очень интересное обсуждение деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии при участии главы этой инстанции Карлы Дель Понте. Приятно было видеть, что традиционные обвинения в адрес Сербии, которые мы постоянно слышим, обвинения в отсутствии желания сотрудничать с трибуналом сейчас очевидно приглушены. Это сотрудничество идет, есть какие-то несовпадения позиций, но в общем и целом Сербия демонстрирует готовность сотрудничать с международным сообществом. При всех наших критических позициях по отношению к трибуналу как к международной инстанции мы понимаем, что в определенных случаях его деятельность действительно востребована и наказание несут лица, которые действительно замешаны в очень серьезных преступлениях против человечности.
Не удалась попытка наших недругов в ассамблее организовать антироссийские дебаты по кибератакам хакеров на эстонские сайты в период обострения отношений между Россией и Эстонией из-за сноса памятника Советскому воину-освободителю. Дискуссия была достаточно сбалансированной, ни у кого не нашлось доказательств, что Россия на государственном уровне могла быть причастна к кибератакам.
Могу спрогнозировать, что по мере приближения парламентских и президентских выборов в России характер обсуждения российской темы в ПАСЕ вновь будет меняться в сторону обострения. Думаю, что и на осенней сессии появятся дополнительные инициативы, призывающие поставить под сомнение демократический характер выборов в Российской Федерации, уделить этому особое внимание. Мы уже видим такие попытки сейчас, но это, что называется, законы жанра.
- Удастся ли вам отдохнуть, планируете ли отпуск?
- Нет, на данном этапе я отпуск не планирую. Начинается избирательная кампания. Пусть она еще не объявлена официально, но интенсивность работы в избирательных округах возрастает. Скорее всего, буду работать попеременно и в Москве, и в своем избирательном округе - Чувашской Республике. В конце июня, возможно, мне удастся пригласить в свой избирательный округ, в Чебоксары, председателя ПАСЕ господина Рене ван дер Линдена. Он дал принципиальное согласие на это.Хотелось бы, чтобы он мог посмотреть на примере субъекта Российской Федерации, как функционируют демократические институты в нашей стране, как выглядит ситуация со свободой прессы, с многопартийностью, с подготовкой к выборам. У него будет возможность встретиться с неправительственными организациями, выступить перед региональными парламентариями. Но мы постараемся показать господину ван дер Линде ну и нашу родную землю, жизнь простых людей, народные традиции и обычаи. И, разумеется, нашу Волгу - символ России.
Фаляхова Вера, Грязева Мария
Парламентская газета,
10.07.2007

Док. 355648
Перв. публик.: 10.07.07
Последн. ред.: 17.08.07
Число обращений: 521

  • Косачев Константин Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``