В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской федерации Назад
Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской федерации



Уважаемый Сергей Семенович, уважаемые коллеги!

То, что российские религиозные организации вносят заметный вклад в благотворительность и решение актуальных социальный проблем, в том числе, поддержку людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, я думаю сегодня не будет оспаривать никто. Уверен, что не будет преувеличением и утверждение, что заметная роль в этом процессе сегодня принадлежит протестантским церквям и тем общественным объединениям, которые действуют в партнерстве с ними.

В социально значимых программах и проектах, реализуемых нашими церквями по всей России, постоянно принимают участие более 360 тысяч волонтеров.

По самым скромным подсчетам, только с начала 2006 года нашими объединениями в сферу социальной поддержки вложены собственные средства на сумму порядка

R5 миллиардов 400 миллионов рублей.
Одна из крупных Московских протестантских общин в течении этого года через программу "Золотые звезды" смогла оказать благотворительную помощь, внимание и заботу 24 тысячам пожилым людям и ветеранам в Москве.

В виде эксперимента нами в Удмуртской республике в сентябре 2004 года была открыта социальная стоматологическая поликлиника. Эксперимент оказался удачным. На сегодняшний день в городе Ижевск социальные полисы и право обслуживаться в ней на льготной основе получили порядка 40 тысяч человек. Из них 14.710 человек уже получили качественное лечение. Более 60% пациентов - пожилые люди и пенсионеры. Это также, своего рода, вклад протестантов в реализацию национального проекта "Здоровье".

Несколько лет назад протестантскими церквями был поддержан почин по сдаче крови в медицинские учреждения, сегодня это получило распространение практически по всей России. Крупные общины, например "Церковь Божия" в городе Ярославле которую возглавляет настоящий патриот России и подвижник епископ Андрей Дириенко, сдают в год 100 - 120 литров крови. При этом важно отметить, что верующие ведут абсолютно здоровый образ жизни, почитая грехом курение, употребление алкоголя и наркотических препаратов, занимаются спортом.

Мы готовы выступить с инициативой создания на базе протестантских церквей Всероссийской донорской службы спасения, и рассчитываем на всестороннюю поддержку в этом с Вашей стороны, Сергей Семёнович.

Нельзя обойти вниманием и Всероссийскую антинаркотическую акцию "Поезд в будущее", которая являет собой пример плодотворного взаимодействия верующих различных конфессий. Проект создан в 2003 году с конкретной целью - объединить политическую волю, общественную инициативу и духовный потенциал нации для профилактики и борьбы с наркоманией. В этом году крупномасштабные профилактические акции прошли в городах Курган, Иркутск и Хабаровск - были охвачены более 60 тысяч человек.

Продолжают развиваться центры социальной реабилитации и адаптации для наркозависимых и алкоголиков, действующих по программе "Новая жизнь". За 11 лет существования программа спасла жизни тысячам молодым Россиянам, доказав свою эффективность. При этом до сих пор мы работаем исключительно за счет своих ресурсов, материальных средств и энтузиазма, не получая никакой ощутимой помощи от государства. А зачастую представители различных государственных структур ещё и используют административный ресурс для противодействия реабилитационным центрам. Причину такого отношения мы видим не только в равнодушии, но и в коррумпированности отдельных чиновников. Анализируя некоторые документы и отдельные эпизоды такого "сотрудничества" невольно начинаешь подозревать, что некоторые представители госвласти лоббируют интересы наркобизнеса.

Уважаемый Сергей Семенович! Настоятельно просим Вас создать государственную комиссию, которая могла бы беспристрастно и профессионально исследовать опыт христианских церквей и организаций по реабилитации наркозависимых. Придать им официальный статус, получить аккредитацию. Дать адекватную оценку тем чиновникам и структурам, которые при наличии в стране по разным данным от 4 до 10 миллионов наркоманов делают сегодня всё чтобы уничтожить эффективные программы и центры реабилитации.

Вышеизложенное, позволяет утверждать, что сегодня наши религиозные организации, наряду с другими объединениями некоммерческого сектора - существенный элемент гражданского общества, с чем, думается, необходимо считаться тем, кто разрабатывает социальную стратегию страны и реализует ее на практике.

Однако, если честно и объективно представить картину, складывающуюся сегодня в сфере социального партнерства власти и религиозных организаций, на региональном и местном уровнях, то приходится отметить следующее:

- при выборе партнеров для исполнения социально значимых государственных программ и проектов органы власти зачастую предпочитают ограничиваться контактами с общественными объединениями, избегая взаимодействия с религиозными организациями;

- при организации социального сотрудничества в религиозной сфере контакты выстраиваются весьма избирательно, причем преимущественно кулуарно и ассиметрично;

- при взаимодействии с религиозными организациями устанавливаются, по усмотрению региональных чиновников различные "правила игры", которые, не выносятся на общественное обозрение, поскольку они нередко, по сути являются фактами дискриминации по религиозному признаку.

Вот простейший пример последнего месяца. В г.Нижнем Тагиле общественная организация учрежденная людьми являющимися прихожанами одного из протестантских приходов обращается в управление образования с программой проведения в школах города лекций по профилактике наркомании за счет средств полученных организацией в рамках муниципального гранта(т.е. программа проверена и получила позитивную и даже высокую оценку на уровне муниципальной власти). А в официальном письме-отказе заявляется, что профилактика наркомании не является деятельностью существенной для образовательного учреждения. Замечу, что все это происходит на фоне значительного роста уровня наркомании в регионе.

Такие подходы, не редки для большинства регионов России и не позволяют религиозным организациям и в целом гражданскому обществу в полной мере участвовать в обеспечении социально-экономического развития, культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни своей страны.

Считаю, что для обеспечения принятия адекватных мер необходимо:

- определение (или создание) государственного ведомства или должности, на которое непосредственно была бы возложена прямая ответственность за организацию, развитие и эффективность взаимодействия с религиозными объединениями в социальной сфере;

- принятая Правительством или иным способом легитимизированная программа или документ концептуального характера, устанавливающие и ясно выражающие государственное видение перспектив развития взаимоотношений с этой частью гражданского общества;

- способность государственных ведомств адекватно обеспечивать и поддерживать работу эффективных гражданских инициатив, в том числе и в финансовом плане;

- наличие официальных открытых баз данных (общих или ведомственных), в которых отражены сведения о большинстве наиболее влиятельных некоммерческих организаций, с указанием сферы интересов, видов деятельности, а также с объективной оценкой их результативности.

Я хотел бы отметить, что как представители гражданского общества мы вполне осознаем ответственность за социально значимые результаты своей деятельности. Сегодня нашими церквями разработаны и осуществляются программы, которые нацелены на повышение уровня гражданской компетентности активной части прихожан, поскольку реализация социально значимых проектов ставит нас перед необходимостью отвечать на новые вызовы времени.

Отдельное внимание хотелось бы уделить проблеме отчетности религиозных организаций. При сравнении существующей отчетность российских некоммерческих организаций с требованиями международных стандартов добровольного применения, нацеленных на достижение устойчивого развития, видна огромная разница, не делающую нам чести. К сожалению, в нашей стране зачастую чиновники воспринимают открытость НКО лишь как расширение возможностей для манипуляций.

Статья 32 Федерального закона РФ "О некоммерческих организациях" и утвержденная в соответствии с ним форма отчетности по большей части неприменимы к религиозным организациям. Отдельные пункты формы отчетности буквально ставят в тупик и ответственных сотрудников наших церквей и уполномоченных проверяющих Федеральной регистрационной службы. Например требование предоставлять зарегистрировавшему органу полный отчет об осуществленных церковью программах, проектах и мероприятиях в течении года с указанием количества и состава участников можно расценить как вмешательство государства в конфессиональную деятельность религиозной организации и в религиозную жизнь верующих.

Во избежание ненужной напряженности в области государственно-конфессиональных отношений предлагаем в кратчайшие сроки полностью вывести религиозные организации из сферы регламентации Федерального закона РФ "О некоммерческих организациях". Для чего внести изменения в ч. 4 ст. 1 данного закона. И одновременно статью 25 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" дополнить положениями о порядке осуществления контроля, пределах этого контроля и установленных формах отчетности, учитывая все особенности деятельности религиозных организаций.

Подводя итог сказанному, еще раз хотел бы подчеркнуть, что протестантские религиозные объединения самым серьезным образом нацелены на активное участие в решении острых социальных проблем страны. Мы обладаем опытными кадрами, определенными материальными и финансовыми ресурсами и располагаем значительным количеством волонтеров.

Однако наша деятельность может быть достаточно результативной только в том случае, если государство реально готово взаимодействовать с нашими организациями при реализации социально значимых программ и проектов на основе принципов открытости, уважения и доверия.



http://www.oprf.ru/

Док. 355597
Перв. публик.: 13.12.06
Последн. ред.: 17.08.07
Число обращений: 270

  • Ряховский Сергей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``