В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В рамках нацпроекта `доступное жилье` в каждом субъекте федерации должно строиться 10 процентов социального жилья, считает оренбургский губернатор Назад
В рамках нацпроекта `доступное жилье` в каждом субъекте федерации должно строиться 10 процентов социального жилья, считает оренбургский губернатор
Для достижения результативности проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в каждом субъекте федерации должно строиться 10 процентов социального жилья от общего ввода. Такое мнение высказал в интервью агентству "ФК-Новости" губернатор-председатель Правительства Оренбургской области Алексей Чернышев. Он, в частности, заявил:

- Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 году, как и ожидалось, была сопряжена со значительными трудностями. В первый год действия проекта необходимо было решать 2 основных задачи: добиться удвоения темпов ввода жилья и обеспечить его доступность.

Основным направлением деятельности органов государственной власти и муниципальных образований стало не только усиление государственной поддержки в приобретении и строительстве жилья, но и максимальное использование рыночных механизмов, возможностей государственно-частного партнерства в вопросах модернизации жилищно-коммунальной сферы, создания благоприятных условий для развития жилищного строительства, мобилизации усилий граждан (заемщиков) на повышение платежеспособности.

Эта стратегическая линия выдерживалась в области на протяжении шести последних лет, что дало свои положительные результаты. Ввод жилья за 2000-2006 годы вырос в 1,7 раза с 385 тыс кв м в 2000 году до 653 тыс кв м в 2006 году. В общем вводе жилья доля индивидуальных застройщиков составила 68 процентов. Более 25 процентов общего объема жилья обеспечивается при государственной поддержке населения льготными товарными займами (в виде строительных материалов и услуг), ипотечными кредитами и безвозмездными субсидиями.

Объемы работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2006 году превысили аналогичный показатель 2000 года в 3 раза и достигли 17 млрд рублей.

В рамках областных программ и мероприятий по развитию материальной базы строительного комплекса в 2000-2006 годах на модернизацию и структурную перестройку мощностей направлено более 1 млрд рублей, в том числе из областного бюджета на возвратной конкурсной основе - около 400 млн рублей.

Внедрено более 3-х десятков инвестиционных проектов по выпуску современной, конкурентоспособной продукции для нужд строительства и ЖКХ, освоению новых систем домостроения. Эти базовые условия учитывались при разработке основных направлений реализации национального проекта в каждом муниципальном образовании и в области в целом.

В числе главных из них в 2006 году стало опережающее строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для комплексной жилой застройки (как многоэтажной, так и малоэтажной). Этому способствовала государственная поддержка в виде возмещения областным бюджетом части затрат по оплате застройщиками процентной ставки по кредитам, привлекаемым на эти цели, а также выделение прямых ассигнований на строительство инженерной инфраструктуры в сельских территориях.

В 2006 году господдержку получили четыре строительные организации, играющих ведущую роль на рынке жилищного строительства области: ООО "Лист", ООО "Управляющая производственно-строительная компания", ОАО "Финансово-строительный концерн", МУП "Оренбург-Центр". Это способствовало формированию коммунальной и транспортной инфраструктуры 13 "А", 14 "Б" и 20-го микрорайонов Северного и Северо-Восточного жилых районов г. Оренбурга, а также 10-го квартала малоэтажной застройки пос. Ростоши-2. В течение ближайших 4-х лет ввод жилья в этих микрорайонах составит 800 тыс кв метров.

В 2007 году работы по строительству инженерных сетей с помощью господдержки ведутся на 45 площадках, предназначенных для комплексного жилищного строительства, что в 3 раза больше, чем в 2006 году. Это позволит ввести дополнительно 54 тыс кв метров жилья и довести общий объем введенного жилья до 750 тыс кв метров. В 2008 году этот показатель будет повышен еще на 70 тыс кв метров.

Другим направлением реализации национального проекта стал комплексный охват вопросов финансирования и разработки градостроительной документации, начиная со схем территориального развития области и районов до генеральных планов областного центра, малых и средних городов, райцентров и поселений. В настоящее время эта работа проводится совместно с Санкт-Петербургским институтом урбанистики, Московским Гипрогором и другими проектными организациями.

В этой связи завершение в текущем году разработки генерального плана развития Оренбурга, обеспечивающего до 50 процентов общего ввода жилья по области, отражает значительную перспективу развития жилищного строительства. Застройка новых микрорайонов с продвижением в сторону Аэропорта, Южного поселка и с выходом за объездную дорогу позволит удовлетворить высокий спрос на жилье в областном центре и выйти к 2010 году по Оренбургу на ввод жилья до 500 тыс кв метров в год.

Нельзя не отметить и расширение доступа застройщиков к земельным участкам, активизацию работ по их подготовке и продаже с аукционов, обеспечение прозрачности процедур и снижение административных преград в этом вопросе. Наряду с организацией аукционов, жесткий контроль установлен за использованием по назначению земельных участков, выделенных до 01.10.2005 года. Именно с этой даты ведется отчет аукционного распределения земельных участков на цели жилищного строительства. За 2006 год в области с аукциона распределено около 530 участков.

Растет государственная поддержка населения в вопросах строительства и приобретения жилья в рамках программы "Сельский дом", где процент по товарному займу в виде строительных материалов и услуг составляет #188; ставки рефинансирования Центробанка России (2,63 процента) и областной ипотечной программы, льготные кредиты которой (7-10 процента годовых) все больше востребованы работниками бюджетной сферы, молодыми и многодетными семьями. В 2006 году в сельской местности введено 243 тыс кв метров жилья (114,7 процента к 2005 году), из них 123 тыс кв метров (почти 50 процентовт ввода) - индивидуальными застройщиками, получившими поддержку в виде товарных займов. Почти 44 тыс кв метров жилья построено с использованием средств ипотечных кредитов.

В рамках реализации нацпроекта происходит и совершенствование финансово-кредитных механизмов поддержки населения, включая привлечение под гарантии области заемных средств на строительство жилья по ипотечным программам с переуступкой его впоследствии получателям ипотечных кредитов по ценам ниже рыночных, а также предоставление субсидий работникам бюджетной сферы для формирования первоначального взноса по ипотечным кредитам. В 2006 году область предоставила 1 млрд рублей областных гарантий ипотечному банку "Русь" для выпуска облигаций и привлечения средств на строительство жилья по ипотечной программе.

Нужно сказать и о выполнении мероприятий по модернизации и структурной перестройке производственной базы жилищного строительства. В 2006 году были продолжены работы по строительству новых мощностей в целом ряде организаций строительного комплекса. В 2007 году, помимо завода сухих строительных смесей мощностью 30 тыс тонн в год (ООО "Оплот" г. Оренбург), будут введены 3 цеха по производству полносборного железобетонного каркаса многоэтажных зданий для всесезонного строительства жилья.

Решение задач, поставленных национальным проектом, позволило скоординировать усилия исполнительной власти, муниципалитетов, бизнес-структур и профессиональных сообществ для достижения конкретных результатов по всем четырем направлениям, заложить основы для выполнения требуемых показателей в последующие годы.

Основными итогами работы можно считать следующие: ввод жилья в целом по области составил 653 тыс кв метров (112 процентов к уровню 2005 года), из них 447 тыс кв метров (68,4 процента от общего ввода) сдано индивидуальными застройщиками, 170 тыс кв метров жилья введено при государственной поддержке; количество молодых семей, получивших свидетельства на жилищную субсидию, составило 338 семей (рост в 1,8 раза к уровню 2005 года); 184 человека получили жилищные сертификаты и свидетельства на основании имеющихся перед ними обязательств государства (рост в 2 раза); 6038 семей воспользовались ипотечными кредитами (рост в 1,1 раза).

Вместе с тем, активная работа над реализацией национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" выявила ряд проблемных вопросов, главным из которых является строительство социального жилья. Для его разрешения нужна соответствующая подпрограмма в рамках ФЦП "Жилище", предполагающая объединение возможностей бюджетов всех уровней. В целом же для достижения результативности проекта в каждом субъекте федерации должно строиться 10 процентов социального жилья от общего ввода. Для Оренбургской области эта цифра составит около 75 тыс кв метров в год, что потребует не менее 1,5 млрд рублей. Это почти вся областная адресная инвестиционная программа.

Необходимо также восстановить в ФЦП "Жилище" подпрограмму, связанную с переселением граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. В 2006 году область профинансировала строительство жилья по данной программе на 62 млн рублей. Уровень софинансирования со стороны федерального бюджета составил 10 млн рублей. Введено в строй 4 тыс кв метров жилья, переселены 258 человек (81 семья), и это при том, что около 6 процентов всего жилого фонда в области требует кардинальной реконструкции или сноса. Только объединение усилий бюджетов позволит кардинально изменить ситуацию и отселить порядка 1200 семей согласно областной программе "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда 2003-2010 годы".

Крайне сложным остается вопрос модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих "толчковый" рост жилищного строительства (очистные сооружения, водозаборы, водоводы, теплогазоснабжение, подстанции и ЛЭП, водоотведение) и оказание качественных коммунальных услуг. На эти цели область мобилизует усилия муниципальных бюджетов, так как при 30 процентах износа жилого фонда и 60 процентах износа сетей водоснабжения и водоотведения сделать это весьма проблематично.

Вместе с тем данная подпрограмма ФЦП "Жилище" финансируется лишь в отношении незавершенных объектов, попавших в нее ранее. Отбор новых объектов практически прекращен. Тем более, что субъекты-доноры, обеспечивающие наибольшее поступление налогов в федеральный бюджет, остаются в сложнейшем положении, так как попадают в число участников программы, на которых отводится не более 20 процентов всего объема ее финансирования. В 2006 году область за счет своего бюджета профинансировала более 130 объектов коммунального хозяйства, использовав около 300 млн рублей, из федерального бюджета на эти цели выделено чуть более 50 млн рублей.

Эту подпрограмму необходимо пополнить требуемыми объемами финансирования, поскольку даже 100-процентная оплата населением услуг ЖКХ компенсирует лишь текущие затраты организаций ЖКХ за поставленные услуги. На приведение же в нормативное состояние основных фондов ЖКХ и соответствующее снижение их износа средства населения привлекаться не должны.

Реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2007 году придает новую динамику развития социальной сферы. Существенный рост предполагается по всем основным направлениям работы, с достижением следующих показателей: ввод жилья - 750 тыс кв метров (115 процентов к 2006 году); предоставления жилищных субсидий молодым семьям - 500 семей (рост в 1,5 раза); предоставление ипотечных кредитов - 6,5 тыс кредитов на сумму 4,1 млрд рублей (рост в 1,2 раза); предоставление жилищных субсидий отдельным категориям граждан, перед которыми государство имеет обязательства - 243 семьи (рост в 1,3 раза).

Повышение доступности жилья связано, прежде всего, с необходимостью формирования сбалансированного рынка. В связи с этим в 2007 году будет продолжена серьезная работа по увеличению объемов жилищного строительства, развитию его производственной базы, расширению государственно-частного партнерства в вопросах возведения коммунальной инфраструктуры и модернизации ЖКХ. Это позволит более эффективно решать проблемы, десятилетиями копившиеся в строительной и коммунальной сферах.

"ФК-НОВОСТИ"

29.05.2007     


МОСКВА, 29 мая. /"ФК-Новости"/.

Док. 355279
Перв. публик.: 29.05.07
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 547

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``