В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Петербурге готов абсурдный (но масштабный) проект `намыва` новых территорий Назад
В Петербурге готов абсурдный (но масштабный) проект `намыва` новых территорий
"Смешные ребята какие: пытаются остановить намыв бабла!" - именно так, радостно гогоча, комментировал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга единоросс Сергей Анденко попытку "Демократической фракции" не допустить масштабного "намыва" новых территорий на западе Васильевского острова, о котором в августе рассказывала "Новая".
На днях был принят в третьем чтении новый Генплан развития Петербурга до 2025 года, а за две недели до этого (при втором чтении) "медведи" в привычной компании с "Родиной" и ЛДПР дружно провалили поправку к нему, запрещающую "намыв".

Представьте себе, что к властям крупного европейского города - например, Парижа, Лондона или Копенгагена - приходят коммерсанты и предлагают осуществить масштабный проект, серьезно меняющий внешний облик города. При этом фирма, которую они представляют, никому не известна, опыта работы у нее нет, экономические расчеты или отсутствуют, или построены на песке, источники финансирования проекта фирма раскрывать отказывается, а ее уставной капитал составляет 300 долларов.
Угадайте с трех раз, как отреагируют городские власти? Раскроют "инвесторам" объятия и предоставят им режим наибольшего благоприятствования? В лучшем случае политкорректные европейцы постараются побыстрее отделаться от посетителей, а затем устроят нагоняй референтам, пропустившим их на прием...
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко постоянно заявляет о стремлении к "европейским стандартам" и безжалостно искореняет все, что им, на ее взгляд, не соответствует - например, торговые павильоны на остановках или маршрутные такси, принадлежащие мелким компаниям.
Однако именно при ее покровительстве компания "Морской фасад" с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и прочими перечисленными выше признаками получила статус "стратегического инвестора" и право "намыва" территорий площадью в 477 гектаров земли для строительства морского порта, жилых кварталов и бизнес-зон.

В окончательном варианте генплана уже "забита" возможность создания "новой земли". Более того, российское правительство уже перевело эти территории (пока что покрытые водой) из федеральной собственности в городскую. И даже выделило средства на прокладку канала к будущему порту, подготовку акватории и системы навигационного обеспечения.
О том, что "стратегический проект" не выдерживает ни малейшей критики, питерская оппозиция, независимые СМИ и независимые специалисты заявляли многократно.
И потому, что новый порт можно было бы строить, не "намывая" никаких "новых земель", а расширив причалы существующего морского вокзала.
И потому, что представленное "Морским фасадом" (и даже утвержденное Федеральным агентством морского и речного транспорта) технико-экономическое обоснование морского терминала построено на совершенно фантастических предположениях о его пропускной способности в 12,7 миллиона туристов в год.
И потому, что у города, где, в отличие от Сингапура или Роттердама, достаточно свободной территории, нет никакой необходимости строить новое жилье на "намытых" землях.
И потому, что "Морской фасад" категорически отказывается рассказать что-либо конкретное о своих планах: сообщить, что именно и где он собирается строить, сколько стоит весь проект "намыва" и кто будет платить эти деньги (характерная деталь: инвестиционный договор с городом будет подписан лишь в августе 2006 года, а сам "намыв" собираются начать уже в мае 2006-го).
И потому, что "инвесторы" рассказывают сказки про "ускоренные технологии намыва", при которых строить жилье можно будет якобы через полгода после "намыва". При том, что вице-президент Союза строительных компаний Петербурга, профессор и почетный строитель России Лев Каплан уверен, что таких технологий в природе просто не существует.

Наконец, потому, что о самих "стратегических инвесторах", которым так доверяют в Смольном и Белом доме, известно до чрезвычайности мало: их учредители зарегистрированы на Кипре.
"Это посредники, - заявляют представители Смольного. - За ними стоят крупные компании, готовые вложить средства в намыв и строительство. А создание новых фирм специально для реализации проекта - обычная практика". Что ж, подобная практика действительно существует. Но создаваемые в таких случаях "дочки" не изображают из себя круглых сирот, в то время как "Морской фасад" предпочитает не распространяться о своих "родственных связях": его истинные хозяева стремятся остаться в тени.
"Есть предприниматель - он же депутат - Виталий Южилин, который продал свои акции в морском порту и хочет начать новое дело", - говорит депутат Сергей Никешин, бывший президент строительной компании "Двадцатый трест".

Депутат Госдумы Южилин, как известно, входит во фракцию "Родина", и именно "Родина" в Законодательном собрании в лице депутата Владимира Барканова яростно лоббирует проект "намыва". На вопрос: "Вы считаете, что они хотят что-то построить, или речь идет просто о разворовывании бюджетных средств?" - Никешин отвечает: "Ну что-то им придется построить, чтобы отчитаться".
Кстати, когда-то именно трест Никешина собирался строить на западе Васильевского небоскреб "Башня Петра Великого". Но так ничего и не построил. "В этом месте строить можно, только если вбивать многометровые сваи, - говорит Никешин. - Мы подсчитали, что фундамент будет стоить дороже, чем все остальное здание. Хотя этот участок отстаивался на протяжении нескольких десятилетий"...
Всего этого не могут не понимать в Смольном и Мариинском дворце. И, судя по откровенной реакции депутата Анденко и его коллег, понимают.

Понимают, что речь, скорее всего, идет о масштабной афере, последствия которой придется расхлебывать на протяжении многих лет.
Понимают, но легко закрывают глаза и на приведенные выше аргументы, и на протесты жителей Васильевского, собравших более 7,5 тысячи подписей против "намыва", и на неизбежные затраты городского бюджета, и на отсутствие каких-либо серьезных обоснований проекта...
Видимо, считают законным и обоснованным желание "стратегических инвесторов" проекта "намыть" как можно больше денег (кстати, многие считают, что "намывщики" придут за городскими гарантиями по взятым для строительства кредитам, как это уже было с РАО "ВСМ"*).
Размах проекта между тем ширится: рекламные публикации в городских СМИ следуют одна за другой, "Морской фасад", еще недавно сидевший в промзоне (кстати, в одном доме с офисом "Родины"), переехал в соседний со Смольным дом, советником у президента компании Шавката Кары-Ниязова нынче трудится недавний главный архитектор Петербурга Олег Харченко, а горожанам внушают, что все решено и ничего изменить они не могут.

Когда же оппозиция организует митинги или пикеты, питерские "Вести" или Пятый канал сообщают, что участникам акций протеста платят деньги и вообще против "намыва" выступает только жалкая кучка смутьянов. "Мы не позволим связать властям руки!" - заявляет губернатор Валентина Матвиенко в ответ на вопросы о протестах против "намыва".
Власти любого европейского города, которые вели бы себя описанным выше образом (начиная с лоббирования крайне сомнительного проекта и заканчивая презрительным отторжением общественного мнения), не продержались бы на своем месте и дня.

* Строится высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Санкт-Петербург - Москва. Напомним: построили пока только гигантский котлован в центре Питера.





Борис ВИШНЕВСКИЙ
Новая Газета
23.12.2005
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=78&okrug=0&razdel=smi&statja=6914

Док. 355210
Перв. публик.: 23.12.05
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 368

  • Матвиенко Валентина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``