В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
У меня нет учеников, и пусть вас это не мучает Назад
У меня нет учеников, и пусть вас это не мучает

Нет ничего удивительного в том, что с легендой советского и мирового спорта, трехкратной олимпийской чемпионкой, десятикратной чемпионкой мира, одиннадцатикратной чемпионкой Европы в парном катании Ириной Родниной, имя которой, кстати, занесено в Книгу рекордов Гиннесса, мне довелось встретиться на катке Академии фигурного катания. Именно туда после церемонии открытия нового физкультурно-оздоровительного комплекса на Васильевском приехала знаменитая спортсменка вместе с другими известными лицами города и страны. Небольшого роста, изящная, одетая в элегантный черный брючный костюм, олимпийская чемпионка со знанием дела осматривала залы академии, зашла и на каток, где тренировались юные фигуристы. Увидев, как у одной девочки не получилась "ласточка", да и у мальчика тоже не выходила какая-то фигура, Ирина Роднина подошла к детям, поставила их в пару, а затем легонько подтолкнула на лед. Само собой, завязался разговор о спорте.

- Ирина, вот вроде и много строят у нас спортивных сооружений, тех же катков. А все равно мало...

- Знаете, есть такое выражение: денег всегда не хватает. Конечно, нам не хватает катков - мы много лет этим не занимались, тем более в стране с таким климатом, как наша, львиная доля спортивных сооружений должна быть все-таки под крышей...

-А как обстоят дела со строительством Ледового центра, ради которого вы несколько лет назад вернулись из США в Москву?

- Нам уже выделили землю - будем строить.

- Ирина, если сравнивать ситуацию в российском спорте с тем, что было в советские времена, когда спорт, как сейчас бы сказали, был национальным проектом....

- ...интересно получается: в Советском Союзе нас все время учили, что Россию надо сравнивать с 1913 годом, а теперь другой отсчет - сравниваем с советским временем?

- Ну можно и не сравнивать...

- Вот именно, я и говорю - не надо сравнивать. И правительство, и государство обращают на это внимание, понимают, что развитие спорта необходимо, ведь без спорта никого не воспитать. Если у нас 60 процентов школьников с нарушением здоровья, то это, понимаете, уже на грани выживания-вымирания. Но в последние два-три года ситуация меняется...

- Помню ваши чемпионские слезы. Вы испытываете гордость за страну, когда видите победы своих учеников?

- Во-первых, у меня нет учеников - я сейчас не работаю тренером, и пусть вас это не мучает. Но я консультирую, друзьям помогаю... А во-вторых, вы не забывайте, что был период, когда непонятно было, какая страна, непонятно было, за что бороться и чем гордиться. Нам в этом плане повезло больше, но сейчас ситуация начинает выравниваться.

- По сравнению с Америкой: есть ли сейчас принципиальные различия между нами в подходе к спорту? Мы уже приближаемся к мировым стандартам?

- Если говорить о результатах, то мы их никогда и не теряли. А если говорить об условиях, то, конечно, у нас хуже, здесь и сравнивать нечего. Потому что таких спортивных баз, которые там имеют общеобразовательные школы, у нас и в университетах нет. У них на территории университетов проводятся олимпийские игры; представляете, какие это базы?

- Не представляю, но, думаю, и у нас должны появиться такие же...

- А чего вы хотите от спорта? Олимпийских результатов или чего-то другого?

- Хочется результатов, чтобы можно было гордиться страной, воспитавшей замечательных спортсменов...

- А я считаю, что сейчас нужно решать более важные задачи - это здоровье нации, подчеркну, не вопросы здравоохранения, а здоровья нации...
Ну, тогда, наверное, надо, чтобы спорт стал массовым, ведь сейчас он все больше профессиональный...

- Ну почему? А "Кросс наций", когда 780 тысяч человек бегут? Что, все они профессионалы? А "Лыжня РОССИИ)"? Просто раньше спорт был доступнее, больше было возможностей - дети могли бесплатно заниматься. А сейчас этих возможностей нет - страна поменялась.

- И какой выход? Искать спонсоров? Ведь не каждый способный ребенок может платить за занятия...

- Ну за талантливого ребенка и тренеры, и государство будут бороться, а если этот талант окажется только у родителей - это другой вопрос.

- Ирина, вас не разочаровали результаты наших фигуристов на чемпионате Европы в Варшаве, когда мы впервые за одиннадцать лет остались в парном катании без золота?

- Нет, это были планируемые результаты. Все прекрасно понимали, что с уходом лидеров фланги оголяются, но наша федерация не очень смотрела вперед. Я хочу сказать, что у нас практически нет тренерского состава, средний возраст тренеров - пенсионный. А перед федерацией стоит задача - подготовка резерва, они же сами взяли, на себя обязательства, сами же должны и выполнять...

- Но у нас, как правило, обязательства принимаются, а вот до исполнения дело не доходит...

- Вот я и объяснила, почему у нас нет результата в Варшаве, - потому что надо быть полными идиотами, чтобы не понимать, что уйдет поколение...

- Мы любим сравнивать нашу страну с Западом: как у них, как у нас... Что лучшее можно взять у них применительно к нам?

- В первую очередь я бы взяла профессиональные отношения между тренерами, то, что называется профессиональной этикой, - здесь мы неандертальцы полные! Еще мы здорово отстали в методиках подготовки детей во многих видах спорта, поэтому есть чему учиться. Последние 15 лет страна не занималась спортивной наукой - здесь тоже пробел здорово сказывается...

- А вы обсуждаете это в профессиональной среде? Со своим бывшим тренером Татьяной Анатольевной Тарасовой общаетесь?

- Нет, с Тарасовой я не общаюсь, а с Чайковской мы иногда общаемся, когда на каких-то мероприятиях встречаемся...

- То есть вы не общаетесь, не спорите, не обмениваетесь никакими методиками?

- А зачем спорить?

- Значит, вы такой тихий и мирный человек?

- Я не тихий и не мирный человек - я нормальный человек! Но просто так распаляться или сидеть на кухне обсуждать, языком почесать, перемыть косточки... Я не такой человек. Может такая истина родиться, что потом другим больно на душе становится.

- Вам, наверное, приходилось о чем-то сожалеть в жизни?

-Конечно...

- Могли бы сказать, о чем? Или это слишком личное?

- Ну прямо вот так с разбегу я буду вам все рассказывать? (Улыбается.)

- Тогда можно задать чисто женский вопрос? Вы председатель Общероссийской общественной организации "Спортивная Россия", член президиума Совета по физической культуре и спорту при президенте РФ, член Общественной палаты, то есть очень занятой человек... Хватает ли у вас времени на домашние дела - уборку квартиры, готовку обедов?

- Когда хватает, когда нет. Если приходят гости - и уберешь квартиру, и приготовишь. Когда приходят дети - то же самое делаешь, и это нормально.

- А дети не с вами живут?

- Иногда, бывает, и со мной.

- Они где-то учатся?

- Алена получает образование в калифорнийском университете Санта-Круз. Но этот год она учится в Европе: полгода была в Испании - у нее второй язык испанский, а вторую половину учебного года, то есть до лета, она учится в Италии... А сын Саша - на пятом курсе Строгановского училища, занимается керамикой.

- Наверное, у вас дома много его работ?

- Конечно! Кувшин, чайник, вообще много всяких вещей.

- Ирина, вы выдающаяся спортсменка, у вас было столько побед, наград, интересных встреч - не хотите написать книгу?

- Пока нет такого желания. Я не знаю даже, можно ли рассказывать, ведь время ушло... То, что было интересно, дорого в том времени, сегодня уже мало кто будет понимать... Да и потом столько лет всем все про меня рассказывают, что самой об этом писать (смеется) - только повторяться.

- Но согласитесь, таким людям, как вы, всегда есть что рассказать...
- Вы меня уговариваете?

- Вообще-то да!

- Пока не действует...






http://www.oprf.ru/

Док. 355167
Перв. публик.: 16.08.06
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 343

  • Роднина Ирина Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``