В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олимпийская доля Назад
Олимпийская доля


Олимпийским движением активно интересуются финансисты, понявшие: в большой спорт выгодно инвестировать. И соображения престижа играют не последнюю роль. Раньше коллекционировали яхты и виллы, теперь в моде не только покупка футбольных клубов, но и руководство спортивными федерациями", - утверждает трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина

ОТГУЛЯВ НА НОВЫЙ ГОД ПОЛОЖЕННОЕ, Ирина Роднина улетела в Лондон на фестиваль "Русская зима" представлять Сочи в качестве кандидата на роль столицы зимней Олимпиады-2014, а оттуда собирается в Сидней на турнир юных фигуристов. Прославленная чемпионка по-прежнему охотно участвует в подобных акциях, хотя круг ее нынешних интересов спортом отнюдь не ограничивается.

- Что-то вид у вас, Ирина Константиновна, не праздничный, печать заботы на челе.

- Так ведь проблем много.

- Случилось что?

- О том и речь: ничего! Время идет, а воз и ныне там. Я сейчас говорю не вообще, не об абстрактных вопросах, требующих решения, а конкретно о физкультуре и спорте, к которым имею прямое отношение. Все мы любим, когда наши атлеты побеждают на Олимпийских играх и мировых первенствах, но при этом редко задумываемся, как закладывается фундамент будущих успехов. Например, уже много лет кряду воюю и никак не добьюсь, чтобы приняли положение об училищах олимпийского резерва, вырастивших не одно поколение чемпионов. Почему-то документ, регламентирующий деятельность суворовских или, допустим, балетных училищ, есть, а спортивных - нет.

- Какой прок от этой бумажки?

- Не скажите! Положение придает статус, определяет место в системе координат.

У нас же спорт долго болтался, извините, под ногами: то к здравоохранению его пристегивали, то к образованию. И принятый в 1999 году закон о спорте совершенно не отвечает сегодняшним задачам, тем не менее новая его редакция прошла в парламенте лишь первое чтение, продолжаются бесчисленные согласования и доработки. А жизнь-то за окном депутатских кабинетов не замирает. Пока народные избранники думают, вступил в силу закон об автономных учреждениях, способный спровоцировать вторичную приватизацию спортивных объектов. Чтобы не допустить этого, мне пришлось даже напрямую апеллировать к Владимиру Путину.

- Ответ получили?

- После вмешательства Владимира Владимировича в документ внесли необходимые поправки, над ними работали Общественная палата и комиссия по детскому спорту в совете при президенте России.

- По-вашему, нормально, что главе государства приходится лично заниматься подобными частными проблемами?

- Во-первых, это отнюдь не мелочь, а во-вторых, что делать, если так у нас выстроена система власти? Без первого лица ничего не делается. Однажды наблюдала, как Владимир Владимирович за пару минут решил вопрос технической поддержки телеканала "Спорт", охват аудитории у которого пока невелик, хотя интерес зрителей огромен. Ведь другие федеральные каналы не слишком жалуют спортивные трансляции, лишь изредка показывая футбол, хоккей и бокс.

- Почему же? Фигурное катание в последнее время выбилось в фавориты.

- Ледовые шоу - это другое. Не стоит путать их со спортивными соревнованиями.

- Вы, кстати, смотрели "Звезды на льду"?

- Вынужденно. Там каталась моя подруга. Оксана Пушкина усадила к телевизору и обязала болеть. Как-то я решила повеселить приятелей, повторив фигуры и поддержки, которые в тот момент демонстрировали на экране танцующие пары. Выглядело весьма забавно.

- Партнер вам попался надежный?

- От него требовалось лишь крепко стоять на ногах, я все делала сама - запрыгивала, соскакивала, вращалась. Подозреваю, это отличительная особенность наших женщин: ты, дорогой, главное - не упади, с остальным я уж как-нибудь справлюсь...

- Пушкина брала у вас уроки?

- Консультировалась. Я честно старалась помочь, хотя, не скрою, к подобным шоу отношусь двояко. Да, это популяризирует мой любимый вид спорта, в стране, говорят, начался бум фигурного катания, даже Красную площадь в каток превратили, все так, но... Никогда не любила показательные выступления, вечно мучилась. Другое дело - турнир, где все по-настоящему, без поддавков.

- Но ведь и "Звезды" состязались по-взрослому.

- Не сравнивайте такие вещи. Пожалуйста...

- Вас наверняка приглашали в проект?

- Отвечала примерно то же, что и сейчас: не хочу заниматься имитацией и судить понарошку. Наверное, я старорежимная, не могу абстрагироваться, продолжаю смотреть на все глазами профессионала. Для меня фигурное катание не шоу, а спорт.

- К слову, об имитации. Как считаете, программа "Сочи-2014" - создание видимости бурного процесса или реальное участие в борьбе за право принять зимнюю Олимпиаду?

- У нас хорошие шансы на победу.

Первым волну поднял Юрий Лужков с Москвой. Игры 2012 года России не достались, но удалось разбудить в людях спортивный азарт. Многие задались вопросом: а почему нас прокатили, мы что, рыжие? Крупнейшие соревнования - это ведь не только престиж, но и колоссальные финансовые вливания, стимул для развития экономики целых регионов. Конечно, сказалось, что Москва не получила особой поддержки от президента и правительства страны. С Сочи ситуация иная.

И с Казанью тоже. Столица Татарии, вы знаете, претендует на проведение всемирной Универсиады. На Россию долгое время смотрели с подозрением. Если другие страны бывшего СССР воспринимались как вырвавшиеся на свободу из темницы, то в нас эту самую тюрьму и видели. Все шишки доставались России. А при голосовании, скажем, в МОК ведь учитывается масса факторов - от политической стабильности до гарантий безопасности участников. В какой-то момент и мы показали себя не с лучшей стороны, опустив планку требований. Утратив доверие, вернуть его крайне сложно. Сегодня статус-кво восстанавливается. Может, все и не получим, тем не менее бороться надо.

- Кого считаете главным конкурентом Сочи?

- Южнокорейцев не воспринимаю слишком серьезными соперниками.

Зальцбург - другое дело, но против австрийцев работает то, что за последние десятилетия они дважды принимали зимние Олимпиады, у нас же их не было никогда, хотя чемпионов Игр мы подготовили - будь здоров.

- И Турин это доказал.

- Наша команда выступила прекрасно вопреки прогнозам скептиков. Другой вопрос, что мы верны себе и обязательно найдем грабли, которые шарахнут по лбу.

Скоро год минет после Игр, а победители никак не получат обещанные Олимпийским комитетом России премиальные.

- Леонид Тягачев утверждает, мол, все обязательства выполнены, деньги давно выплачены.

- Зачем пытаться сделать хорошую мину при плохой игре? Леонид Васильевич воспользовался тем, что возглавляемый Вячеславом Фетисовым Росспорт выдал чемпионам от имени государства по пятьдесят тысяч долларов, Фонд поддержки олимпийцев, созданный частным капиталом, добавил еще столько же, но это не снимает ответственности с ОКР.

Впрочем, выплаты - не единственная проблема, связанная с Олимпийским комитетом. По-прежнему масса нареканий к работе аппарата, в чьей деятельности нет прозрачности, последовательности и предсказуемости.

- Может, в вас, Ирина Константиновна, говорит обида за поражение на выборах президента ОКР?

- Глупо обижаться, надо делать выводы. Окончательно поняла то, что и раньше знала: даже спортсмены, выступающие в командных дисциплинах, остаются индивидуалистами, нам трудно объединиться для борьбы с чиновниками. Мы уступаем в аппаратных интригах и подковерных схватках, а бюрократы сплочены и монолитны, пробить их оборону тяжело. Посмотрите: в новом составе ОКР почти нет тренеров, спортсменов, тех, кто знает спорт изнутри, зато функционеров разных мастей - завались. Кто эти люди, какие у них заслуги перед страной? Да, сейчас им удалось сохранить удобные кресла, но, подозреваю, на следующих выборах фокус не пройдет. Олимпийским движением активно интересуются финансисты, понявшие: в большой спорт выгодно инвестировать. И соображения престижа играют не последнюю роль. Раньше коллекционировали яхты и виллы, теперь в моде не только покупка футбольных клубов, но и руководство спортивными федерациями.

Пример Абрамовича, Потанина, Костина и Лисина, похоже, оказался заразителен.

- Вы осуждаете?

- Констатирую. У людей появилась новая любимая игрушка, за которую готовы платить. Ну и прекрасно. Ясно лишь, что они не остановятся на достигнутом.

Следующий шаг - ОКР. Наверняка крупный капитал делегирует своих полпредов в Олимпийский комитет. У бизнеса есть деньги, а значит, возможности решать вопросы нужным для себя образом. В этой ситуации спортсмены опять рискуют остаться не у дел. Обидно, если так произойдет. Присутствие на руководящих должностях в национальных федерациях и в ОКР знаковых фигур из числа вчерашних чемпионов необходимо. Набравшись опыта, они смогут представлять страну на международном уровне, где наши позиции очень слабы. Такое ощущение, что у Олимпийского комитета нет внешней политики.

- Может, на Лужнецкой набережной решили: кесарю кесарево, а спортсмену спортсменово? Мол, бегайте, прыгайте, голы забивайте, а в высокие сферы нос не суйте.

- Дискриминацией попахивает. С такой логикой не только атлетов в пределы ринга или стадиона можно загнать, но, например, женщину приковать к кухонной плите или пылесосу.

- Разве вы никогда не сталкивались с мужским шовинизмом, Ирина Константиновна?

- В нашей стране? Сколько угодно! Так сказать, историческая традиция, стиль отношений, уходящий корнями в века. Но ужас даже не в этом. Продвижению женщины по карьерной лестнице, росту ее социального, общественного статуса больше всего препятствуют... правильно: другие женщины! Вот он, шовинизм сильного пола. Вам удалось вбить клин между нами.

Ответьте, почему мужская дружба, такая бескорыстная, чистая и честная, есть, а женской - нет? Туалеты надо делить по половому признаку, а дружбу-то зачем, а?

Еще один тезис, унижающий наше достоинство: якобы из-за мужика любая баба готова перегрызть глотку сопернице. Если вы совершаете безумства, это преподносится как порыв души, благородное чувство. А сколько случаев, когда лучшие друзья вместе шли в бизнес, добивались успехов, а потом крошили друг друга в капусту из автоматов и гранатометов? Женщины могут переругаться, но не припомню, чтобы одна подсылала киллера к другой.

- Да вы феминистка!

- Реалистка. Посмотрите, ведь и в бизнесе мужчины опасаются работать с женщинами, распространяя слухи, мол, и не деловые мы, и не практичные. Правда, не все так рассуждают. Недавно была в Карелии, где женщинам доверяют и министерские посты. Глава региона Сергей Катанандов объясняет просто: женщины меньше воруют и реже подводят, ибо чувство ответственности в них заложено на генетическом уровне. Но Карелия - исключение, иллюстрирующее правило.

- В Общественной палате вы тоже в меньшинстве?

- Разумеется. Хотя женщин там больше, чем, например, в Госдуме или Совете Федерации. О правительстве и не говорю.

Нас туда допускают, где задарма, а к деньгам и реальным рычагам мужчины сами толкаются, дам не зовут. Кстати, единственное место, где в России женщинам традиционно уступают дорогу, вход в лифт, хотя именно там этого делать не стоит...

- Значит, и в ОП вас таким макаром зазвали?

- Мне в палате нравится. Там сильный юридический корпус, в нем работают прекрасные адвокаты. Это придает уровень подготовленным документам.

Все куда серьезнее, чем в Госдуме, поражающей непрофессионализмом.

- В какую комиссию входите?

- Формирования здорового образа жизни. В последнее время активно работали над законом об игорном бизнесе.

- Вы за высылку его в резервации?

- Казино давно пора убрать из Москвы и крупных городов. Перед иностранцами стыдно, честное слово. Нигде в мире такого нет, чтобы столицу в Лас-Вегас превратили... И возрастной ценз необходим. В Америке, например, людей моложе двадцати одного года даже к "однорукому бандиту" не подпустят.

- А вы игрок, Ирина Константиновна?

- Без фанатизма. Для меня это способ отвлечься. В Штатах жила в трех часах езды от Лас-Вегаса, и когда на душе становилось совсем фигово, чтобы не сказать резче, вырывалась туда. Укладывала в девять вечера детей спать, прыгала в машину, приезжала к полуночи, играла в автоматы, ставя по минимуму, и к шести утра возвращалась домой. Сплин разгоняла.

- В России такое желание не возникает?

- Тут у меня другая жизнь. Ни разу в казино не заглянула. И жалеть об их закрытии не стану. Главное, чтобы те, кто будет приводить принятый закон в исполнение, состраданием к отдельным представителям игорного бизнеса не прониклись. Главная проблема России не в дураках и не в дорогах, даже не в отсутствии новых законов, а в отношении к старым, уже существующим. Избирательность и необязательность - наш бич.

- Поднимите тему на Общественной палате.

- Думаете, об этом не знают? Есть люди, заинтересованные, чтобы все оставалось как есть. Собственно, мы вернулись в разговоре к тому, с чего начинали. Когда видишь происходящее, оптимизма не добавляется.

- Есть человек, чье слово в России - закон?

- На мой взгляд, нет. И апеллировать пока не к кому. Властная вертикаль ведь должна заключаться не в единоначалии, а в дисциплине, пронизывающей государственную машину сверху донизу. Если этого нет, все остальное - слова. Вот спорт чем хорош? Там действуют четкие правила, которые никто не может нарушить.

- Давайте следующим президентом страны спортсмена выберем.

- А что? По-моему, было бы замечательно...






http://www.oprf.ru/

Док. 355166
Перв. публик.: 16.01.07
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 333

  • Роднина Ирина Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``