В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Ковалев: Рутина - слово благородное Назад
Олег Ковалев: Рутина - слово благородное
Когда оппозиция хочет снять с повестки дня, отложить или даже провалить поставленный фракцией "Единая Россия" вопрос, чаще всего идет апелляция к регламенту: того нет, этого не хватает и т.п. Тогда слово берет один и тот же человек и спокойно, подробно, часто наизусть цитируя ту или иную регламентную норму, объясняет коллегам дух и букву регламента. После его комментариев возражения, как правило, оказываются неуместны. Об этом мы и начали разговор с председателем комитета по регламенту и организации работы Государственной думы Олегом КОВАЛЕВЫМ.

- Олег Иванович, я недавно посмотрел статистику выступлений депутатов Госдумы прошлого созыва и обнаружил удивительный факт. Фамилия одного из депутатов попала в стенограмму всего один раз за четыре года. Тогда Любовь Константиновна Слиска спросила перед голосованием: "Кто без карточки?" "Я без карточки", - ответил он и таким образом попал в стенограмму и в историю. Ваша фамилия по частоте упоминаний и выступлений в первом ряду...

- Не знаю, о ком вы говорите, но сам факт того, что человек не выступает на пленарных заседаниях, еще не означает, что он не работает над законопроектами в комитете. Я знаю другие примеры - тех, кто часто выступает, ловит каждую возможность засветиться перед телекамерами, но вовсе не работает. С другой стороны, вы правильно заметили, что мне приходится выступать чаще других. И не потому, что я такой активный. Наоборот, мне, скорее, более по душе тихая, ежедневная, в хорошем смысле слова, рутинная работа. Но вышло так, что меня избрали председателем комитета по регламенту. А наш регламент - это ведь конституция нижней палаты, и любое нарушение конституционной, то есть регламентной, нормы может повлечь за собой негативные последствия. Поэтому наш комитет, как бы не являясь социально значимым, ибо в нем не рассматривается ни бюджет страны, ни ее безопасность, ни социальная политика, в то же время постоянно находится в центре внимания и депутатского корпуса, и СМИ.

- Особенно в последнее время, когда "Единую Россию" стали обвинять чуть ли не в торможении всей административной реформы. Помните, как на пленарном заседании 16 апреля кто-то из ваших коллег спросил вас: "Вы что же, Олег Иванович, против президента, против проводимой им административной реформы, если не соглашаетесь сократить количество комитетов Госдумы до количества федеральных министерств?" Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем была суть конфликта?

- Да это и не конфликт даже, а простое политическое бытие парламента. Дело в том, что фракция "Родина" положила в основу своего проекта структурного реформирования Госдумы один из наших черновых вариантов. Там была заложена идея структурного соответствия количества профильных комитетов нижней палаты парламента количеству министерств правительства. Но идея эта была рождена еще тогда, когда административной реформы в ее нынешнем виде вообще еще не предвиделось. Затем прошли парламентские выборы, создана оптимальная и на тот, и на сегодняшний момент структура. Кстати, доказавшая свою работоспособность и по количеству, и по качеству получаемых результатов. И теперь, когда набран ход, нам предлагают все разрушить и начать с нуля. Это очень опасно по двум причинам.

Во-первых, резкая, непродуманная и неподготовленная реформа уже действующей структуры практически парализует работу палаты. Уж на весенней-то сессии точно придется поставить крест. Такие вещи лучше всего делать накануне летних каникул, поскольку тогда перестройка структуры входит, скажем так, в адаптационный период, и неизбежные потери при этом становятся минимальными.

Во-вторых, нам предлагают сделать формальную копию со структуры правительства тогда, когда эта структура еще не успела пройти обкатку на практике, обрести законченные формы, делом доказать свою работоспособность и эффективность. А если она окажется недостаточно работоспособной и не вполне эффективной, а мы уже ее скопировали? Что тогда?

Снова все менять и перенастраивать? Но тогда некогда будет заниматься законотворчеством, то есть своим прямым делом. А сэкономить бюджетные деньги на содержание Думы можно и нужно другим способом.

- А каким именно?

- Депутаты должны сами оплачивать услуги ЖКХ, надо лимитировать транспортные расходы и услуги связи.

Одно это даст экономию гораздо большую, чем реструктуризация Госдумы. Я уже не говорю о сокращении аппарата ГД. Мы запланировали сократить его численность в этом году на 335 человек, т.е.

на 18%. А структуру Госдумы как не меняй, все равно останется 450 депутатов. И расходы на них производить необходимо. Так лучше эти расходы получать от экономии и спокойно заниматься своим основным делом.

- Здесь так и хочется добавить ваше любимое слово - "рутинным".

- Да, я люблю это слово, потому что люблю работу и не приемлю политиканство. Настоящая, то есть ежедневная кропотливая работа всегда рутинна. Законотворчество ведь не терпит кавалерийских атак и наскоков. Оно мстит за них тем, что принятые в политическом азарте популистские законы потом оказываются полным враньем перед собственным народом. Непросчитанные, не прошедшие сквозь мелкое сито юридической и экономической экспертизы, не обеспеченные соответствующими финансами, они создают в обществе не просто нервозную, но взрывоопасную атмосферу.

Как было, например, с пресловутым законом "О ветеранах".

Да много еще можно привести примеров политически азартного, но неудачного законотворчества.

- Неужели вы вообще не испытываете азарта от работы, этакого пушкинского "упоения в бою и бездны страшной на краю"? Уж вам-то чаще других приходится фехтовать в зале заседаний.

- Почему же не испытываю... Я живой человек, а не машина. Но мой азарт не там, где вы говорите, не в зале заседаний. Знаете, что я чаще всего вспоминаю? Как мы работали над Трудовым кодексом, как выверяли каждый закон, каждую статью, каждую строчку. Нам тогда со всех сторон кричали, что, если мы примем Трудовой кодекс в том виде, в котором он предлагался, возмущенные толпы рабочих и крестьян выйдут на улицы, и начнется новая революция. И что? Куда девались эти оракулы нового пролетарского мятежа? Люди вдруг обнаружили, что у них есть свод Законов о труде, причем законов действующих, функциональных. Вот где истинное наслаждение - вспомнить, увидеть и убедиться, что ты был прав. А вы - "упоение в бою..." - В вашем комитете, Олег Иванович, работают 15 депутатов Государственной думы.

Причем некоторых из них уж никак нельзя назвать политическими единомышленниками. Как проходят ваши заседания? Как удается поставить интересы дела выше тех или иных политических пристрастий?

- У нас с этим нет никаких проблем, поскольку в комитете собрались настоящие профессионалы. Ведь политик от политикана, а профессионал от дилетанта отличаются тем, что для первых дело и результат всегда важнее слова и позы радетеля за человечество. А у нас в комитете как раз собрались первые, а не вторые.

Я вам больше скажу. Партии "Единая Россия" народ оказал такое доверие не потому, что мы много говорили. Говорили-то мы как раз мало.

Мы победили на выборах второй раз подряд, потому что много и конкретно работали с людьми и для людей в регионах, в стране. Я убежден, что именно так мы будем работать и в оставшееся до следующих выборов время.



ЕДИНАЯ РОССИЯ, Город: МОСКВА

Дата: 26 апреля 2004


Док. 355145
Перв. публик.: 26.04.04
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 531

  • Ковалев Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``