В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Ковалев: Испытание действительностью Назад
Олег Ковалев: Испытание действительностью
Итак, началась весенняя сессия Государственной думы. 12 января на ее первом заседании депутаты обсудили примерную программу законопроектной работы, которая предстоит им в ближайшие шесть месяцев 2005 года. В чем особенности этой программы, какие коррективы вносит текущая жизнь в законотворческую деятельность депутатского корпуса? Об этом мы решили поговорить с председателем комитета по регламенту и организации работы Государственной думы Олегом КОВАЛЕВЫМ .

- Олег Иванович, даже беглый взгляд на повестки дня первых январских заседаний Госдумы наводит на мысль, что январь - не самый напряженный месяц для нижней палаты парламента. Не так ли?

- Действительно, наиболее интенсивная законотворческая деятельность никогда не начинается в январе, потому что к концу осенней сессии мы завершаем работу над основным массивом важнейших законопроектов, стремясь передать их Совету Федерации и президенту для принятия решений и подписания. Поэтому январские заседания выглядят несколько менее напряженными, чем последующие. Так было всегда. В этот месяц Госдума обычно рассматривает законопроекты, не имеющие перспективы. А таких к концу года накапливается довольно много. Основная работа начнется в феврале. Именно тогда мы рассмотрим принятые в первом чтении два важнейших для создания гражданского общества и совершенствования политической системы в стране закона - "Об общественной палате" и "О выборах депутатов Государственной думы". Но самая напряженная работа будет проходить в период с апреля по июнь. Как раз в это время будут рассматриваться изменения в налоговом законодательстве, потому что в мае-июне правительство приступает к формированию бюджета на следующий год.

В весеннюю сессию мы продолжим работу над тем блоком законодательных инициатив, который определили для себя как обязательный в связи бесланской трагедией, - о борьбе с терроризмом, о предотвращении террористических актов. Далее мы надеемся, что правительство внесет в Госдуму законопроекты, посвященные реформированию образования и здравоохранения. Это большой, сложный, весьма противоречивый пласт проблем, который потребует от нас серьезной, вдумчивой и напряженной работы, чтобы в результате ее положение дел в этих сферах улучшилось, а не ухудшилось. Таково общее, концептуальное содержание примерной программы нашей работы в весеннюю сессию. Конечно, будет еще очень много законопроектов, скажем так, оперативного значения, продиктованных жизнью, правоприменительной практикой. Это так называемая шлифовка и полировка тех кодексов, которые у нас уже приняты, - Трудовой, Гражданский, Уголовный и Уголовно-процессуальный. Такая работа неизбежна для любого парламента, потому что почти каждый закон, каким бы идеальным он ни казался в момент принятия, все равно потребует шлифовки и корректировки, когда он проверяется жизнью.

- Работа Государственной думы строится по внутреннему закону, который называется "Регламент". Возникла ли за прошедший год необходимость его, как вы говорите, "отшлифовать и подкорректировать"?

- Конечно, ведь нет пределов для совершенства. Мы сейчас анализируем информацию о том, как комитеты Государственной думы поработали в минувшем году, сколько и каких законов подготовили к рассмотрению, сколько из них принято, а сколько отклонено. Какие "круглые столы" и парламентские слушания провели и какова их реальная отдача в законотворческом процессе.

То есть мы пытаемся определить эффективность работы госдумовских комитетов. У нас в Конституции записано, что Госдума может создавать комитеты и комиссии. Не исключено, что после проведенного анализа и широких консультаций мы придем к выводу о необходимости активизировать структуру палаты. Это значит, что ряд комитетов, которые важны для общества и, безусловно, отражают общественные интересы большого количества людей, но не несут нагрузки самостоятельного законотворчества, могут быть преобразованы в комиссии. По статусу они приравнены к комитетам за исключением того, что они не будут исполнителями в разработке и подготовке законопроектов к рассмотрению Госдумой, а будут лишь соисполнителями. Я не хочу сейчас конкретизировать, но в Думе есть комитеты, чья компетенция разбросана по всему кругу законов. Преобразованные в комиссии, они в качестве соисполнителей того или иного закона могут успешно работать с самыми разными комитетами. Поэтому не исключено, что палата примет решение о таких преобразованиях, которые не создадут статусных проблем, но дадут реальную и довольно существенную экономию средств на содержании аппарата. Так что реальная жизнь проверяет все законы. В том числе и "Регламент".

- Жизнь в последние две недели особенно бурно проверяет закон No122, посвященный так называемой монетизации льгот. Почему, на ваш взгляд, первая правоприменительная практика вызвала ряд протестов населения?

- Я бы разделил причины возникших сейчас проблем на три блока. Во-первых, слабости закона. Их еще предстоит выявить и изучить, но я уверен, что они есть. Да их и не может не быть, потому что впервые в истории России предпринята работа такого масштаба и социального значения, как эта. Заниматься ею все равно пришлось бы рано или поздно, а законодательного опыта такой работы не было ни у парламента, ни у правительства. Но я абсолютно уверен, что слабости эти не катастрофичны. Они будут устранены, а закон - усовершенствован. Во-вторых, уже очевидны недоработки органов исполнительной власти в схемах реализации этого закона. Как определиться с транспортом, с обеспечением лекарствами и медикаментами, какие механизмы при этом задействовать - все это должно быть предусмотрено подзаконными актами, принятыми органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. И не только приняты, но и разъяснены людям.

И третье - это нерадивость чиновников в процессе подготовки к реализации этого закона. Медлительность, неповоротливость, а порой и банальная лень наших служащих вызывает у простых людей обиду и даже гнев.

Причем все, что касается недостатков в работе исполнительной власти, может быть устранено достаточно быстро. И когда это будет сделано, мы сможем более четко и предметно определиться с недостатками законодательными и, вернувшись к закону, устранить их. Если бы мы сейчас взялись перекраивать или менять закон, к чему призывают нас горячие головы, вот это стало бы настоящей катастрофой.

И еще одно. Меня очень тревожит то, как об акциях протеста рассказывается в средствах массовой информации. Особенно - по телевидению. Никто не пытается разобраться в каждом конкретном случае, почему произошел сбой в том или ином регионе, кто в нем виноват. Аналитики как таковой нет вообще, а есть только горячие репортажи взахлеб - там вышли с протестом, здесь протестуют.

Такая информационная политика может серьезно накалить ситуацию в стране. И все же я убежден, что пройдет месяц, максимум - полтора, и девяносто процентов горячих на сегодняшний день проблем будут решены.

И как может быть иначе, если мы в четыре с половиной раза увеличили расходы на федеральных льготников и почти на столько же - для региональных по сравнению с тем, что было до 1 января нынешнего года. Это ведь реальные деньги, отданные реальным людям. Поэтому я не сомневаюсь, что механизм, заложенный в законе о монетизации льгот, заработает. И наша фракция, партия "Единая Россия" сделают все, чтобы это произошло как можно более быстро и как можно менее болезненно.



Единая Россия, Город: Москва
Дата: 17 Января 2005



Док. 355123
Перв. публик.: 17.01.05
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 420

  • Ковалев Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``