В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Ковалев, председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы: Взявшись за большое, не споткнись на малом Назад
Олег Ковалев, председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы: Взявшись за большое, не споткнись на малом
В беседе с председателем Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Олегом Ковалевым , естественно, не были обойдены специфические вопросы деятельности этого подразделения. Но для начала все же захотелось узнать точку зрения депутата на те проблемы, которые сейчас стоят перед Государственной Думой по решению задач, обозначенных Президентом страны на встрече с руководством палаты, Правительством, членами Госсовета.

- Президент страны Владимир Владимирович Путин на той встрече предложил, по моему мнению, ряд национальных проектов, реализация которых позволит достичь существенной консолидации общества. Поскольку эти проекты являются и социальными, и экономическими. Но все они еще до начала своей реализации требуют глубокой проработки. Возьмем здравоохранение. Да, мы говорим о необходимости повышения заработной платы участковым врачам, медсестрам. Все это хорошо, но на фоне низкой заработной платы в целом по здравоохранению подобное выборочное решение может вызвать социальную напряженность. Ведь есть врачи других специализаций, у которых зарплата не так велика, и они как бы остаются обделенными. Не решая вопросы по ним, мы сразу же можем получить проблемы, куда более значимые, чем оказались при реализации небезызвестного закона о монетизации льгот.

Словом, все необходимо скрупулезно просчитать до мелочей. Или другая сторона вопроса - обеспечение современным медицинским оборудованием поликлиник. Здесь тоже нельзя забывать о подводных камнях. Например, а не повысим ли мы такой массированной и, главное, централизованной закупкой цены на оборудование (в основном импортное) на рынке? Думаю, чтобы избежать этого, необходимо рассредоточить закупку по федеральным округам, регионам, привлечь как можно больше фирм, словом, создать нормальную конкуренцию, что позволит удержать цены.

- С подобными проблемами, возможно, придется столкнуться и по другим, как вы называете, национальным проектам.

- В том-то и дело. Возьмем образование. Ведь его ни в коем случае нельзя отрывать от науки. Поэтому, идя на повышение зарплаты в системе образования, требуется учитывать эту связь.

Или ипотека. Сама схема ипотечного кредитования продумана хорошо. Но что вызывает опасение? Да, мы увеличим доступ людей к кредитам, тем более что желающих улучшить свои жилищные условия немало. Например, молодые семьи хотят жить в отдельных квартирах. Словом, спрос будет расти.

И если в этой ситуации в строительной сфере не создать нормальную здоровую конкуренцию, мы можем получить только рост стоимости жилья, который "съест" все те преференции, которые мы дадим людям.

Если говорить о предложениях Президента по селу, то здесь, например, в развитие животноводства требуются немалые финансовые вложения. Но где взять сельхозпредприятиям средства и поможет ли им в этой ситуации государство? На мой взгляд, нужны кредиты под низкие проценты и на длительный срок. Но очень важно, чтобы эти кредиты выдавали банки, а государство субсидировало снижение ставок по обслуживанию кредитов до инвестиционных. Таким образом мы добьемся того, что кредиты достанутся тем, кто уже доказал, что умеет хозяйствовать и способен добиться результата и вернуть кредиты.

Почему говорю больше о проблемах? По одной простой причине - не решив их, мы не получим искомого положительного результата: прежде всего улучшения жизни людей. Да и не стоит забывать старую истину - "дьявол кроется в деталях".

Если говорить о роли Государственной Думы, то, как известно, Президент поручил Правительству подготовить концепции для реализации поставленных им задач. Это и проекты постановлений кабинета, и поправки в действующие законы. С последними как раз и будут работать депутаты. Мы уже научены горьким опытом реализации закона о монетизации льгот, когда хорошую, правильную идею не сумели как следует по-началу воплотить в жизнь. Рассчитывали, что все пойдет своим чередом, поверили заверениям министров, которые убеждали нас, что все идет хорошо, тщательная подготовка проведена. Но жизнь показала обратное. Поэтому будем более внимательно относиться ко всем правительственным инициативам.

- На реализацию всего обозначенного потребуются немалые средства. В палате же уже активно идет работа над проектом федерального бюджета на будущий год. В первом чтении он принят. В ходе обсуждения было высказано немало претензий в адрес фракции "Единая Россия" по поводу того, что на социальные вопросы недостаточно выделяется средств. Как же собираетесь обеспечивать реализацию инициатив Президента?

- Мы должны в следующем году начать их реализовывать. Поэтому в рамках предложенного проекта бюджета потребуется провести перераспределение средств. Учесть рост цен на нефтепродукты и другие нюансы, к которым я бы отнес и расчеты регионов в части средств, передаваемых им на реализацию проектов. Поэтому работа предстоит большая, серьезная, и она уже ведется. Убежден, что во втором и третьем чтениях проекта бюджета будут приняты поправки, которые позволят сделать бюджет более ориентированным на решение поставленных задач.

Что касается упреков, то нас обвиняли в том, что не корректируем, а значит, не изменяем основные параметры бюджета перед первым чтением. Но давайте исходить из нами же принятых законов. Проект бюджета, как и любой другой документ, рассматривается в первом чтении в том виде, в каком он внесен в Государственную Думу Правительством. Поэтому здесь только два варианта: палата или принимает его, или нет. Третьего не дано. Непринятие бюджета в первом чтении поставило бы под угрозу принятие его в целом к новому году, а значит, и финансирование всей бюджетной сферы в начале 2006 года. Но у нас к основным параметрам бюджета-2006 претензий нет. Они были существенно откорректированы Правительством по настоянию "Единой России" в рамках так называемого "нулевого чтения", а по сути согласительных процедур - с парламентским большинством, до официального внесения в Государственную Думу. Так вот, в ходе его мы многое сумели изменить, прежде всего значительно была увеличена расходная часть. А сам бюджет стал более социально ориентированным, и, что самое главное, сформирована инвестиционная часть бюджета впервые за последнее десятилетие. Уже само по себе это очень важно. И важно также, что бюджетные инвестиции пойдут на развитие инфраструктуры - коммуникаций, в том числе дорог, аэропортов, морских портов, что позволит привлечь частные инвестиции в экономику в значительно большем объеме, чем бюджетные.

- Но на всех ваших благих пожеланиях и решениях могут поставить крест высокие цены на топливо. То же село уже просто стонет от этого.

- Государственная Дума приняла обращение к Правительству по выработке мер для сдерживания роста цен. Хотя, конечно, никакими административными мерами этого сделать не удастся. Здесь можно найти выход из сложившейся ситуации только через рыночные механизмы. В частности, нужно корректировать налоговую систему нефтедобычи и нефтепереработки, тем самым стимулируя отечественные компании работать больше на внутренний рынок. Мы забираем из этой отрасли от продукции, реализуемой на внутреннем рынке, слишком много, затем из бюджета же покрываем часть затрат села и бюджетной сферы на рост цен на энергоносители, то есть создаем заколдованный круг, в котором теряем часть средств на так называемые "нецелевые" неэффективные расходы. Еще один путь, по которому нужно было двигаться уже давно, - создание специализированной биржи нефтепродуктов, на которой государство было бы одним из активных игроков. Это также позволило бы стабилизировать цены. Кроме того, биржа дала бы возможность средним и малым компаниям более уверенно чувствовать себя на топливном рынке, делать прозрачным оборот нефтепродуктов.

- Олег Иванович, говоря в целом о роли Государственной Думы в обеспечении задач, поставленных Президентом страны, в то же время нельзя обойти стороной и деятельность вашего комитета. У него есть одна специфика - вам необходимо обеспечить каждого депутата кабинетом, оргтехникой, многих парламентариев квартирами и всем прочим. Хлопотно, ведь не обходится и без претензий?

- Машины, телефоны, квартиры - не главные наши проблемы, они решаются в рабочем порядке. На первое место я бы поставил обеспечение процесса законотворчества таким образом, чтобы все шло без сбоев и депутаты не задумывались, как провести, например, парламентские слушания, заседания, конференции и "круглые столы". Не будем при этом забывать, что Госдума - это конгломерат политических сил и необходимо для каждой из них создавать равные условия по доступу к парламентской трибуне, к участию в дискуссиях, парламентскому телевидению. Да, думская оппозиция порой критикует нас за якобы ущемление их прав, но статистика показывает, что равный подход для всех политических сил соблюдается.

Более того, когда к нам приходит со своими проблемами конкретный депутат, то на партийность мы не смотрим. Решаем все вопросы, не оглядываясь на нее. Хотя, конечно, резких высказываний в наш адрес достаточно. Но обид не держим, такая работа.

- Регламент - это своего рода конституция Государственной Думы. Но в отличие от Основного Закона страны в Регламент вносится достаточно много поправок. Отчего так?

- Все, что корректируется, объясняется одним - требованиями жизни. Общество развивается, и вместе с ним развиваются государственные институты, в том числе и парламент. Некоторые положения Регламента, которые хорошо работали во второй, третьей Думе, уже не жизнеспособны в четвертой. Сегодня, например, в палате новый политический расклад. Поэтому те механизмы, которые закладываем в регламент, должны отвечать требованиям времени.

Например, много дискуссий вызвало реформирование Совета Думы, в который ранее входили руководители фракций, теперь он состоит из заместителей Председателя Государственной Думы. Время показало, что мы приняли верное решение. Совет Думы стал работающим органом, который не является площадкой для политических дискуссий, а организовывает работу Думы. Совет, например, принимает решения, как подтолкнуть Правительство, чтобы оно побыстрее дало заключение на тот или иной законопроект, формирует повестку дня. Определяет, нужно ли парламентскую делегацию отправлять в командировку в регион или за рубеж, требуется ли проводить выездное заседание комитета или организовать все на месте, какие парламентские слушания провести, чтобы все позиции сторон были выяснены. То есть Совет Думы стал таким, каким и должен быть, - рабочим органом. И палата стала лучше, качественнее работать. Вы можете легко убедиться в этом, посмотрев статистику законотворческой деятельности Государственной Думы.

- Совету Думы, вашему комитету пришлось разбираться и с фракцией "Родина", которая разделилась на две с одинаковым практически названием.

- Занимались и этим вопросом. Хотя, напомню, что в весеннюю сессию мы не торопились принимать какие-либо поспешные решения. Надеялись, что во фракции все же сумеют разрешить возникшие разногласия и она останется единой. Увы, не случилось. Это еще раз подтверждает то, что избирательные блоки неустойчивы и любая причина может послужит для их распада. Что и произошло с "Родиной".

С другой стороны, мы не могли не зарегистрировать еще одну образовавшуюся фракцию. На эту тему провели массу консультаций с экспертами Центр- избиркома, авторитетными юристами. Вывод был один - в случае отказа подобного рода вопрос решился бы в судебном порядке. Поскольку блокообразующие партии имеют право на выделение в самостоятельную фракцию. Но, с другой стороны, подобные разделения, считаю, не свидетельствуют об уважительном отношении к своим избирателям. Ведь люди голосовали за блок "Родина" как единую политическую силу. Однако она оказалась неустойчивой. Чтобы сохраниться, требовалась значительная терпимость и толерантность со стороны лидеров блокообразующих партий, чего, к сожалению, не произошло.

- В региональных парламентах тоже существуют комитеты или комиссии, которые занимаются аналогичной с вашей работой. Поддерживаете с ними связь?

- Конечно, поддерживаем, хотя хотелось бы, чтобы она была куда прочнее. Для этого, например, провели в Ростовской области выездное заседание комитета, на котором обсудили достаточно много проблем взаимодействия, увидели, где мы не дорабатываем, а где наши коллеги с мест.

В частности, немало жалоб на то, что подготовленные региональными депутатами законопроекты зачастую не поддерживаются Госдумой. Причины этого в том, что иная инициатива носит чисто местный характер и она не может быть распространена на всю страну. Или законопроект требует солидных финансовых затрат. По Конституции Российской Федерации на такой документ требуется заключение Правительства, а авторы его не получили.

Сейчас мы разрабатываем программу сотрудничества с регионами на будущий год. В нее закладываем немало полезных мероприятий с участием и Государственной Думы, и региональных парламентов, и, соответственно, аппаратов.

- Олег Иванович, у вас два региона, за которые как депутат отвечаете. Отчего не один, как у всех парламентариев?

- Основной регион - это Московская область, а в Краснодарском крае я родился, вырос, учился, и я считаю, что обязан помогать этому региону, чем могу. Поэтому высказал на заседании фракции "Единая Россия" пожелание, чтобы в качестве дополнительного региона и его закрепили за мной.

За время работы наладились неплохие отношения и с обоими регионами. Если взять Подмосковье, то здесь у нас постоянный контакт с областными законодателями, правительством Московской области, губернатором Борисом Громовым. Получаем от них мнения по законопроектам, со своей стороны стараемся отстоять позицию области по тому или иному вопросу. Конечно, не все получается, но работаем очень дружно и согласованно. Хотя понятно, что все проблемы невозможно решить. Как частные, так и общие. Но это жизнь. И этим она интересна.

СПРАВКА "ПГ"

Ковалев Олег Иванович - председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, заслуженный строитель Российской Федерации. Родился 7 сентября 1948 года. Окончил Ростовский инженерно-строительный институт. Член фракции "Единая Россия".

Основные параметры бюджета-2006 были существенно откорректированы Правительством по настоянию "Единой России" в рамках так называемого "нулевого чтения" с парламентским большинством еще до официального внесения в Государственную Думу.



Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 4 Октября 2005



Док. 355116
Перв. публик.: 04.10.05
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 505

  • Ковалев Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``