В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Ковалев: Реформа местного самоуправления Назад
Олег Ковалев: Реформа местного самоуправления
В: Один из самых частых вопросов, с которыми избиратели приходили на этой неделе на прием к депутатам, реформа местного самоуправления. Людей волнует, что будет с ветхими муниципальными домами, в которых они живут и появятся ли теперь у муниципалитетов и поселений деньги на их капитальный ремонт или постепенную замену современными зданиями. Наш репортаж из подмосковного города Талдома.

КОР: Талдом - типичный небольшой город Подмосковья. 14 тыс. жителей, 120 километров от Москвы и 50 километров от райцентра города Дмитрова. Главная головная боль городского руководства - деревянные дома барочного типа довоенной постройки. Они разрушаются на глазах, горят, а людей отселять оттуда некуда. Переселенческого фонда нет. Глава городского поселения Талдома Григорий Мирошниченко обратился за помощью к депутату Госдумы от своего округа Валерию Гальченко.

- У нас один дом сгорел, вот осенью сгорел, один в декабре горел. Люди, которые тут живут, понятно .. и лучше ... .

- Я так понимаю, что вот этот из той же оперы.

- Этот с той оперы, тот с той.

- И это все муниципальное.

- Это все муниципальное жилье.

КОР: Всего в Талдоме около 20 подобных домов, где до сих пор живут люди. За жилье многие из них по понятным причинам не платят, а муниципалитет поступившему в силу 131-ому закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", обязан платить за эти и подобные дома налога, земельный и на имущество. В городском бюджете на это денег нет, он формируется по смете, разработанной районными и областными властями.

Г. МИРОШНИЧЕНКО (глава муниципального образования городское поселение Талдома Московской области): С нами поступили так, создав местное самоуправление, и бросили его в плавание, как кошку в воду, плыви, если выплывешь. Смета расходов, которые нам сегодня передана, не покрывает те потребности, которые нам необходимо решать по полномочиям.

КОР: Отказаться и не брать подобные аварийные дома на баланс муниципалитет также не имеет право.

В. ГАЛЬЧЕНКО (депутат от избирательного округа 185, Дмитровский округ, Московская обл.): Вот это состояние жилого фонда - это типичное состояние жилого фонда по стране.

КОР: По 131-у закону вновь образованным поселениям должно быть передано имущество, необходимое для выполнения их функций. Для этого согласно тому же закону должно быть издано соответствующее постановление правительства. Однако Министерство экономического развития подобный документ, описывающий порядок передачи зданий муниципалам, до сих пор не разработало, а жилой фонд и дома культуры тем временем продолжают разрушаться. Здесь, в Талдоме оттого, что в морозы лопнули трубы теплоснабжения.

- Это что, поставлены банки?

- Банки, все равно сочится, скотчем уже заматывалось. Хомут на хомуте.

КОР: Ни он, ни глава, ни я, депутат-одномандатник, член "Единой России" не в состоянии в одиночку добиться решения этих проблем. Я абсолютно убежден в том, что до тех пор, пока не будет создана организация, которая объединит все муниципальное сообщество - глав, депутатов единым кулаком, они не выступят в борьбе, в отстаивании собственных интересов, люди будут жить вот в таких полугорелых домах.

Государственная дума планирует продолжить работу над совершенствованием реформы местного самоуправления. Валерий Гальченко считает, что в этом процессе должны участвовать и представители муниципальных властей. На встрече с руководителями городских поселений Талдомского района идея объединения местных властей вызвала интерес.

Л. СКИБИНА (глава муниципального образования городское поселение Северный Талдомского муниципального раойна): Мысль объединения этого союза очень верная, где можно вопросы поднимать, и где мы будем услышаны, что нельзя строить вот такую политику, экономическую политику, благоустроительную политику, таким образом бросать нас в низы и сами разбирайтесь как хотите.

КОР: Муниципалитетам приходится исправлять и ошибки прошлых лет. Только некоторые из них. Из-за отсутствия коллективных антенн на крышах домов ставят десятки индивидуальных, это нарушает гидроизоляцию и крышу приходится постоянно ремонтировать. Из-за плохо утепленных труб теплотрасс батареи в домах холодные или даже размораживаются. Исправить ситуацию могут дополнительные финансовые источники для муниципальных образований.

- Если бы мы формировали бюджет своей территории из тех источников, которые закрепил закон, это налог на землю, налог на имущество физических лиц и отчисления от подоходного налога, то собираемая сумма она превысила бы ту смету, которая сегодня более чем в два раза. И понятно, что перед территориями возникла бы так сказать заинтересованность в сборе этих налогов.

КОР: На примере проблем небольших городов таких, как Талдом, депутат Госдумы от Дмитровского района В. Гальченко подготовил парламентский запрос правительству. Как оно исполняет законодательство о реформировании местного самоуправления и как планирует увеличить доходы муниципалитетов до уровня их обязательных прописанных в законе полномочий. Прокомментировать ситуацию с реализацией национальных проектов в сфере жилья мы попросили заслуженного строителя России, председателя комитета по регламенту и организации работы Госдумы О. Ковалева . Олег Иванович , за последние 50 лет у нас в стране предпринималось, по крайней мере, 3 попытки обеспечить каждую семью отдельной квартирой. В чем отличие на ваш взгляд нынешнего национального проекта "Доступное жилье" от всех предыдущих попыток решить эту извечную проблему России.

ОЛЕГ КОВАЛЕВ (председатель комитета по регламенту и организации работы государственной думы, заслуженный строитель РФ): Ну, действительно, за нашу историю, современную, действительно раза 3, наверное, мы объявляли реализацию жилищной программы для обеспечения нашего населения нормальным жильем. Но, к сожалению, они не реализовывались. Не реализовывались по ряду причин. В том числе потому что сковывалась инициатива самих граждан. И по сути дела граждане не могли участвовать своими деньгами, своими возможностями в строительстве этого жилья. Так как они не могли купить стройматериалы, не хватало всегда строительных организаций, не хватало мощностей по строительным материалам. Т.е. были вот такие вот причины. Сейчас совершенно иной подход. Это программа ипотечного кредитования и создания рынка доступного жилья за счет получения кредитов под залог.

В.: то необходимо сделать для того, чтобы ипотека стала по настоящему выгодной. Дело в том, что я проводил подсчеты. Сейчас, для того, чтобы купить, скажем, однокомнатную квартиру в итоге выплачиваешь деньги, за которые можно купить трехкомнатную.

ОЛЕГ КОВАЛЕВ : Ну, действительно, сейчас ипотека достаточно дорогая. Малое количество граждан, имеющих только высокую заработную плату, могут воспользоваться этой ипотекой для того, чтобы и обслуживать, т. е. выплачивать высокие процентные ставки. По мере снижения процентных ставок количество граждан, для которых ипотека станет доступной, будет возрастать.

В.: Как вы считаете, когда все-таки ипотека дойдет до нормальных, 2-3, хотя бы 4% годовых?

О. КОВАЛЕВ (председатель комитета по регламенту и организации работы Госдумы, заслуженный строитель РФ): В течение 5-7 лет я так думаю не раньше, потому что это зависит от уровня инфляции в стране, это зависит и от других многих факторов. Здесь есть на пути развития ипотеки ряд опасностей, которые нам необходимо учесть. Это в первую очередь опасность того, что если вдруг сейчас мы создадим условия, когда люди резко смогут увеличить количество ипотечных кредитов, то есть получить кредиты и выйти на рынок жилья, а на рынке жилья ситуация останется такой же, как сейчас, то просто вырастут цены на квадратный метр и этим ростом цен будет съедаться все то, что граждане получат в виде кредитов и расчет на квартиру трехкомнатную, как вы говорите, придет к тому, что человек должен будет вынужден покупать однокомнатную квартиру, которая его не устроит. Второе, это монопольное положение на рынке сегодня застройщиков. Здесь необходимо очень жестко контролировать вот монополизм на стройках с тем, что это тоже один из поводов повышения цен за кв. метр жилья. Вот и третье, это неразвитость промышленности строительных материалов. Потому что при увеличении резком увеличении доступа граждан к ипотечному кредитованию значит, сразу и увеличении объемом строительства жилья, сразу возникнет проблема строительных материалов, а это может тоже дать толчок для роста цен на эти же общедоступные строительные материалы, такие как кирпич, цемент, инертные материалы, там, древесина и т. д.

В: По оценкам экспертов, жилье в нашей стране дорожает на 2% в неделю, а раньше это было 2% в месяц. На ваш взгляд, чем обусловлен подобный рост, скачкообразный рост цен на жилье, какие меры может предпринять исполнительная и законодательная власть для обуздания роста цен и обеспечения граждан доступным жильем?

- Необходимо развивать конкуренцию на рынке строительства жилья. Могу привести пример примитивный: Необходимо увеличить доступ строительных организаций или застройщиков к земельным участкам. Маленький город, допустим, 50 тысяч жителей, он должен выделить как минимум две площадки разным организациям, которые между собой бы конкурировали и боролись за тех граждан, которые принесут свои деньги, для того чтобы купить у них жилье. Второе - очень жесткое антимонопольное законодательство, которое могло отслеживать и не допускать сговора между застройщиками, с целью повышения стоимости кв. метра жилья. Третье - это развитие промышленности строительных материалов. Хотя сама ипотека, сам национальный проект отличается от остальных национальных проектов тем, что он как локомотив потянет за собой развитие других отраслей народного хозяйства. Потому что стройка требует и металл, требует и цемент, требует и стекло, требует ввод жилья: обязательно надо увеличивать спрос на мебель, на домашнюю утварь и т. д. Это все рабочие места. Поэтому позитив здесь большой. Но меры антимонопольного характера должны быть очень жесткими, иначе мы сведем это к тому, что просто повысятся цены на жилье.

В: Изношенность коммунальных сетей достигает 60% в среднем по стране, в некоторых регионах цифра еще больше. Планируется ли использовать средства из национальной программы "Доступное жилье" на модернизацию ЖКХ?

- Мы когда говорим о реализации программы, то говорим о трех уровнях, которые должны участвовать в реализации этой программы - это муниципалитеты (местное самоуправление), это региональные власти и федеральный центр. У каждого должна быть своя задача. Муниципалитеты и региональные власти должны выделить земельные участки для строительства, обеспечить подводку всей инфраструктуры с тем, чтобы граждане не несли на себе расходы по развитию коммунального хозяйства.

В: Как на ваш взгляд должно развиваться ЖКХ? Необходимо ли поддерживать прежнюю систему: с централизованного теплоснабжения больших микрорайонов или все-таки нужно акцентировать на развитие индивидуальных, отопительных и прочих систем?

- Необходимо разработать единую методику расчета нормативов потребления газа, воды, тепла. Чтобы эта единая методика, по ней рассчитывались нормативы потребления в любом регионе РФ. Как для граждан нормативы потребления, так и нормативы потребления для малой энергетики. Необходимо разработать единую методику расчета тарифов: что закладывать в тариф, в какой доле закладывать амортизацию, в какой доле закладывать на развитие, в какой доле закладывать накладные расходы, в какой доле закладывать норму прибыли. Все это должно быть единой методикой расчета тарифов. Должно быть сделано, чтобы никто не изобретал велосипед.

Чтобы тарифы были объективно экономически выверенными и давали возможность предприятиям коммунального хозяйства функционировать и получать какую-то прибыль и чтобы они не были обременительны для граждан. Таким образом, мы создадим хороший благоприятный климат для прихода частных инвестиций в коммунальное хозяйство.

В: Сейчас очень часто бывает, что, скажем, изношенный трубопровод, из него льется вода, и коммунальщикам, владельцам этих трубопроводов это, в общем-то, даже выгодно, потому что вода льется, за нее платят потребители. Как сделать так, чтобы за выливающуюся воду платило бы коммунальное хозяйство, а люди бы платили только за ту воду, которую они пьют?

О. КОВАЛЕВ : В идеале, это установка прибора учета на каждую квартиру. Я понимаю, что к этому мы быстро не подойдем, это надо делать, но идти постепенно. И на тот период, пока мы не обеспечим приборами учетов, мы должны задействовать именно нормативы потребления. Вот, есть норматив потребления, положено человеку 200 литров воды в сутки, значит, он за 200 и платит. А сколько там за счет прорыва потеряла коммуналка или водоканал какой-то, значит, это пусть ложится на его издержки. Тогда и утечек будет меньше, и они будут профилактировать лучше, и чинить быстрее.

В: Спасибо большое, Олег Иванович .



РТР Парламентский Час, Город: Москва
Дата: 2 Апреля 2006



Док. 355107
Перв. публик.: 02.04.06
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 475

  • Ковалев Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``