В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Ковалев: Кошелек у законодателей Назад
Олег Ковалев: Кошелек у законодателей
Олег Ковалев

председатель Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы

В день векового юбилея Государственной Думы самое время провести параллели в деятельности первых российских парламентариев и законодателей наших дней. А для плодотворной и спокойной работы депутаты всех времен имели ряд привилегий. О преимущественных правах народных избранников императорской Думы и нижней палаты Федерального Собрания согласился рассказать председатель Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Олег Ковалев .

- Олег Иванович , если провести сравнительный анализ льгот депутатов самых первых Дум и современных парламентариев, то кто окажется в более выгодном положении?

- Депутатские льготы и привилегии всегда интересовали общество. Но тут главный вопрос заключается в том, насколько оправданны или неоправданны эти привилегии, насколько они коррелируются со льготами коллег-парламентариев других стран и насколько они сопоставимы с общим уровнем жизни наших граждан.

И все-таки, если анализировать привилегии членов первого созыва Думы 1906 года и современных парламентариев, я бы сказал, что в общем-то радикальных отличий нет.

- Олег Иванович , наверняка больше всего у избирателей вызывают интерес служебный автотранспорт и квартиры депутатов. Что изменилось за прошедший век?

- У меня конкретных данных по механизму обеспечения жильем депутатов Первой Государственной Думы нет, но я точно знаю, что служебное жилье им предоставлялось. В наше время парламентарии всех созывов Думы обеспечиваются служебным жильем. Но если члены 1-го и 2-го созывов смогли приватизировать свои служебные квартиры, то начиная с 3-го созыва мы строго следуем закону о статусе депутата, и ни один народный избранник не получил в собственность служебное жилье, которое он занимал.

Теперь, как только истекает срок полномочий, парламентарий должен освободить квартиру. Более того, начиная с 4-го созыва каждый депутат самостоятельно платит за пользование электроэнергией, водой, отоплением, телевизионной антенной и за другие коммунальные услуги. Раньше все эти расходы покрывались за счет федерального бюджета.

Если говорить об оплате транспортных расходов, то в наше время депутату предоставляется право на бесплатное перемещение по железной дороге или авиационным транспортом в пределах России. В пределах Москвы и Подмосковья, если идет пленарная неделя, предоставляется транспорт по вызову. Автомобили закреплены только за Председателем, его заместителями, лидерами фракций, председателями комитетов. Членам Думы Российской империи один раз в год возмещались путевые издержки из расчета 5 копеек на версту от их места жительства до Санкт-Петербурга и обратно.

В начале прошлого века нашим коллегам ежегодно предоставлялся отпуск не более полутора месяцев. В наше время почти ничего не изменилось: сейчас у нас отпуск составляет 42 календарных дня. Должен сказать, что во 2-м и 3-м созывах наш отпуск длился 56 дней. Однако сами парламентарии посчитали, что это много. А потому число дней отпуска было сокращено.

- В императорских Думах для прогульщиков были предусмотрены штрафные санкции: за пропуск заседания без уважительной причины - штраф 25 рублей. Как вы относитесь к введению штрафов в ныне действующей палате?

- Я к этому отношусь очень осторожно. Считаю, что депутатами должны быть люди сознательные, которые чувствуют ответственность перед избирателями и поэтому не допускают прогулов.

С другой стороны, в императорской Думе была немного другая схема работы: каждый депутат голосовал лично. Так же работают и наши германские коллеги в бундестаге. Там порядок следующий: в течение заседания депутат может не присутствовать в зале, а работать в кабинете, советоваться с помощниками или членами своего комитета, но в "час голосования" он обязан прийти и проголосовать.

В Государственной Думе несколько иной механизм. У нас комитеты не являются конституционными органами. Точнее, в Конституции записано, что Государственная Дума создает комитеты и комиссии, но в Основном Законе четко закреплено: законы принимает Дума. Поэтому любая законодательная инициатива должна пройти через пленарное заседание, даже если комитет считает ее абсурдной и предлагает отклонить. В любом случае законопроект должен быть внесен и палата обязана за него голосовать. Но нередко происходит следующее. Например, рассматривается документ, связанный с финансовыми рынками. Много ли у нас депутатов, которые разбираются в тонкостях финансовой системы? Нет, не много. Есть десятка два специалистов высокого класса да еще человек 50, которые разбираются в этом вопросе на среднем уровне. Им эта тема интересна, поэтому они присутствуют на заседании и участвуют в обсуждении.

Учитывая то, что мы применяем электронную систему голосования и в палате очень сильно выражена партийная принадлежность, некоторые депутаты передают право голоса своим коллегам по фракции. Такая схема имеет право на жизнь. Тем более она оправданна при переходе на пропорциональную систему выборов. Но все это выглядит для избирателей непонятно. Ведь они направили депутата в Государственную Думу для выражения своих интересов, чтобы он участвовал в принятии законов. На мой взгляд, тут надо просто менять саму схему, следует принять "закон о принятии законов", в котором более четко отработать механизм голосования в том числе.

- Вы уже немножко затронули процесс принятия законов в других странах. Возвращаясь к теме депутатских льгот и привилегий, расскажите, пожалуйста, как с этим обстоит дело за рубежом?

- В США конгрессмены ездят на своих машинах, и казенных автомобилей там вообще не предусмотрено, кроме как для самых высших чиновников, возглавляющих конгресс.

Российским парламентариям предоставляется служебный мобильный телефон с лимитом 100 долларов в месяц и оплата услуг связи. То есть до введения лимитирования расходов телефонная связь пока бесплатная. Депутаты бундестага и их помощники обеспечиваются также связью, компьютерами и ноутбуками. Должен сказать, что каждый конгрессмен в США может иметь штат до 18 постоянных и 4 временных сотрудников. На это ему выделяется в год более 750 тысяч долларов. Довольно приличная сумма, которая дает понять, насколько серьезно в США подходят к вопросу обеспечения депутатской деятельности, особенно в вопросах законотворчества. Ведь конгрессмен за такие деньги может себе позволить набрать специалистов высокого уровня, с качественным образованием и солидным опытом работы. Наш депутат вправе иметь до 5 оплачиваемых помощников, в том числе 2 в Государственной Думе и 3 в регионе, с довольно маленькой зарплатой.

Теперь сравним транспортные возможности. У российского депутата есть право бесплатного вызова служебной машины и бесплатного проезда на авиа-, железнодорожном и водном транспорте. В бундестаге персональный казенный транспорт предусмотрен только для парламентских статс-секретарей (по статусу они приравнены к председателям комитетов Госдумы) и руководителей фракций. В Берлине депутаты пользуются такси, но счета за услуги таксистов к концу месяца поступают в администрацию бундестага, которая и оплачивает проезд. А для развозки тех, кто припозднился на работе, имеются дежурные лимузины марки "БМВ". По сути дела, такая же схема действует и у нас.

Не могу не упомянуть и о пенсиях. Наш депутат, если он проработал в Думе менее трех лет, может рассчитывать на доплату к пенсии, которая устанавливается ему, как и всем остальным россиянам. Эта доплата равняется 55 процентам от оклада. Если депутат проработал в палате более трех лет, то доплата подрастет до 75 процентов. В бундестаге депутат, ушедший на пенсию с 65 лет, получает ежемесячную доплату к пенсии в размере 2 тысяч евро. Если он отработал два срока, то эти дополнительные средства парламентарию начинают выплачивать раньше - с 60 лет. Конгрессмен, отработавший 5 лет, имеет пенсию в зависимости от зарплаты, плюс доплата за счет социального обеспечения и доплаты из пенсионного фонда для федеральных служащих. В итоге получается очень солидная пенсия, которая почти равна заработной плате. Впрочем, это не мешает членам конгресса муссировать вопрос об изменении своего пенсионного обеспечения.

Рассмотрев западный опыт, можно сказать, что кое в чем мы выглядим лучше, чем наши западные коллеги, а кое в чем скромнее, кое в чем хуже, потому что там уже есть лимитация средств на наем транспорта, жилья и услуг связи - то, к чему мы стремимся. И опыт показывает, что эта форма лучше работает. Но тут главное не переборщить - с водой не выплеснуть и ребенка. Я уверен, что мы движемся к верной схеме финансирования депутатских льгот и привилегий, которая позволит парламентариям выполнять свои полномочия качественнее и продуктивнее.

- А как вы оцениваете эффективность ныне действующей Государственной Думы?

- Можно говорить об эффективности с точки зрения количества принятых законов. Тут я должен сказать, что Дума 4-го созыва в сессию принимает на 15-20 процентов законопроектов больше, чем наши предшественники. Если говорить о качестве этих законов, то не берусь утверждать, что нынешняя Дума принимает более качественные законы. Документы на том же уровне, ну, может, процентов на пять качественней, чем в Думах прошлых созывов. Можно говорить и о количестве проектов законов в портфеле. В начале работы Думы 4-го созыва в нашем портфеле оказалось более 2,5 тысячи законопроектов. Сейчас их осталось менее 1,5 тысячи. То есть за два года с небольшим мы расчистили залежи почти наполовину. Думаю, что к концу этого созыва мы будем иметь переходящий остаток всего лишь 400 - 500 законопроектов. И это нормально. Это как раз то количество, которое все время, как говорится, в работе. Такие цифры - тоже свидетельство эффективности.

Подводя итог, могу с уверенностью заявить, что Государственная Дума 4-го созыва работает более продуктивно, чем предыдущие. Но это естественно. Так и должно быть. Законодательный процесс, повинуясь прогрессу, неизменно совершенствуется.

Справка "ПГ"

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ КОВАЛеВ родился 7 сентября 1948 года. Окончил Ростовский инженерно-строительный институт. Депутат третьего и четвертого созывов Госдумы. Председатель Комитета Госдумы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Член фракции "Единая Россия".

***

ЭКСКУРС

Вчера

Можно сравнить уровень заработной платы. Так, у депутатов в 1906 году денежное довольствие было суточное и составляло 10 рублей в день. Если на 50 копеек можно было пообедать в ресторане, то вы сами понимаете, каково соотношение цен и этой выплаты. А уже в 1908 году порядок оплаты труда членов Государственной Думы был изменен: отныне им установили денежное содержание в размере 4 200 рублей в год. Получается, ежемесячно парламентарий получал 350 рублей. Это тоже очень приличная сумма, ведь обед в обычной столовой стоил от 5 до 15 копеек, а корову можно было бы купить рублей за 100.

Вот какие были цены: проезд в столичном трамвае 5 коп., 1 кг хлеба ситного 12 коп., 1 кг картофеля 2 коп., 1 кг говядины 50 коп., 1 кг масла меньше рубля, билет на галерку в театр 30 коп. Годовые оплаты по профессиям: инженер - 2000 рублей, земский врач - 1500 рублей, офицер - 1500 рублей. Профессор - 300-360 рублей, сельский священник и учитель - 150-200 рублей.

Законом предусматривалось, что депутат, пропускающий заседания без уважительных причин, подвергался денежному штрафу в 25 рублей. Если депутата удаляли из зала заседаний (а Дума имела право удалять с 1-15 заседаний), то суточные за эти дни не выплачивались.

Если депутат не подчинялся решению Председателя и продолжал нарушать спокойствие, его удаляли из зала пристав Думы и его помощники, находившиеся в распоряжении Председателя.

Сегодня

Сейчас депутат ежемесячно получает денежное вознаграждение в размерах, определяемых для федерального министра, - это сумма чуть менее 18 тысяч рублей. Кроме того, народный избранник имеет право на денежное поощрение, которое выплачивается каждый месяц в случае экономии по фонду оплаты труда. Таким образом, зарплата депутата составляет от 60 до 80 тысяч рублей в месяц. Эта же система денежных выплат существовала и в Думах предыдущих созывов.

***

А КАК У НИХ?

Зарплата депутатов бундестага составляет примерно 7 тысяч евро в месяц. Но наши германские коллеги в отличие от нас самих имеют право заниматься оплачиваемой деятельностью. Большинство депутатов заняты адвокатурой и консультацией по налогам. Если говорить о социальном пакете, то каждому члену бундестага в месяц выделяется где-то 3 500 евро на аренду офиса в избирательном округе, на аренду квартиры в Берлине, на оплату связи, канцелярских принадлежностей, бензина. Это как раз та система, к которой мы стремимся перейти - к переводу в наличную форму имеющихся ныне статусных привилегий. Бундестагом производится оплата медицинской страховки в размере 50 процентов от суммы страховки депутата. Получается сумма, приблизительно равная 2500 евро. Сами понимаете, что это немалые средства. Говорить о том, что депутаты бундестага лишены медицинских услуг, было бы неправильно. Но если мы централизованно пользуемся медицинской помощью, то в Германии система медицинского страхования более развита - там все делается через страховку.

Зарплата же конгрессмена США - в районе 13 тысяч долларов, и он тоже может дополнительно зарабатывать, но не более 15 процентов от зарплаты в конгрессе. Конгрессмен сам подбирает себе дом или квартиру, а деньги ему на это выделяет конгресс.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 27 Апреля 2006

Док. 355094
Перв. публик.: 27.04.06
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 540

  • Ковалев Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``