В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Ковалев: У нашего региона - прекрасное будущее Назад
Олег Ковалев: У нашего региона - прекрасное будущее
У нашего региона - прекрасное будущее

считает депутат Госдумы от Московской области, председатель Комитета по регламенту и организации работы ГД РФ Олег Ковалев
В Государственной думе завершилась предпоследняя перед выборами в новый парламент весенняя сессия. Как правило, в это время парламентарии рассматривают законы, которые потом служат базой для формирования бюджета следующего года. Это и поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, и изменения ставок по налогам. Это вопросы, связанные с межбюджетными отношениями, то есть отношениями субъектов Российской Федерации и федеральным центром. Об итогах весенней сессии мы решили поговорить с депутатом Госдумы от Московской области, председателем Комитета по регламенту и организации работы ГД РФ Олегом КОВАЛЕВЫМ .
- Олег Иванович , каковы, на ваш взгляд, наиболее важные законы, которые рассмотрели депутаты в завершившуюся весеннюю сессию?
- Продолжалось рассмотрение вопросов, связанных с межбюджетными отношениями. Сейчас проходит реформа местного самоуправления, и основной ее проблемой является недостаточное финансирование муниципалитетов, причем сложность заключается в том, что малая часть самодостаточных муниципалитетов может себя обеспечить доходами, собираемыми на территории, а подавляющее большинство - не может. Поэтому необходим хороший, четкий механизм перераспределения средств, чтобы и люди, проживающие в небольшой деревеньке, и жители города, где развита промышленность и есть хорошая налоговая база, имели бы равный доступ к бюджету и равную бюджетную обеспеченность.
Если говорить о конкретных законах, принятых в весеннюю сессию, то мы продолжили работу над законодательным урегулированием вопросов, связанных с борьбой с терроризмом. Принят закон "О противодействии терроризму". Ратифицирована Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, которая обеспечивает неотвратимость ответственности за совершение террористических преступлений. Раз мы ратифицировали конвенцию и приняли базовый закон, пришлось корректировать и остальные законы, в том числе Уголовный кодекс.
Также была ратифицирована Конвенция ООН об уголовной ответственности за коррупцию. Это тоже важный шаг, потому что очень трудно государству в одиночку справиться с коррупцией и отмыванием денег. Бороться с этим надо совместными силами.
Продолжали мы работать над законодательным подкреплением реформы Вооруженных сил. Большое внимание было уделено увеличению доли средств, идущих именно на развитие армии, а не только на текущие расходы, то есть на закупку новых видов вооружения, разработку новинок. Ряд принятых законов направлен на обеспечение жильем военнослужащих, а также укрепление их социальной защищенности.
Много внимания было уделено закону о сокращении срока службы по призыву. Соответственно упорядочены и отсрочки, которых было очень много. Хотя наиболее важные сохранены. Подход был такой: все здоровые мужчины должны отслужить в армии. Мы считаем, что переход на годичный срок службы в целом поглощает отмену тех отсрочек, которые мы приняли. Хотя некоторые из них, такие, как призыв на военную службу сельских врачей и учителей, в первое время будут болезненно восприниматься обществом. Но если мы хотим видеть нашу страну сильной, армия должна быть тоже сильной и дееспособной.
Надо упомянуть о важном законе, который внес президент, "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Теперь есть закон, который обязывает чиновников в определенные сроки рассматривать обращения граждан, нести за это ответственность, и это уже хорошо.
Был принят закон, который в народе назвали "дачной амнистией". Теперь любой желающий без особых проблем может оформить в собственность свои шесть соток. Внесены поправки в жилищное законодательство, связанные с развитием рынка доступного жилья. Сейчас, как известно, существует проблема обманутых дольщиков. Чтобы ее снять, и внесены поправки.
Депутаты инициировали увеличение надбавок к должностным окладам научно-педагогических работников вузов за ученые степени. Это была инициатива партии и фракции "Единая Россия". И нам удалось ее реализовать.
Сейчас в нашей стране остро обозначилась демографическая проблема. Она должна решаться различными путями: и за счет увеличения рождаемости, и за счет снижения уровня смертности, и за счет миграции. Очень много русских граждан, россиян, проживают за рубежом и, в частности, в странах СНГ. Надо создать такие возможности, чтобы они могли переселяться в Российскую Федерацию, особенно туда, где у нас не хватает трудовых ресурсов. Поэтому были приняты существенные поправки в закон о правовом положении иностранных граждан и рассмотрен проект нового закона о миграционном учете.
Принят Водный кодекс - важнейший закон, определяющий правила пользования водными объектами и ряд охранных мероприятий для этих объектов.
Все эти законы в той или иной степени коснутся жителей Московской области.
- В этом году заканчиваются полномочия депутатов Московской областной Думы. Вскоре выборы предстоят и в Государственную думу. И на пост президента России. Какие изменения уже произошли в избирательном законодательстве нашей страны?
- Тема, которую вы затронули, является продолжением укрепления политической системы государства, укрепления гражданского общества. С одной стороны, мы предпринимаем законодательные шаги по укреплению партийной составляющей, то есть не отдельные личности должны в целом определять стратегию государства, а политические силы в виде партий. Выборы в Госдуму будут проходить по пропорциональной системе, и впервые в Российской Федерации в Московской области выборы в областную Думу тоже пройдут по пропорциональной системе. Это налагает большую ответственность и на руководство области, и на жителей региона.
Если говорить о конкретных поправках в избирательное законодательство, много споров вызвала ликвидация в бюллетенях пункта "против всех". Но я знаю только два государства, в которых бы этот пункт действовал, - это Белоруссия и Аргентина. Голосование "против всех" - действительно протестное голосование. Этот пункт мог присутствовать в бюллетене, когда у нас была смешанная система голосования, когда люди отдавали голоса за каких-то конкретных кандидатов. Зачастую они выражали протест против существующей власти. Теперь же избирателям придется голосовать за партию, которой они будут отдавать предпочтение. В данном случае голосование "против всех" обществу ничего не дает, поэтому вполне можно обойтись без этой графы. Надо также учитывать, что голоса, поданные против всех, по действовавшему закону перераспределялись между политическими силами, набиравшими более 5 процентов голосов, то есть волеизъявление людей, по сути, не учитывалось.
В первом чтении принят законопроект, вызвавший большие дискуссии в обществе, - о возвращении досрочного голосования. Досрочное голосование - это как бы дополнительная возможность для людей прийти на избирательные участки и проголосовать. Нас же стали обвинять в том, что досрочное голосование будет способствовать использованию во время выборов административного ресурса, подтасовке результатов выборов. Но нельзя говорить о том, что само досрочное голосование способствует подтасовке. Закон надо принять в таком виде, чтобы не было возможности ни для подтасовок, ни для разговоров о них, чтобы он обеспечивал объективность и строгий учет голосующих. Если правильно прописать процедуру голосования, то принятие этой нормы даст только плюсы. Важно, какие механизмы контроля за процедурой досрочного голосования мы определим в законе.
Пропорциональная система, то есть выборы по партийным спискам, строго привязывает избранных депутатов к своим политическим силам. И это очень правильно. В законодательном органе власти увеличивается роль фракции, роль избранных политических сил. И это тоже потребует корректировки и закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата... ", и думского регламента. Важно, чтобы не было блуждающих депутатов, которые приходят в Госдуму с одной политической силой, потом от нее уходят, начинают работать как независимые, но в одиночку ничего сделать не могут. Очень жесткая должна быть привязка у депутата к политической силе, включившей его в список и приведшей к победе на выборах.
Еще одно из новых правил избирательного законодательства - запрет на включение в предвыборные списки партии представителей других партий. Это нонсенс, когда при пропорциональной системе партия начинает включать в свои списки представителей другой партии. Если партии считают, что они должны идти на выборы вместе, что их программы сходны, что они преследуют одни и те же политические и экономические цели, решают одни и те же социальные задачи, - тогда они просто должны объединиться в единую партию и идти на выборы одной политической силой, одним политическим фронтом.
Мы считаем, что должны быть крупные партии, которые будут охватывать весь спектр избирателей, и должны быть политические силы, отвечающие приверженности своих избирателей. Возможно, тогда у нас станет меньше предводителей маленьких партий, которые создают их под себя.
Ведь, действительно, в некоторых есть один яркий лидер, а за ним - никого.
Есть и еще одно новшество - снятие с выборов за неполные и недостоверные сведения и ненадлежащее оформление документов. Я считаю, что ответственность за это должна быть вплоть до снятия с выборов, иначе будут фальсификации. Возможны ложные сведения и об образовании, и об имущественном положении. Но процедурно все должно быть в законе тщательно прописано: при каких условиях, в каком порядке все будет решаться - решением ли суда или вышестоящей избирательной комиссии. В законопроекте уже ко второму чтению, которое состоится в осеннюю сессию, надо все это четко прописать. Пока же есть возможность и членам Общественной палаты РФ, и гражданским институтам, неправительственным организациям, Центризбиркому внести конкретные предложения в законопроект по уточнению этих позиций.
- Олег Иванович, не могу не спросить вас об отношении к вопросу, который поднял мэр Москвы Юрий Лужков. Он предлагает объединить столицу с Московской областью. Это реально?
- По-моему, этот вопрос периодически звучал и раньше. Я на него и реагировать перестал. Обычно его начинают озвучивать для того, чтобы отвлечь народ от реальных проблем. Я не знаю, зачем это было нужно Юрию Михайловичу Лужкову. Я не увидел нигде достаточно хорошей аргументации за это объединение, а ведь вопрос очень сложный.
Что представляет собой объединение двух таких субъектов, как столица и область? Это, по сути, получается одно из крупнейших европейских государств. Как им управлять? Каким образом выстраивать взаимоотношения между Москвой и более мелкими муниципалитетами? Что будет с экономикой? Как остальная Россия на это посмотрит? Хотят ли другие субъекты, чтобы произошло такое объединение, или нет? Наконец, каким статусом будет обладать сама Москва? Ведь Москва принадлежит не только москвичам. Москва - столица государства. Она принадлежит всем россиянам. В развитии Москвы, в ее строительстве есть вклад каждого россиянина, где бы он ни жил: на Чукотке, во Владивостоке или на Кубани. Вопросов больше, чем ответов.
На мой взгляд, у нас сейчас масса других проблем, которые необходимо решать. Объединять субъекты надо только там, где это очевидно буквально всем, и нельзя объединяться там, где выгода от этого неочевидна. Президент относится к таким вопросам очень взвешенно, и я думаю, что, кроме разговоров, ничего из затеи объединения Москвы и области не выйдет. Потому что минусы видны уже сейчас, а вот плюсов - не видно.
Я считаю, что объединение нереально, и это не та тема, которую сегодня надо обсуждать. Сегодня нужно говорить о том, как людей обеспечить доступным жильем, как победить бедность, как лучше лечить, учить. Нужно обсуждать вопросы: как победить коррупцию, как экономически укрепить государство, как повысить его обороноспособность. Надо обратить внимание на реальную жизнь людей, причем именно тех, кто сегодня работает у станка, в поле, а не в коммерческих и финансовых структурах.
- Олег Иванович, на ваш взгляд, какие пути развития могут ожидать Подмосковье в ближайшем будущем и в перспективе?
- Подмосковье сейчас - один из самых динамично развивающихся регионов. Я очень рад этому и горжусь тем, что живу в Подмосковье.
Проблемы, конечно, есть. Те же обманутые дольщики. Но вопрос с ними будет решен. Я знаю, что правительство Московской области очень активно в этом направлении работает.
Если говорить насчет перспектив, то Московская область очень привлекательный сегодня субъект для инвестиций, в том числе для иностранных. У области хороший имидж. Здесь великолепные руководители. Очень авторитетен губернатор, которого знают не только в Российской Федерации, но и за рубежом, которого воспринимают как надежного и стабильного лидера. Поэтому у Подмосковья хорошие перспективы.
Новый толчок к развитию Подмосковье получит от строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги. Она крайне нужна, потому что московская кольцевая явно перегружена.
Как только эту дорогу начнут строить, параллельно будет возводиться вдоль нее инфраструктура в виде торговых комплексов, сферы обслуживания. А это дополнительные рабочие места, развитие того же малого, среднего бизнеса.
В области хорошая спортивная инфраструктура, которая будет развиваться и дальше. А это тоже рабочие места - все спортивные объекты надо обеспечить обслуживающим персоналом. К тому же чем больше спортивных сооружений, тем меньше людей, особенно молодых, которые болтаются без дела по улицам. В этом плане Подмосковье тоже очень выгодно отличается от других регионов, и здесь тоже есть перспективы для развития.
- А в чем нашей области нужна законодательная поддержка? Какие проблемы будут помогать ей решать депутаты Госдумы?
- Сейчас продолжается рассмотрение поправок в Лесной кодекс, и здесь есть ряд вопросов. Дело в том, что в новом кодексе предполагается передача полномочий по управлению лесами от федерального центра регионам, кроме Московской и Ленинградской областей. То есть получается, что наша область не сможет управлять лесами, находящимися на ее территории. Мотивировка такая: Московская и Ленинградская области опоясывают крупнейшие города, и их жителям не будет доступа к лесам, потому что у этих городов нет пригородных зон. Причем говорится так, как будто сейчас эта проблема существует! А что касается пригородных зон, то Земельный кодекс говорит о том, что пригородные зоны для Москвы и Санкт-Петербурга определяются федеральным законом. То есть законопроект по пригородным зонам можно внести в Госдуму, и инициатором могут быть и Москва, и правительство РФ, и депутаты Государственной думы. И отсутствие такого закона не может служить основанием не наделять Московскую и Ленинградскую области правом управления лесами.
- Потом есть Конституция РФ, по которой все субъекты Федерации равны в своих правах. И если все другие регионы будут наделены правом распоряжаться лесами, то опять же почему Московская и Ленинградская области должны быть лишены этого права?!
- При принятии Лесного кодекса мы, депутаты, представляющие интересы Подмосковья в Государственной думе, будем занимать очень жесткую позицию в данном вопросе, основанную на праве, данном Конституцией.
Также нам хотелось бы решить еще одну важную проблему, о которой много говорится. Губернатор Борис Всеволодович Громов с нами солидарен в этом вопросе. Дело в том, что сегодня подоходный налог выплачивается по месту работы человека. Не секрет, что большое число жителей Подмосковья трудится в столице, и налог от их деятельности оседает там. А различными социальными благами они пользуются по месту своего жительства, то есть пользуются преференциями бюджета области. Это неправильно. Мы считаем, что люди должны выплачивать подоходный налог по месту жительства.
Сегодня бюджет маленького муниципального образования формируется очень тяжело. Но если люди, проживающие в одном населенном пункте, а работающие в соседнем, будут платить подоходный налог по месту жительства, то бюджет этого населенного пункта будет нормально формироваться. Этой темой мы будем заниматься до тех пор, пока она не будет решена.
Еще мне хотелось бы сказать о проблеме, связанной с энергетикой. Электроэнергетика длительное время в области не развивалась, и сейчас возникло много трудностей. Поэтому и "Мосэнерго", и другие генерирующие компании, расположенные на территории Подмосковья, приняли решение по развитию станций. Планируется восстановление третьего энергоблока на Каширской ГРЭС мощностью 330 мегаватт; строительство парогазовой установки мощностью 450 мегаватт в Шатуре и новой современной станции в Шатурском районе; реконструкция станции в Электрогорске. Чтобы быстро все это построить и реконструировать, нужны поправки в закон Московской области о льготном налогообложении. Борис Всеволодович Громов принципиально идею поддержал, я думаю, и депутаты областной Думы поддержат решение этого вопроса, чтобы уже в осеннюю сессию принять такие поправки в региональный закон. Быстрое строительство этих блоков и ввод их в эксплуатацию даст возможность росту других инвестиций, потому что сегодня проблемы с энергоснабжением уже сдерживают темпы развития Московской области.
А вообще я верю в то, что у Подмосковья - прекрасное будущее.
Беседу вела Наталья ВАСЕНИНА, наш парламентский корреспондент.



Ежедневные Новости Подмосковье, Город: Москва Обл.
Дата: 16 Августа 2006

Док. 355086
Перв. публик.: 16.08.06
Последн. ред.: 16.08.07
Число обращений: 557

  • Ковалев Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``