В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Кнорр: Закон о развитии села принят. Продолжение следует... Назад
Андрей Кнорр: Закон о развитии села принят. Продолжение следует...
В канун Нового года Государственная дума приняла, а Совет Федерации одобрил федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Такого рода документ крестьяне ждали давно. Оправдал ли он ожидания? Какие перспективы у российского села? Об этом и многом другом наш разговор с членом аграрного комитета Государственной думы, секретарем Алтайского регионального отделения партии "Единая Россия" Андреем Кнорром .- Во время первого чтения, несмотря на решение фракции "Единой России", вы голосовали против этого закона. Потом позицию изменили. Что, "дожали" однопартийцы?- Любой закон - это компромисс возможностей, желания и реалий жизни. В процессе работы над законопроектом мы рассматривали около десяти вариантов. На заседании аграрного комитета и во время первого чтения я действительно голосовал "против". Но тогда законопроект был совершенно "пустой". Принятый закон тоже не идеален, и сомнения по его поводу оставались.- Тогда почему "Единая Россия" настояла на том, чтобы закон "О развитии сельского хозяйства" был принят именно сейчас? Ведь правительство и коммунисты призывали не голосовать за такой закон...- Здесь есть ряд причин. Первое. В 2000 году практически вдвое сократилось производство молока, мяса и других продуктов, большая половина парка техники, не получая замены, пришла в негодность, каждая третья животноводческая ферма стояла без скота, пятая часть из трудоспособного населения осталась без работы, начали рушиться сами устои сельской жизни, возросли воровство, пьянство, молодежь двинулась в город. Во-вторых. Нынче предстоит принимать бюджет на три года вперед. И сделать это необходимо до пятнадцатого июля. Не появился бы закон о развитии сельского хозяйства до этого момента - ежегодно депутатам-аграриям пришлось бы, как и раньше, "биться" за решение каждой отдельной проблемы, как то: лизинг, субсидирование процентной ставки, страхование, компенсации на топливо. Ведь именно так, без базового документа, осуществлялась поддержка АПК в России. Закон же обязывает правительство определять направления финансирования в бюджете на три года вперед.Я проголосовал "за" принятый документ еще и потому, что он заставляет создать пятилетнюю программу (2008-2012 годы) развития сельхозпроизводства. А она, в свою очередь, скоординирует работу всех ныне существующих.- А почему так много времени нужно для того, чтобы разработать этот закон? Ведь основные "болячки" сельхозпроизводства общеизвестны.- Да, на это потребовалось три года кропотливой работы. Не все получается сделать сразу. Да и ситуация с сельхозпроизводством в России не везде одинакова: где-то она лучше, а где - и совсем наоборот. Значит, в документе необходимо учитывать разные подходы к проблеме развития села. Поэтому в аграрном комитете Госдумы было принято решение - принимать вначале "точечные решения" в этой сфере.- Что это за решения?- Введено трех-, пяти- и восьмилетнее кредитование сельхозтоваропроизводителя. В четыре с половиной раза увеличилась сумма средств, выделяемых на субсидирование процентной ставки, составляющая 13 млрд. руб., и в пять раз - уставный капитал "Россельхозбанка", что расширило возможности кредитования крестьян. В четыре раза увеличен уставный капитал "Росагролизинга", что позволило ускорить процесс технического переоснащения сельхозпроизводства. Первичный взнос по лизингу уменьшился с 15 до 5 процентов. Проценты по такого рода выплатам сократились с 7 до 2, а по лизингу скота - до нуля. Разрешено брать в лизинг импортную высокопроизводительную технику и животноводческое оборудование, которое не производится в нашей стране. Впервые в 2005-2006 гг. было выделено соответственно 5 и 7,5 миллиарда рублей на компенсацию за топливо для селян. Нынче деньги на эти цели поступят в феврале - марте.Был принят ряд важных для села документов: Земельный кодекс, законы об обороте земель, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о личном подсобном хозяйстве, о финансовом оздоровлении.Необходимость государственной поддержки села подчеркнул и президент РФ, объявив развитие АПК национальным проектом. Ведь речь идет не только о том, чтобы нарастить производство, но и улучшить качество жизни. Для этого увеличивается бюджетное финансирование на строительство жилья для молодых специалистов, без которых невозможно представить будущее села.Такого объема кредитования крестьянских хозяйств (40,9 миллиарда рублей за год) наша страна еще не знала. Причем число желающих работать на этих условиях не уменьшается, а растет. Но для поступательного движения вперед необходимо расширять территориальную сеть "Россельхозбанка", на долю которого приходится более 70 процентов всех выдаваемых кредитов. Нужно упрощать процедуру оформления кредитов, законодательное регулирование залога земли, совершенствовать налогообложение потребительских кооперативов.- Какой эффект от этих новаций?- В прошлом году в России рост ВВП в сельском хозяйстве составил 1,5 процента. Производство мяса выросло на 4,4 процента. Но опять же - это все общие цифры, как температура всех больных в клинике. Рост производства мяса птицы уже на протяжении четырех лет составляет 16 процентов, свинины - 7. А вот по производству говядины - спад. Вырезают крупнорогатый скот крестьяне.Остановилось падение производства молока (в 2005 году - минус 3,6%, в 2006 - плюс 0,5 процента). Увеличился объем инвестиций в сельское хозяйство. Если в 2005 году было 160 млрд. рублей, то в 2006 году - 260 млрд. рублей. Причем в коллективные хозяйства инвестиции увеличились в 2,5 раза, в крестьянско-фермерские - в 3,5, в личные подсобные - в 30 - 40 раз.В Алтайском крае также получен положительный эффект от реализации проекта. Более одного миллиарда рублей привлечено в аграрный сектор. Но возникает другая проблема: количество желающих получить кредит возросло настолько, что лимита по субсидиям на краткосрочное кредитование в рамках проекта уже не хватает.- Андрей Филиппович , сегодня многие чиновники и политики жалуются на действия правительства. Складывается такое впечатление, что оно - чуть ли не главный в стране враг...- Доля у правительства такая - обеспечивать экономное и эффективное расходование ресурсов государства. Но кроме экономических задач существуют большие социальные программы, реализация которых ежегодно тоже требует все больше денег.Для того чтобы решить проблему, необходим документ. Статья 10 нового закона предусматривает, что ежегодно, до пятнадцатого мая, правительство публикует национальный доклад о ходе и результатах реализации государственной программы. Да, все знают, что ситуация на селе далека от идеала, но кому-то придется своей рукой написать в докладе, что в России шестьдесят процентов говядины завозится из-за рубежа. И доложить об этом в Госдуме и Совете Федерации, и положить эту бумагу на стол президенту, а затем опубликовать. Это - персональная ответственность, и, согласитесь, еще какая! И готовить этот доклад будут независимые ученые, практики, депутаты вместе с правительством.Закон и пятилетняя программа призваны консолидировать усилия аграриев и определить направления развития сельхозпроизводства в России. Завтра, когда эти документы реально заработают, станут видны слабые места в нынешней аграрной политике.- Закон делает необходимым проведение мониторинга цен. Для чего это нужно?- Статья 5 закона обозначает основные цели государственной аграрной политики. Пункт 6 этой статьи определяет: "наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов)".Вы понимаете, чего стоит только один этот пункт? Ведь не зря же правительство пыталось выбросить его из текста закона. Паритет цен все трактуют по-разному. Кто-то считает, что это отношение цены дизельного топлива к цене зерна... Хорошо, на первое января года текущего и первое января предыдущего эти соотношения могут быть почти одинаковыми. Но во время посевной и уборочной кампаний цена на солярку поднимается, а цена на зерно, наоборот, падает. Правительство говорит: смотрите, среднегодовая цена на топливо - шестнадцать рублей за литр. Плюс к этому девять процентов инфляции, и все, в общем-то, терпимо. А крестьянин-то закладывает в себестоимость зерна топливо, купленное по девятнадцать рублей за литр. И деньги от небольшого повышения цены на пшеницу получит не он. Но годовая статистика сообщает о том, что "все хорошо, прекрасная маркиза"...Необходимо на государственном уровне определить методику расчета диспаритета и определить цены на так называемую "сельскохозяйственную корзину", куда, например, входят цены на пшеницу, подсолнечник, картофель, ячмень, мясо, молоко и далее. С другой стороны, нужна оценка "промышленной корзины", куда входят топливо, электроэнергия, удобрения, техника и т. д. И по ценовым параметрам данных корзин нужно проводить мониторинг ситуации на селе. Мы добиваемся, чтобы это все было отражено в программе, и правительство приняло соответствующее постановление. И мы хотим, чтобы эти механизмы были прописаны в программе. Верю, что принятие закона будет хорошим стимулом для развития отечественного сельхозпроизводства.

Алтайская правда, г. Барнаул

Дата: 1 Февраля 2007

Док. 354951
Перв. публик.: 01.02.07
Последн. ред.: 15.08.07
Число обращений: 368

  • Кнорр Андрей Филиппович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``