В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на первом заседании подкомиссии по проблемам противодействия коррупции 13 апреля 2006 года Назад
Выступление на первом заседании подкомиссии по проблемам противодействия коррупции 13 апреля 2006 года



Уважаемые участники совещания!

Практически все, кого мы приглашали, уже пришли.

Даже более того: я очень хочу вас поблагодарить за то, что вы, все занятые люди, откликнулись на это приглашение обсудить те вопросы, которые вам предлагаются.

Некоторые, к сожалению, не смогли по объективным причинам поучаствовать в нашей встрече, хотя выразили желание работать в комиссии, - кто-то на заседании Правительства, кто-то на других мероприятиях, которые невозможно было отменить...

К сожалению должен констатировать, что были и те люди, которых мы приглашали для участия в решении этой острой проблемы, и которые, прямо скажем, "перегорели" и сегодня не готовы включатся в работу комиссии...

Решение образовать нашу подкомиссию, как вы знаете, состоялось в рамках Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за правоохранительными органами, силовыми структурами и реформированием судебно-правовой системы. Мы рассчитываем на то, что этот коллектив людей, пусть временный, - не будет надуманной структурой, служащей для "выпуска пара", а станет реальным инструментом по продвижению общественных инициатив в самой острой сфере.

Сегодня на повестку дня выносится всего два вопроса. У вас материалы все есть. Я предлагаю сразу обсудить сам факт создания подкомиссии, перспективы ее работы, возможные формы участия Общественной палаты в этой трудной деятельности, а также те направления, на которые мы предлагаем сконцентрировать свое внимание.

Для того, чтобы все-таки вам было понятно, что за коллектив здесь собрался, я представлю вас друг другу.

В работе подкомиссии выразили желание работать четыре члена Общественной палаты, из них двое присутствуют - я и Гасан Борисович Мирзоев. Выразили также согласие работать в подкомиссии Геннадий Николаевич Зайцев и Сергей Викторович Лазуренко, которые находятся в командировке. Дали свое согласие работать депутаты Госдумы Виктор Иванович Илюхин и Николай Дмитриевич Ковалев, бессменный сотрудник аппарата Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Яковлевич Гуськов, которого тоже многие, наверное, знают.

У нас представлены, поскольку это Общественная палата, представители общественных организаций... Отчасти это люди, которые в свое время занимались этим предметом, будучи на государственной службе, отчасти - те, кто занимался этим в рамках общественной деятельности: Бутенин Сергей Сергеевич, который участвовал в свое время в разработке проекта Закона о борьбе с коррупцией; Вершинин Владимир Михайлович, бывший сотрудник правоохранительных органов; Голик Юрий Владимирович, председатель Комитета Верховного Совета СССР по вопросам правопорядка и борьбы с преступностью; Горьков Виктор Александрович, который возглавлял соответствующее подразделение по борьбе с контрабандой и коррупцией в Министерстве безопасности в 1990-е годы; Данилкин Александр Федорович, специальный корреспондент газеты "Труд", который специализируется на антикоррупционных расследованиях; отец Димитрий (Смирнов Дмитрий Николаевич), председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными cилами и правоохранительными учреждениями, - мы считаем очень важным участия в нашей работе человека такого склада, - Ермолаев Александр Николаевич, руководитель организации ветеранов контрразведки; Захаркин Виктор Александрович, президент Национального Агентства ветеранов налоговых служб; Мысловский Евгений Николаевич, президент фонда "Антимафия"; Никитинский Леонид Васильевич, старшина гильдии судебных репортеров.

У нас участвуют представители государственных органов и это очень важный фактор, поскольку, собственно борьба, или противодействие коррупции, все-таки осуществляется с помощью государственных институтов: Бризицкий Анатолий Михайлович, судья Верховного Суда России; Турянская Марина Леонидовна, старший прокурор Главного управления по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД и некоторых других; Сафонов Олег Александрович, аудитор Счетной палаты России.

От Министерства юстиции дал согласие работать в комиссии Сидоренко Евгений Николаевич, до недавних пор заместитель министра, сейчас же здесь присутствует Пушкин Александр Сергеевич, и это очень хороший знак, что с нами человек с такой фамилией.

От Федеральной службы безопасности дал свое предварительное согласие участвовать в работе комиссии Горбунов Юрий Сергеевич, заместитель директора - статс-секретарь ФСБ.

Сейчас же в нашем заседании принимают участие заместители начальников управлений Топоров Павел Николаевич и Сидоров Олег Павлович.

Министерство внутренних дел у нас представлено Семенченко Евгением Савельевичем, руководителем департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, Ларичевым Ва-силием Дмитриевичем, главным научным сотрудником ВНИИ МВД, Скобликовым Петром Александровичем, профессором Академии управления МВД. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков - двумя руководителями подразделений: Бульбовым Александром Арсеньевичем и Зиновьевым Валерием Владимировичем. Служба по финансовому мониторингу - Фоминым Владимиром Николаевичем.

Дал также свое согласие на совместную работу, но, к сожалению, не смог сегодня быть здесь Костанов Юрий Артемьевич, председатель президиума Московской коллегии адвокатов "Адвокатская палата".

Если упрощенно говорить, то здесь присутствуют люди, которые в той или иной форме занимаются тем делом, ради которого мы и образовали подкомиссию по проблемам противодействия коррупции...

Я предложил бы очень динамично провести нашу сегодняшнюю встречу, постараться уложиться в час с небольшим, позволить мне сделать краткое вступление и высказать свои соображения. А далее обменяться мнениями в совершенно произвольной форме, но соблюдая регламент в 5-7 минут.

Михаилу Игнатьевичу Гришанкову наверное дадим побольше времени для того, чтобы он рассказал, как работает соответствующая комиссия Государственной думы.

Уважаемые коллеги!

Безусловно, говорить о состоянии коррупции в нашем обществе было бы в такой аудитории, как наша, бессмысленно. Все мы понимаем и оцениваем реальные масштабы этого явления, в общем-то, знаем отчасти и статистику и факты.

Кто-то мне охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию так: "Страна вошла в коррупционный разнос". Мне кажется, отчасти это соответствует действительности. Все это, конечно, влияет на репутацию России в глазах мирового сообщества, но самое главное - ведет к деградации морали, деградации нравственности целого народа.

Если раньше говорили в России: "Воруют!", ну вроде как бы это нормально, мол, всегда воруют, ну что ж сделаешь, то сейчас стали говорить по-другому: "Если на откаты 10%, то почему бы их не легализовать!?".

Один высокий чиновник некоторое время назад сказал: "Пусть человек украдет на 10%, а на 90% сделает как надо", другой умник выдал: "Коррупция была, есть и будет, и ею надо управлять", а третий цинично резюмировал: "Коррупция - самый эффективный бизнес, поэтому его надо узаконить". Я думаю это очень тягостное, пагубное явление для нашего общества, если это является предметом обсуждений, высказываний людей, в том числе людей, правомочных принимать большие государственные решения.

И тем не менее мне кажется, что в обществе, среди наших граждан востребованность того, что бы хотя бы какие-нибудь шаги в этом направлении были предприняты, очень высока. Особенно в сфере бытовой коррупции.

Конечно, наши граждане ожидают каких-то подвижек, каких-то действий от власти и при этом присутствует, это надо констатировать, очень важный фактор - фактор политической воли высшего должностного лица государства, который был совершенно внятно и неоднократно обозначен.

Еще два года назад Президент четко сказал: "Коррупция деморализует общество, разлагает власть и госаппарат", что "требуется выработка системной антикоррупционной политики", что "предстоит серьезное оздоровле-ние муниципального и государственного аппарата". Не далее как позавчера, встречаясь с лидерами фракций, он еще раз подчеркнул необходимость "сокращения негативного влияния бюрократии на процесс становления демократических институтов". Его позиция неоднократно проявлялась на встречах "восьмерки", разного рода саммитах, в многочисленных заявлениях. 17 марта Президентом была подписана ратифицированная Федеральным собранием Конвенция ООН против коррупции, что является серьезным политическим шагом, и за этим должны, разумеется, последовать какие-то практические действия.

Безусловно, мы все реалисты, мы понимаем, что рецепта победы над коррупцией на самом деле нет, и полностью победить ее никому в мире никогда не удавалось. Но коррупция, это, как известно, не только совокупность преступных деяний, но это социальное явление, и противостоять ему нужно не только карательными мерами, но и всеми инструментами и всеми институтами общества и государства, которые есть в распоряжении. Вполне реально создать барьеры, установить процедуры, снизить степень коррумпированности власти. Это достижимо, и многие страны демонстрируют это. Я думаю, что Россия здесь не может быть исключением. Чем эффективнее инструменты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных и в групповых корыстных интересах. Безусловно, создано очень много организаций, комиссий, которые работают в этой сфере с разной степенью активности и результативности. С появлением Общественной палаты появляется новая общественная площадка с определенным ресурсом влияния, который, мне кажется, было бы непростительно не использовать в этой ситуации.

Создавая подкомиссию, мы исходили из таких оценок: ни либерализация, ни ужесточение закона существенно не влияет на состояние коррупции; правовых инструментов на самом деле вполне достаточно, для того чтобы сегодня развернуть серьезную работу против этого явления; никакие этические кодексы и амнистии капиталов не спасут от этого явления по существу. Но мы ни в коем случае не снимаем с повестки дня работу над законами и совершенствования действующих нормативных правовых актов. Но наряду с этим нужны какие-то внятные, четкие, последовательные и постепенные шаги в заданном направлении. Поэтому мы предлагаем, чтобы эта подкомиссия, которая создана в рамках Общественной палаты, сосредоточилась на каких-то совершенно четких, понятных и очень локальных шагах, не пытаясь разбрасываться, не пытаясь выполнять ту работу, которую выполняют другие коллективы людей, объединенные в разные структуры и делающие это с заметной степенью эффективности.

Мы подготовили для обсуждения документ под названием "Основные направления". В нем всего только три направления, и нам кажется, что реализовать эти направления будет нам по силам, если всерьез этим займемся, опираясь, еще раз говорю, на политическую волю и востребованность общества. Первое - это антикоррупционная общественная экспертиза, второе - внедрение антикоррупционных стандартов в систему формирования кадрового потенциала власти как ключевого элемента всего здания коррупции. И третье - консолидация общественных ресурсов противодействия коррупции на площадке Общественной палаты.

По первой позиции - экспертиза - ничего в этом, конечно, нового нет. Это, в общем, известная тема, и, скорее всего речь идет о том, чтобы Общественной палате включиться экспертную работу в соответствии со статьей 18 Закона об Общественной палате. Необходимо сформировать экспертно-аналитический инструмент из группы специалистов. Мы также предлагаем, опираясь на опыт разного рода организаций, сформировать банк данных, предварительно назвали мы его "Реестр коррупционных ниш". Есть какие-то четко сформулированные элементы законодательства, которые на сегодняшний день являются теми самыми коррупционными "дырами"... Не пытаясь объять необъятное, нам надо идти по пути приоритетов, определения того, что уже сегодня можно сделать. Инициирование и организация экспертизы с позиции Общественной палаты вместе с Государственной Думой, вместе с негосударственными общественными организациями, и, безусловно, информирование общественности о результатах экспертной работы.

По второй позиции, которая связана с внедрением антикоррупционных стандартов в систему формирования кадрового потенциала власти. Речь идет не о внесении изменения в действующее законодательство, а о том, чтобы, опираясь на политическую волю и управленческие решения, попытаться повлиять на самое главное обстоятельство, без которого, я полагаю, подвижки в этой сфере невозможны. Это - тот самый пресловутый человеческий фактор. Одна из первопричин коррупционных процессов - это закрытость государственной власти и отсутствие системной государственной кадровой политики.

Как кто-то сказал образно: "У нас не приходит эффективной регенерации элиты". Опираться и в этом деле можно опять же на внятные установки Президента, призывающего к оздоровлению государственного и муниципального аппарата. Мы предлагаем сосредоточить свои усилия на выстраивании такой конструкции: разработке предложений по созданию целостной системы кадрового резерва в стране, который приведет не к судорожным попыткам поиска кадров и беспрецедентному на сегодняшний день лоббированию, в том числе экономическому лоббированию, назначений на должности всех уровней, а к использованию эффективной системы формирования кадрового потенциала власти. Достигнуть этого можно будет только в результате последовательной и рутинной работы, которая будет уложена в определенную схему.

Такая система существовала в СССР, как вы знаете, система номенклатуры, которая была очень четкая, довольно грамотно проработанная, ну и не позволяла, во всяком случае, людям с совершенно заниженными качествами оказаться на серьезных государственных должностях. Такая система создавалась и в России в 1993-1996 годах. Наверное, вы помните, был Совет по кадровой политике при Президенте, формировался кадровый резерв, федеральный банк кадровой информации. Все это делалось в Администрации Президента Российской Федерации. Но после последовательной смены одного руководителя другим, сначала эта система была законсервирована а, потом просто ликвидирована, и сегодня ее нет.

Нам представляется, что Закон о государственной гражданской службе дает достаточно оснований, чтобы прописать эти процедуры в рамках, например, Указа Президента и ввести это все в плоскость совершенно четкого порядка. И тогда, я думаю, это будет очень серьезный шаг. Говориться, ведь: "Демократия - это процедура". Если есть процедура, значит, будет и демократия. В том числе эта процедура может предусматривать и участие гражданского общества в формировании кадрового потенциала власти. Все это, безусловно, приведет к повышению эффективности кадрового состава власти, и еще что очень важно, к востребованности громадного интеллектуального потенциала нации, который сегодня просто выброшен на обочину. Это проблема архиважная, как мне кажется, для нашего государства и общества, прежде всего.

Ну и третья позиция - это координация усилий негосударственных организаций. Почему не объединить информационные, аналитические, экспертные возможности этих организаций. Понятно, что некоторые из них находятся в конкурентных отношениях. Для кого-то это бизнес, для кого-то такое взаимодействие абсолютно неинтересно. Но, объединив усилия, мы можем прийти к совершенно новому интеллектуальному качеству материала, который готовиться, и по результатам этого взаимодействия можно, как мы предлагаем, если это может получится, готовить ежегодный доклад не только о состоянии коррупционных процессов в стране, но и о подвижках в этой сфере, конечно сверяясь с государственными институтами, с правоохранительной системой. Ежегодный доклад с площадки Общественной палаты можно было бы направлять высшему руководству страны, потому что именно от него зависит принятие основных стратегических решений, ну и конечно информировать о его содержании общественность.

Наверное, могут быть и другие приоритетные шаги, направления, формы работы. Мы не претендуем на то, что это ключ к решению проблемы, это - всего лишь те позиции, которые, как нам кажется, можно было бы реализовать в течении обозримого будущего.

Я хотел бы в заключении попросить вас высказаться по существу. Некоторые участники нашего заседания уже заявили о своем желании выступить, высказаться по существу этих предложений, сделать свои предложения, которые можно было бы учесть. Ну и, конечно, очень важна ваша поддержка. Потому что без поддержки браться за это дело практически бессмысленно.

Спасибо, я сказал все, что хотел сказать, можно было бы больше, но думаю, что этого не требуется. Поэтому я предлагаю перейти сейчас к обсуждению.




http://www.oprf.ru/


Док. 354643
Перв. публик.: 15.08.06
Последн. ред.: 15.08.07
Число обращений: 442

  • Пржездомский Андрей Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``