В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на 3-ей Европейской конференции председателей центральных избирательных комиссий на тему: `Развитие и кодификация международных избирательных стандартов` Назад
Выступление на 3-ей Европейской конференции председателей центральных избирательных комиссий на тему: `Развитие и кодификация международных избирательных стандартов`

Уважаемые участники международной конференции!
Дискутируя о преимуществах и недостатках того или иного документа, об избирательных технологиях и процедурах, о соответствии избирательной практики нормам права и морали, мы зачастую как-то забываем о главном герое выборов - об избирателе, гражданине. Он, как правило, не искушен в тонкостях избирательного законодательства, иногда наивен и доверчив, нередко подозрителен и циничен. Таким делаем его мы сами потому, что либо заняты выстраиванием умозрительных правовых конструкций, либо лукавим в угоду политическим или иным интересам, а иногда просто по инер-ции не можем преодолеть консерватизм своего мышления.
Вот здесь звучали разные точки зрения, иногда в довольно резкой форме, относительно плюсов и минусов той или иной модели выборных правил в виде Свода норм или Стандартов прав и свобод. По моему мнению, если исходить из интересов избирателя, то более детальная регламентация и более четкая систематизация формулировок обладают большими преимуществами, чем чисто абстрактные заявления и пожелания. Ведь недаром мудрец сказал: "Демократия - это процедура!". Насколько подробно мы пропишем отдельные элементы избирательных процедур, настолько и будут защищены законом интересы простого человека. Впрочем, и взгляды на саму демократию нередко тоже различаются исходя из субъективных пристрастий ее сторонников.
Уважаемые господа! Раз уж мы говорим о проблемах участия избирателей в выборах, мне хотелось бы привлечь ваше внимание к одному важному аспекту, связанному с повышением их правовой культуры. Конечно, все мы хотим, чтобы избиратель хорошо знал свои права, чтобы он представлял основные элементы избирательных процедур, чтобы не с завязанными глазами, а реально представляя себе кандидатов, опускал избирательный бюллетень в ящик для голосования. Но для этого мало соблюдения норм закона, нужна целенаправленная просветительская работа с гражданами, оказание им помощи в тех случаях, когда они сталкиваются с произволом, нарушениями их законных интересов, с попытками пренебрежения их правами.
В России в ходе прошедших федеральных избирательных кампаний силами ряда общественных организаций использовалась такая эффективная форма работы, как "горячая линия" связи с избирателем. Под эгидой Российского фонда свободных выборов были открыты пункты телефонной, факсимильной и Интернет-связи, через которые, как говорят, в режиме он-лайн принимались от граждан сигналы о различных нарушениях, давались необходимые разъяснения, осуществлялось блиц-консультирование, сообщались сведения об участниках выбо-ров. А тесное взаимодействие Фонда с ЦИК России и другими госу-дарственными учреждениями позволяло оперативно принимать меры по устранению нарушений, своевременно пресекать попытки пренебрежения интересами избирателей. Тысячи звонков, десятки факсов, сотни сообщений по e-mail - современная демократичная технология обеспечения интересов граждан в ходе выборов.
Работу наших операторов не раз наблюдали представители Миссии БДИПЧ ОБСЕ, восхищались ею, говорили, что ничего подобного нигде не видели. И мы гордимся подобной оценкой со стороны столь авторитетной организации.
На предстоящих выборах мы собираемся развернуть эту работу на еще более высоком уровне, привлекая к ней многочисленные общественные организации, используя самые современные средства связи и обработки информации. Мы уже получили поддержку ЦИК России, обсудили замысел в Общественной палате и уверены: в 2007-2008 гг. - общественная система связи с избирателем будет важнейшим инструментом обеспечения свободы волеизъявления российских граждан на выборах.
Второй момент - доверие избирателей к результатам выборов. Оно неразрывно связано с укоренившейся в массовом сознании точкой зрения о том, что "выбирает не тот, кто голосует, а тот, кто считает". Поэтому процесс подсчета голосов - краеугольный камень выборов. Он должен быть честным, прозрачным и вызывающим доверие. А этого достичь можно только с помощью наблюдателей. Но не просто случайных людей, получивших такой статус и отбывающих свой номер за деньги или по обязанности, а квалифицированных, специально подготовленных, грамотных в правовом отношении граждан, понимающих, что именно от них зависит не только соблюдение норм закона при подсчете голосов, но и доверие граждан к результатам выборов. Об этом говорилось бессчетное число раз, но проблема качества наблюдения, к сожалению, остается.
Именно поэтому Российский фонд свободных выборов принял долгосрочную программу выстраивания в нашей стране целостной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, которые будут выполнять роль инструкторов-наблюдателей. Согласно этой программе, которую также поддержал ЦИК России, мы намереваемся в течение ближайшего года открыть сеть пунктов подготовки в Москве и в семи федеральных округах, пропустить через них тысячи специалистов, преимущественно молодых людей. В ходе подготовки, к которой будут привлекаться профессионалы избирательной системы, будут использоваться но-вейшие методические и технические средства, отрабатываться модели имитации работы наблюдателей на избирательных участках.
В результате этой работы мы должны подготовить десятки тысяч специалистов, способных накануне выборов самостоятельно организовать семинары с людьми, привлекаемыми на выборы в качестве наблюдателей. Это - очень большой, прямо скажем, амбициозный проект. В его реализации уже выразили готовность участвовать некоторые общественные организации, к нему проявили интерес представители некоторых зарубежных организаций. И мы, разумеется, очень надеемся на сотрудничество в этом многотрудном деле со всеми, кто рассматривает институт наблюдения не в качестве имитации, а как реальный инструмент обеспечения прозрачности подведения итогов выборов.
Собственно говоря, оба института - внутренних и международных наблюдателей - призваны делать одно большое общее дело - реально способствовать свободе волеизъявления граждан - одной из основных ценностей демократии.
Спасибо за внимание.



http://www.oprf.ru/


Док. 354636
Перв. публик.: 15.08.06
Последн. ред.: 15.08.07
Число обращений: 367

  • Пржездомский Андрей Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``