В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГЕНРИХ ПАДВА: `ХОРОШИЙ АДВОКАТ ОБЯЗАН БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ` Назад
ГЕНРИХ ПАДВА: `ХОРОШИЙ АДВОКАТ ОБЯЗАН БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ`

ГЕНРИХ ПАДВА: `ХОРОШИЙ АДВОКАТ ОБЯЗАН БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ`Профессия адвоката в последние годы стала в нашей стране очень престижной. И во многом благодаря таким звездам, как Генрих Падва, которого по праву считают одним из самых авторитетных и профессиональных специалистов. Генрих Павлович был одним из инициаторов создания Союза адвокатов СССР, активно отстаивал независимость адвокатского статуса от советской судебной системы. Сегодня Генрих Падва является чуть ли не самым востребованным и элитарным судебным защитником России.

- Генрих Павлович, насколько изменилось с советских времен отношение власти и общества к профессии адвоката?

- В прежние времена нас воспринимали как людей, которые выгораживают преступников и вообще с ними заодно. Если в советской прессе появлялись посвященные адвокатам публикации, то только негативные. Общественное сознание отрицательно относилось к нашей профессии. Например, я знаю, что некоторые мои коллеги даже стеснялись признаваться новым знакомым, кем работают. Сейчас же, напротив, профессия стала суперпрестижной. Об адвокатуре с удовольствием пишет пресса; многие специалисты получают широкую общественную известность и выступают с позиций правозащитников. Одним словом, наша профессия переживает в современной России ренессанс.

- Надо ли адвокату, стремящемуся к большому успеху, уметь подстраиваться под политические или экономические изменения в стране?

- Ни в коем случае! Адвокату нельзя ни под кого и ни под что подстраиваться! Его должны волновать интересы конкретного клиента, который к нему обратился за защитой, а не широкая общественная популярность. Слава может прийти или нет, но ради нее трансформировать свои принципы непрофессионально и неэтично.

- Тем не менее многие люди, мечтающие стать адвокатами, считают, что путь этот усыпан розами, и впереди их ждут только известность и высокие гонорары. А какие негативные стороны у данной профессии?

- К сожалению, некоторые начинающие специалисты, особенно те, которые приходят к нам из прокуратуры и милиции, нередко рассматривают адвокатуру как место, где можно ничего не делать и при этом грести огромные деньги, зачастую нечестным путем. На самом деле старая отечественная адвокатура была далека от таких настроений. В прежние времена адвокаты буквально в поте лица зарабатывали свой хлеб, искать легких денег считалось неэтичным. Ведь для того, чтобы стать хорошим специалистом, необходимо работать, работать и работать, а не грести деньги. Например, меня лично очень удивляет и огорчает, когда обо мне пишут как об одном из самых дорогих адвокатов. Это, во-первых, вообще неприятная характеристика специалиста - дорогой он или недорогой. А во-вторых, такая информация не соответствует действительности, так как многие мои начинающие коллеги, иногда молодые, а порой уже убеленные сединами, но пришедшие к нам со стороны, берут за свои услуги гораздо большие гонорары, так как обещают результат. Я же человек добросовестный, и говорить могу только о том, что положу весь свой опыт, знания и умения на пользу доверителя, но заранее гарантировать благоприятный исход я не могу. Потому что гарантия ожидаемого клиентом успеха является жутким нарушением адвокатской этики, по сути, мошенничеством.

- А что означает понятие "профнепригодность" применительно к адвокатской специальности?

- В частности, безнравственность. Или идиотизм. Адвокаты - такой же срез общества, как учителя или военные. И в нашей профессии есть как высокие мастера, так и дураки. Некоторые считают адвокатскую профессию какой-то особенной, но, по-моему, это чушь. У нас процент дураков примерно такой же, как в любой другой сфере деятельности.

- Как же клиенты идут к дуракам?

- Клиент всегда желает получить результат, а на остальное ему наплевать. Он не озабочен нравственными или моральными сторонами дела. Например, матери арестованного нужно выручить сына из тюрьмы, и она вряд ли будет испытывать сомнения или угрызения совести по поводу дилеммы: давать ей через адвоката взятку следователю или не давать. И совсем другое дело - сам адвокат, который обязан соблюдать корпоративные нормы. В противном случае не надо быть профессионалом, ведь для того, чтобы передать взятку, особого ума не требуется. А вот чтобы грамотно выстроить защиту человека, нужно годами шлифовать собственное мастерство.

- От чего в адвокатском ремесле зависит успех: от работоспособности, таланта или везения?

- Как правило, успех зависит от вложенных в него усилий и комплекса обстоятельств. Вообще же хорошему специалисту просто необходимы разнообразные знания, навыки, умения. Не обойтись без серьезных познаний в психологии. Например, очень важно уметь тонко находить подход к каждому конкретному судье исходя из особенностей его личности. Ведь на одного подействует суховатая юридическая терминология, а у другого необходимо задействовать воображение, эмоциональную сферу. Ну и, конечно, в нашей профессии нельзя скидывать со счетов фактор элементарного везения.

- С чего бы вы посоветовали начать карьеру молодому юристу, стремящемуся стать адвокатом?

- Некоторые молодые люди вначале идут в милицию или прокуратуру. Но лично я сразу пошел в адвокатуру. Считаю, что это достаточно хорошая школа, и не обязательно предварительно работать где-то еще. Хотя и особого вреда тут нет. Но, по-моему, все же лучше сразу начинать специализироваться. Ведь чтобы стать хорошим специалистом, надо иметь постоянную практику, много читать специальной литературы и юридической периодики, изучать опыт коллег. К сожалению, сейчас в связи с появлением новых технологий уровень профессиональной культуры среди молодых адвокатов сильно упал. Потому что, с одной стороны, компьютеры значительно сокращают время подготовки к процессу, а с другой - балуют молодежь. Адвокату уже не требуется, как когда-то, перелопачивать горы справочников, ибо любую необходимую информацию можно отыскать с помощью нескольких нажатий "мыши". Зачастую такие начинающие специалисты наивно полагают, что они все знают и умеют. Но в том-то и дело, что это поверхностный подход к профессии, который лишь создает иллюзию компетентности. По-настоящему широко мыслить может лишь тот, кто обладает набором базовых знаний и вкусом к постоянному самообучению.

- Как вы в целом оцениваете поколение молодых адвокатов на примере своих помощников?

- Среди молодых немалое число людей, рассматривающих нашу профессию как верный способ быстро набить кошелек. Но есть и весьма способные и трудолюбивые ребята. В частности, у меня сейчас работают несколько очень перспективных молодых специалистов. Однако и мне пришлось столкнуться с поверхностными людьми, к которым у меня были очень большие претензии.

- Суд присяжных осложняет работу адвокатов?

- В каком-то смысле - да. Для суда присяжных особое значение приобретает ораторское мастерство защитника, его умение донести свою мысль до слушателей, убедить их в правильности своей позиции. Это несколько другая работа, нежели в традиционном суде. Надо сказать, что пока сотрудники прокуратуры еще не совсем овладели таким судом и на сегодняшний день терпят поражения чаще, чем им хотелось бы. Лично я не веду дел в суде присяжных.

- А вам интересно было бы попробовать?

- Я очень серьезно отношусь к своей профессии и считаю, что нельзя рисковать интересами доверителя. Более пятидесяти лет я работал именно в классическом суде, потому чувствую себя там как рыба в воде. Чтобы уверенно вести защиту клиента в суде присяжных, необходимо досконально изучить механизмы его работы и годами оттачивать мастерство именно применительно к данному виду судопроизводства. Я не могу вести себя как некоторые мои коллеги, которые впервые идут в суд присяжных и полагают, что они все знают и умеют.

- Как вы считаете, когда личный адвокат будет доступен широким слоям населения?

- Уже доступен. Другое дело, что не всем по силам оплатить работу звезды. А услугами обычных специалистов, которые часто являются хорошими профессионалами, сегодня вполне может воспользоваться большая часть населения.

- Вы уже много лет в профессии, удается ли сохранять интерес к работе?

- Мое дело мне по-прежнему нравится, но могу признаться, что с годами накапливается усталость, ведь наша специальность довольно специфическая и требует немалых душевных затрат.

- Какими делами из своей практики вы особенно гордитесь?

- Теми, где я сумел сделать все, что от меня зависело. Это не обязательно дела, где все закончилось хорошо.

- То есть сам по себе успех или неуспех дела не является для вас однозначным критерием хорошо выполненной работы?

- Бывает, по результатам моего выступления в суде я получаю массу восторженных отзывов, но внутренне считаю, что где-то недоработал и что-то недоделал. В этом случае на душе остается неприятный осадок, даже несмотря на все внешние атрибуты успеха. А случается наоборот, когда результат не очень хороший, однако я знаю, что совесть моя чиста, так как я объективно сделал все возможное: применил максимум своих знаний и стараний для защиты доверителя, но по независящим от меня обстоятельствам не смог достигнуть результата, который считал бы правильным и законным. По моему мнению, каждый порядочный адвокат обязан прислушиваться к голосу собственной профессиональной и человеческой совести.

- Но достаточно распространено мнение, что адвокату в его работе совесть и моральные ограничения только мешают...

- Это очень подлая точка зрения. Чтобы стать хорошим адвокатом, необходимо быть порядочным человеком.

- Но как же в таком случае защищать заведомо виновного преступника?

- Таких не бывает по определению, так как заведомо никому не дано знать, преступник человек или нет. Для того и существует суд, чтобы, выслушав все за и против, определить вину подозреваемого. У меня было немало случаев, когда на все 100% казалось, что клиент виновен, когда он сам подробно рассказывал, как именно совершил преступление, и ни у кого не возникало даже тени сомнения в его виновности. А потом вдруг выяснялось, что этот заведомый преступник на самом деле чист.

- А если человек вам просто несимпатичен, возьметесь ли вы его защищать?

- Все личные антипатии я в себе подавляю сразу, каждый профессионал обязан это делать. Ну вы представьте, к врачу пришел пациент, который ему не очень симпатичен, и что, он не будет его лечить? Профессионал должен смотреть не на физиономию или стрижку клиента, а на его дело. Ведь даже малосимпатичный человек нуждается в юридической защите, и обязанность адвоката такую помощь ему оказать. В этом благородная суть нашей профессии, ради которой в нее стоит идти.

26.06.2006

http://murmansk.zarplata.ru/book/articles/10805.html

Док. 354631
Перв. публик.: 26.06.06
Последн. ред.: 15.08.07
Число обращений: 676

  • Падва Генрих Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``