В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Генрих Падва: продолжение династии? Назад
Генрих Падва: продолжение династии?
Когда он учился в 8-м или 9-м классе, ему подарили книгу - "Речи знаменитых русских адвокатов". Мальчика книга потрясла. У него появилась мечта: защищать униженных и оскорбленных. Сегодня лучший российский адвокат Генрих Падва отмечает день рождения.

Он родился 20 февраля 1931 года в Москве. В 1953 году окончил Московский юридический институт. Однако между этими двумя датами - 1931 и 1953 - истоки жизни и судьбы замечательного российского адвоката, лучшего в своей профессии и по смелости отстаивать свою (и, естественно, своего клиента) точку зрения. Каковы же эти истоки?

По данным Международного Объединенного Биографического Центра, отец Генриха, крупный инженер-плановик, занимал ответственные посты в организациях такого масштаба и значимости, как Северный морской путь. Работал под началом легендарных Шмидта и Папанина. Прошел всю Великую Отечественную войну, был контужен. В 1945 году назначен комендантом одного из немецких городов, решал репарационные вопросы; День Победы встретил в звании капитана. Мать была балериной, обладавшей, по общему мнению, фигурой изумительной красоты. После рождения сына она решает уйти со сцены, однако Терпсихоре не изменяет - дает уроки танца.

До войны Генрих учился в престижной столичной школе No 110, где среди его одноклассников было немало детей высокопоставленных чиновников, видных ученых, популярных артистов. Во многом благодаря высокому уровню преподавания в школе многие из ее выпускников впоследствии достигли выдающихся успехов в различных сферах профессиональной деятельности.

В начале войны Генрих вместе с матерью, дедом и другими членами семьи был эвакуирован в Куйбышев (Самару). Приют нашелся у дальних родственников, где вдесятером пришлось обитать в одной комнате, спать на сундуках и просто на полу. Когда немецкие войска были далеко отброшены от Москвы, Генрих с матерью вернулись домой, отремонтировали свою комнату в коммунальной квартире, отапливавшуюся самодельной кирпичной печкой. Он продолжил учебу в той же 110-й школе, которую успешно окончил в 1948 году. Поступать решил в Московский юридический институт, но с первой попытки недобрал баллов. (Надо отметить, что при поступлении в вуз в те годы учитывались наличие комсомольского билета, которым Генрих не спешил обзавестись, а также запись в графе "национальность".)

Год спустя - новая, на этот раз более успешная попытка поступления: набран "полупроходной" балл. Однако по окончании вступительных экзаменов Генриху повезло: он получает приглашение от представителей Минского юридического института учиться в этом вузе и принимает его. Переехав в Минск, он приступает к занятиям, и весьма успешно: обе сессии первокурсник Падва сдает на "отлично". Здесь он нашел возможность не только получать знания у высокопрофессиональных преподавателей, но и активно заняться спортом, увлекся студенческой самодеятельностью. Проучившись два семестра, Генрих переводится в Московский юридический институт, который успешно оканчивает в 1953 году.

По распределению он попадает в Калинин (ныне Тверь), поступает в распоряжение Калининского управления юстиции. Карьера молодого адвоката началась с полугодичной стажировки в старинном городе Ржеве. Пройдя стажировку, Падва направляется на работу в небольшой райцентр Погорелое Городище, чтобы стать здесь единственным адвокатом. Спустя полтора года Падва продолжает адвокатскую карьеру в Торжке. Здесь он совершенствует свое мастерство, исключительно много читает - благо провинциальная жизнь, небогатая на развлечения, оставляла достаточно свободного времени. Здесь же происходит его знакомство с будущей супругой Аллой Носковой. Вскоре он переезжает в Калинин, где учится в мединституте его избранница. Некоторое время спустя они поженились. Параллельно с адвокатской практикой Г. Падва оканчивает заочно исторический факультет Калининского педагогического института.

Профессиональный авторитет Генриха Павловича постоянно растет, но только в 1971 году он возвращается в Москву и сразу входит в состав Московской городской коллегии адвокатов. В 1985 году становится членом президиума этой организации. В том же году возглавил НИИ адвокатуры при Московских коллегиях адвокатов.

За годы адвокатской практики представлял многочисленных клиентов, среди которых - крупные журналы и газеты (например, издательский дом "Коммерсант", "Огонек" и др.), известные российские и иностранные компании ("ПепсиКо", "Ситибанк", "Ренессанс Капитал", "Кембридж Кэпитал", "Холдинг Москва", "Центр КНИТ - Калужская застава" и др.), знаменитые люди (семья А. Сахарова, семья В. Высоцкого и др.), "Менатеп" и другие ведущие российские банки.

Одно из дел затрагивало интересы двух стран - России и США. Его инициировал один американский предприниматель, вступивший в "бой" против газеты "Известия": бизнесмен обвинял издание в клевете в свой адрес. Истец выиграл на родине суд, который предписал взыскать с газеты многотысячную компенсацию нанесенного морального ущерба. Советские официальные структуры долгое время игнорировали происходившие в рамках этого дела события, кивая на то, что американская сторона ограничена в возможностях исполнения решений своего суда. Тогда американцы перешли к активным действиям: было арестовано имущество корпункта "Известий" в США, процесс стал угрожать осложнениями на дипломатическом уровне. Пришлось мобилизовать все юридические ресурсы. В результате действий, предпринятых отечественными юристами во главе с Г. Падвой, удалось добиться отмены решения американского суда. (Добавим, что через несколько лет состоялась встреча Г. Падвы с тем самым пострадавшим бизнесменом, который к тому моменту уже удалился от дел; все эти годы он не держал зла на своего "обидчика", продемонстрировавшего высокий профессионализм в своей сфере). После этой истории упоминание имени Г. Падвы в прессе нередко стало сопровождаться эпитетами "известный", "именитый", "маститый" и т. п.

Среди других широко известных дел Г. Падвы - Д. Якубовского, Е. Бычкова (бывшего председателя Роскомдрагмета России), П. Бородина (Управляющего делами президента России), Л. Вайнберга (известного предпринимателя), П. Карпова (бывшего заместителя генерального директора Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве)), А. Иваненко (первого заместителя председателя ГКИ РФ), А. Быкова (председателя Совета директоров КрАЗа); представление в суде интересов Ольги Ивинской (дело о наследстве Пастернака), дело о защите чести и достоинства американского предпринимателя Т. Дэла, дело П. Пашкова, связанное с наследством Ф. Шаляпина.

В дни августовского путча 1991 года Г. Падва, будучи вице-президентом Союза адвокатов СССР, находился в США и выступил с обращением к международной юридической общественности, в котором говорил о незаконности действий ГКЧП. В Москву он вернулся, когда путч еще не был побежден, с вполне понятными опасениями быть арестованным. Вскоре, как известно, все завершилось, и через несколько дней после ареста путчистов Генриху Павловичу позвонила дочь Лукьянова с просьбой защищать ее отца. После личного общения с Анатолием Ивановичем Падва дал согласие, подчеркнув, что свою оценку недавних драматических событий менять не станет и берется лишь защищать Лукьянова лично, но никак не выступать в поддержку политического явления в целом.

Ныне Генрих Падва является управляющим партнером адвокатского бюро "Падва и партнеры", в котором трудятся несколько десятков высококлассных юристов, опубликовал ряд работ по вопросам права; считается самым высокооплачиваемым адвокатом сегодняшней России.

В 1990 году Генриха Павловича избрали вице-президентом Международного союза адвокатов. За вклад в развитие российской адвокатуры в 1998 году он награжден Золотой медалью имени Плевако. За большой личный вклад в развитие законодательной системы, многолетнюю адвокатскую практику, направленную на защиту гражданских прав и свободы личности, в 1999 году Падва награжден почетным знаком "Общественное признание".

В 2004 году Падва взялся защищать в суде интересы бывшего главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского. Добиться оправдания своего подзащитного адвокату не удалось. В окончательном варианте приговора суд назначил Ходорковскому и председателю совета директоров Международного финансового объединения "МЕНАТЕП" Платону Лебедеву наказание в виде восьми лет лишения свободы. Но последовали новый судебный процесс, новые обвинения, новое наказание, и Генрих Павлович был и остается, пожалуй, единственным адвокатом, который полностью посвящен в суть дела и которому его подзащитный полностью доверяет.

О таланте Падвы очень точно и емко сказал адвокат Генри Резник: "Генрих - юрист высочайшей пробы. И без преувеличения - выдающийся адвокат. Ему присуще качество, которые, увы, сейчас, уходит, к великому сожалению. Это высочайшая правовая культура. Дело в том, что Падва беззаветно предан профессии. А если еще учесть, что он обладает таким качеством, как самоирония, которое, на наш взгляд, просто необходимо человеку... У него развито чувство юмора, само общение с ним доставляет просто удовольствие. И я горжусь нашей дружбой, соответственно надеюсь, что Генрих платит мне тем же".

Более тридцати лет назад в семье Г.Падвы случилась беда - скончалась его жена Альбина, единственная и любимая. Больше двадцати лет Генрих Павлович вдовствовал, а если и встречались в ту пору на его пути женщины, он никак не мог отыскать в них то, что было присуще только его жене. Но однажды появилась в его жизни юная особа по имени Оксана, по профессии искусствовед. Ей в ту пору было 24, ему - 64. С ней ему было о чем говорить и молчать. Началось все с искусства, к которому Генрих Павлович неравнодушен на протяжении многих лет, а закончилось ... женитьбой и тем, что молодая супруга под влиянием мужа окончила юридический институт. Значит, продолжение адвокатской династии следует?

19.02.07
Текст и фото: Леонид Школьник, "Еврейский журнал"

Док. 354626
Перв. публик.: 19.02.07
Последн. ред.: 15.08.07
Число обращений: 544

  • Падва Генрих Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``